Статьи

Главная страница  >>   Новости





"... НА экране появилась строчка:

- а может случиться и кое-что другое..

Я перечитываю ее раз, другой... Черт. Так было хорошо... А тут..

Появилось такое ощущение, что у меня в груди камень, который с

каждым разом становится больше. Ему плохо... Но мне тоже плохо!

всем нам по своему плохо..

Я медленно набираю:

- лаки, я сделаю вид, что не поняла твоего намека.

Долгая пауза... За ней появляется виноватое:

- прости, я не хотел.

- Все нормально.

Я смотрю в верхний правый угол, на строчку @laky... Кто ты?! ты

похож... Ну почему, почему мне интересно, по-настоящему интересно,

только с такими как ты? вы всегда старше своих лет, вы умные,

талантливые... Я должна обдумывать и взвешивать каждое свое слово,

я не могу расслабиться... Но мне интересно... Вы понимаете меня с

полуслова, вы задаете такие вопросы, которые многие и не подумали

бы задать... Часто вы пишете стихи, хорошие стихи... И в принципе

разговор с вами - разговор намеками... Тяжело, но..

Я еще раз прочитала 10 строчек стиха "... Жизнерадостно". После

небольшой паузы:

- а у меня все стихи такие.

- .... :(

- ЕСли написать под них музыку, то получится старый добрый нау :)

он не ответил, но я чувствую, что там... В сотнях километров от

меня, в пустой и темной квартире... Он счастливо улыбнулся..."

Кукушка

от редакции: вот в этом вся сеть! она может стать как источником

проблем, так и средством их разрешения. Сегодня она все больше

приобретает черты многогранной человеческой натуры. И слова, и

события, и эмоции в сети отнюдь не виртуальны, как иногда может

показаться..

Консультарий к слову, в консультарии на ваш вопрос бесплатно

ответят не только психологи, но и юристы, архитекторы, маркетологи

и другие специалисты. Добро пожаловать! журнал pc club.

Привет! многие из нас знают о российских разработчиках, подаривших

нам аллоды, паркан, дон капоне и д.Т. Да, это nival, nikita,

snowball, kd lab! но есть среди наших фирм и maddox games(mg),

созданная еще в далеком 1992 году и более известная на западе,

нежели у нас. Эта фирма всегда делала красивые и интересные игры.

В конце прошлого года в россии вышла русскоязычная версия

madspace, а затем и zar. Эти игры по нынешним меркам не дотягивают

по графике до unreal, но в них всегда была какая-то изюминка.

Например, в madspace была применена совершенно новая система

бонусов, возможность управления голосом игрока и отличный ai. А в

z.a.r. - КАЧество софтверного рендера ландшафта превосходило все

вышедшие до него игры, не говоря уже о том, что это была первая

отечественная игра с поддержкой игры через интернет, да еще и с

сетевым голосовым телефоном. В последнее время информации о

проектах mg стало все меньше, и я решил разузнать в чем же дело.

Итак..

После выхода zar в mg начали делать его продолжение, т.Е. zar

mission pack, Но в один прекрасный день работа с auric vision была

закончена... (zar mission pack Уже скоро выйдет). Два месяца

прошли в поисках инвестора в один из возможных вариантов новых

проектов. Издателем стала фирма 1с, и работа снова закипела. Я

узнал об этом от олега роженцова, продюсера и художника -

дизайнера mg и поэтому решил выйти на связь с олегом

вячеславовичем медоксом, генеральным директором mg. Сказано -

сделано! я задал ему несколько вопросов, и получилось небольшое

интервью.

Александр вайнблат (а): привет! не каждый день удается взять

интервью у таких людей как вы, олег! скажите, чем maddox games

сейчас занята? что вы разрабатываете?

олег медокс (о): сейчас мы заняты разработкой авиасимулятора ил-2.

[inline]

А: олег, что натолкнуло вас на такой шаг? ведь мы все помним

madspace и z.a.r С Их футуристическимими сюжетами!

о: шура, нам просто надоело делать фантастические игры, и именно

исторический факт натолкнул нас на создание этой игры. Этот факт -

великая отечественная война 1941-1945 г.Г. Хотя в будущих планах

мы еще собираемся продолжить и сюжетную линию одной или обеих

наших популярных игр stormfighter и zar. По крайней мере, новый

движок будет позволять делать и то, и другое. Все будет зависеть

от заказчиков.

А: ладно, но почему вы выбрали именно ил-2, а не какой-нибудь

другой самолет?

о: почему ил-2? немцы прозвали это самолет "черной смертью", и это

действительно так. Характеристики данного самолета позволяли вести

активный воздушный бой с большинством немецких самолетов, бомбить,

наносить ракетные удары по земле и бомбардировщикам, обрабатывать

скопление танков противника кумулятивными снарядами (до 1400 штук

на борту), вести разведку, плюс высокая дальность действия,

прочее. Короче, ил-2 позволяет нам сделать наиболее интересные и

разнообразные полетные задания. Ил-2 -единственный, который был

таким универсальным и защищенным самолетом войны. Ил-10

(дальнейшее развитие ил-2) стоял на вооружении до 57 года в ссср,

а в отдельных странах и до середины шестидесятых!

из всего этого следует, что мы хотим сделать очень интересную,

разнообразную и очень красивую игру.

А: каков примерно сюжет?

о: главный герой окончил летную школу в 1940-г в чине лейтенанта,

но через годны война, и он по долгу службы сел за штурвал ил-2 и к

1945 году получил чин майора!

а: олег, а какая техника будет использована в игре?

о: предполагается, что вся техника c обеих сторон будет

соответствовать реальным годам ее появления на фронтах (например,

тигр - 43 год/ курская дуга. Пантеран- 43-44 год. t-34/76 -39 год.

Кв-1 - 39-40 год, кв-85 - 42 год. А войну немцы начинали на

"танкетках" т-ii/iii, которые уступали по броне и вооружению даже

нашим легким танкам бт-5 или бт-7)

а: на какие этапы будет разбита игра? будет ли это также как и в

zar?

о:нда, наверное чем-то отдаленно будет напоминать zar. Игра будет

разбита на 4 основных этапа, при этом даже если советские войска

отступают, все полетные задания должны быть успешными.

А: не могли бы вы их перечислить?

о: конечно могу!

1. Начало войны - битва за москвун- путь от разгромленных в летние

месяцы аэродромов до обороны москвы глубокой осенью 41 года.

2. Сталинградская битва - несколько полетов по поддержке войск,

обороняющих подступы к волге и в сталинграде - горящие руины,

воздушные бои, бомбежка окруженной группировки паулюса до его

сдачи в плен.

3. Курская дуга - появление ил-2 с кабиной для стрелка сзади. Бои

по поддержке войск с воздуха, уничтожение бронетанковой техники,

налеты на тыл противника, воздушные бои.

4. Битва за берлин (например, перегон нового самолета ил-10 на

территорию польши под кенигсберг, начало боевых действий по

прорыву обороны немцев, налеты на укрепленные фортификационные

сооружения, воздушная война на подходе к варшаве, сражения за

берлин.

А: на какие задания делится каждый этап?

о: каждый этап разбивается на 5-6 полетных заданий. Всего их будет

20-24 в первой версии игры. Далее, если народ пожелает, как и в

случае с zar-ом, будут выпущены новые наборы миссий.

А: а что надо будет сделать, чтобы пройти миссию? какие будут

задания?

о: мы предполагаем, что полетные задания могут быть типа:

- прикрытие с воздуха отступающих советских войск, бомбежка,

воздушный бой с бомбардировщиками противника и их прикрытием

(истребители);

- одиночные вылеты или в составе крыла, уничтожение точечных

объектов (например, батареи противника), воздушные бои с

нападающими на наши объекты или бомбардировщики истребителями

противника, налеты на тыл врага совместно со средними

бомбардировщиками, поддержка сухопутных войск во время танкового

сражения, разведывательные полеты с возможной случайной схваткой с

противником в воздухе или на земле, захват самолета противника

(один из крыла садится на вражеский аэродром, а мы прикрываем с

воздуха, ждем взлета захваченного самолета и конвоируем его на

свой аэродром).

А: хорошо, с сюжетом разобрались, а что новенького будет в

интерфейсе игры? будет ли брифинг перед миссией?

о: интерфейс программы будет напоминать чем-то интерфейс z.a.r.,

ЗА Исключением того, что все будет одновременно и по-другому. В

хелпе будет показываться какое вооружение берется на борт и как

его применять. Во время полета пилот всегда может посмотреть карту

(в случае легкого уровня сложности - с указанием текущего

местоположения), а также получить прямую справку о наличии на

борту конкретного вооружения в дополнение к приборам. Будет и

летная школа - возможность потренироваться полетать, пострелять

или побомбить.

А: что вы можете сказать про физику игры?

о: игра будет копировать реальную полетную модель поведения

винтового самолета, включая взлет и посадку. Игроку будет

предложено также выбрать режим управления полетом - реальный или

аркадный.

А: теперь расскажите нам про технологическую часть игры? будет ли

поддержка 3d-ускорителей? какой рендер и api вы применяете? что

нового в звуке?

о: шура, поддержки 3d-ускорителей не будет! игра ил-2 просто не

будет запускаться без них, этих самых ускорителей! в принципе

подойдет любой ускоритель начиная от ati и заканчивая voodoo2.

Софтверный рендер, как таковой, придется забыть, только opengl и

d3d. В этом случае нам не придется думать, как обрезать игру для

софтверного рендера. К тому же, видно, что с выходом opengl и d3d

версии игры z.a.r., ПРОдажи подскочили на 50-100% (у разных

распростра dolby surround для тех, у кого есть домашний театр или

таковая карта в рс. Все это уже опробовано в патче для zar и

успешно работает.

Вывод один - хотите все по высшему разряду - имейте самый

"навороченный" рс. А простенький ускоритель - для новичков! смеюсь

конечно, но доля истины в этом есть. Технологии не стоят на месте,

для улучшения общего качества и приближения к реализму путь один -

использование максимально возможного, иногда и не по карману

железа.

А: будет ли поддержка 3dnow! от amd?

о: пока точно неизвестно, но мы работаем и в этом направлении. По

крайней мере dx6 это поддерживает.

А: будет ли сетевая игра?

о: о, да! direct play/modem/lan/internet - вот весь спектр! и не

только... Как показала практика игроков - членов zar-кланов,

сетевой телефон штука полезная и приятная. Так что если zar стал

первой в мире экшен-игрой с использованием сетевого телефона, то и

пилоты ил-2 будут переговариваться между собой по "рации". Такая

возможность только усилит эффект от сетевой игры.

А: кто является издателем ил-2? будут ли зарубежные издатели?

о: на данный момент это 1c в россии. Некоторые серьезные западные

издатели очень заинтересовались проектом, но пока не подписано

каких-либо договоров с ними.

А: сколько всего человек работает над проектом? я имею ввиду из mg

и 1c.

О: как ни прискорбно сообщать, но нас 13 человек..

А: когда наконец мы увидим игру?

о: предположительно где-то конец весны 1999-го года.

А: спасибо вам за интересное интервью! я надеюсь, что если мы

вернемся к теме ил-2 то maddox games, то это будет обзор, а не

сухое сообщение о прекращении разработки.

О: пусть будет именно так!

интервью взял александр вайнблат, журнал pc clu.

Если есть два и более компьютера - они должны быть в сети. Сегодня

это естественно, потому что достаточно просто, недорого и удобно.

Преимущества локальной сети можно даже не объяснять, вы

почувствуете их сразу после установки: быстрый обмен данными,

работа с сетевыми программами, совместное использование принтера,

модема, zip-дисковода и других внешних устройств, коллективные

творчество и, наконец, игры.

Как быстро установить сеть, и начать работу? для начала рекомендую

немного познакомиться с теорией - статья г.Баранова, pc club

n11(23) 1998. Хочу предостеречь неискушенного читателя: если вам

нужна установка локальной сети масштаба предприятия, для решения

серьезных задач, с возможностями последующего расширения - это

вопрос отдельного подхода, планирования и воплощения с учетом

специфики предприятия, решаемых задач, индивидуальным подбором

аппаратных и программных средств, в комплексе называемый

"системной интеграцией".

Цель данной статьи - быстрая установка небольшой локальной сети и

варианты решения возможных проблем. Сегодня наиболее

распространенным, простым и дешевым решением является шинная

топология ethernet на экранированном коаксиальном кабеле. На ней

мы и остановимся. Оборудование

даже маленькая сеть требует определенного планирования. Условно, у

нас есть 3 компьютера, которые необходимо объединить в локальную

сеть с доступом в интернет. Сколько и какого понадобится

оборудования?

1. Карта сетевая, pci 3 шт. 20$ /шт.

2. bnc-connector 4 шт. 0,8$ /шт. (По 2 на каждый отрезок кабеля)

3. t-connector 3 шт. 2,5$ /шт. (По 1 на каждую машину)

4. terminator 2 шт. 2$ /шт. (По одному на концах кабеля)

5. Сетевой кабель, rg58 0,5$ / метр.

(Цены указаны по состоянию на декабрь 1998 г. По материалам

еженедельника novanews и могут быть другими в зависимости от

конкретной фирмы)

не следует забывать, что длина кабеля в одном сегменте сети

(компьютер-компьютер) для технологии ethernet не должна превышать

180 м. Замерьте расстояние с учетом прокладки кабеля к каждому

рабочему месту вдоль стен. Сделайте небольшой запас (1-1,5 метра)

- будет хуже, если вы ошибетесь в меньшую сторону.

Для соединения кабеля с большинством типов bnc-коннекторов

понадобится специальный обжимной инструмент и некоторые навыки

работы с ним. Поэтому, проще заказать изготовление отрезков кабеля

(сегментов) с уже установленными bnc-коннекторами непосредственно

на фирме, где вы приобретаете оборудование. Установка сетевой карты

после того, как прокладка кабеля закончена, необходимо установить

сетевую карту в один из свободных pci-слотов компьютера. После

включения компьютера, карта должна определиться как новое

plug&play устройство. При установке драйверов для windows'95,

необходимо указать полный путь к драйверам на поставляемой в

комплекте с картой дискете (использование драйверов входящих в

состав стандартной поставки windows не желательно, т.К. Они не

будут достаточно "свежими" и могут вообще не соответствовать

данной модификации устройства, хотя спецификация по инструкции

будет совпадать). Вам повезло, если все прошло успешно с первого

раза: если драйвера стали корректно и карта готова к работе, она

должна появиться в закладке "пуск-настройка-панель

управления-система-устройства-сетевые платы". Над пиктограммой

карты не должно быть вопросительного знака, а в "свойствах" должно

быть сообщение о том, что "устройство работает нормально".

В случае, если вы столкнулись с неразрешимыми трудностями, вы

можете обратиться за помощью по адресу: office@pcclub.com.ua

МЫ (редакция pc club) думаем о том, чтобы организовать горячую

линию поддержки и помощи пользователям в решении различ- ных

проблем настройки пк. Если эта инициатива будет вами поддержана

звонками в редакцию или письмами по электронной или обычной почте,

такая служба будет организована. Для этого вам необходимо просто

позвонить или написать в редакцию, зарегистрировавшись как

читатель журнала.

Довольно часто проблемы возникают из-за конфликта в использовании

распределяемых ресурсов компьютера устройствами, например

аппаратных прерываний устройств (irq). Используемое картой

прерывание отображается при загрузке компьютера, либо же его можно

определить с использованием специализированных программ... Оно

должно быть уникальным и не пересекаться с прерываниями других

устройств.

Не забывайте о том, что каждому слоту pci в пк назначено

фиксированное прерывание. Если сетевая карта не поддерживает

программное переназначение используемого прерывания и bios не

имеет функции переназначения прерывания для слотов расширения,

проблему можно решить установкой карты в другой pci-слот.

После установки сетевой карты, подключаем кабели к т-коннектору,

который, в свою очередь устанавливаем на сетевую карту. Не

забудьте подключить к t-коннектору terminator'ы (нагрузочные

резисторы) на последних компьютерах в цепи, иначе сеть не будет

работать. Установка программной поддержки сети

если карта корректно установлена и работает, при перезагрузке

компьютера появится окно "ввод сетевого пароля", а на рабочем

столе пиктограмма "сетевое окружение".

При первом запуске, рекомендуем ввести имя пользователя, а вместо

пароля нажмите "enter". А с помощью небольшой программки tweak ui

из пакета microsoft power toys можно обеспечить быстрый

автоматический ввод имени пользователя и заход в

систему.Программку можно скачать с http://files.dnepr.net/.

НЕОбходимо заметить, что данный пароль и имя пользователя влияют

лишь на использование им ресурсов сети (каталогов, файлов,

принтеров и т.П.) И не влияет на использования аналогичных

локальных ресурсов, как это было бы в многопользовательской

системе.

Теперь установим необходимые протоколы и службы.

Для работы локальной сети нам необходим программа-клиент:

* клиент для сетей microsoft (установлен по умолчанию).

Настройка: выбрать "быстрый вход"

для работы локальной сети нам необходимы службы:

* служба доступа к файлам и принтерам сетей microsoft.

Чтобы установить службу, выберите "сетевое окружение - свойства -

конфигурация - добавить - служба - microsoft - служба доступа к

файлам и принтерам сетей microsoft".

Настройка: координатор сети - авто, оповещение lm - нет

для работы локальной сети нам необходимы протоколы:

* ipx/spx c привязкой к сетевой карте.

* Или netbeui с привязкой к сетевой карте.

Рекомендую устанавливать какой-то один. netbeui - Очень быстрый

протокол, но подходит лишь для обмена файлами по сети, так как не

поддерживает адресацию (т.Е. Многие сетевые программы, а также

компьютерные игры работать по этому протоколу не будут). ipx/spx

Поддерживают все программы, но ему требуется некоторое время после

загрузки системы, чтобы обнаружить все компьютеры в сети.

Чтобы установить протокол, выберите "сетевое окружение - свойства

- конфигурация - добавить - протокол - microsoft -

ipx/spx-совместимый протокол". Чтобы удалить, выберите "сетевое

окружение - свойства - конфигурация - [выделить протокол или

службу для удаления] - удалить". Таким образом удалите все

протоколы и службы novell netware.

Настройка протокола ipx/spx:

установить привязку: "клиент для сетей microsoft и служба доступа

к файлам и принтерам сетей microsoft". Остальные параметры - "не

установлено, авто, 0, нет, не знаю, не имею, не состоял". :-)

Способ входа в сеть: клиент для сетей microsoft

доступ к файлам и принтерам: файлы и принтеры компьютера сделать

доступными.

Для идентификации компьютера в рамках сети, укажите в закладке

"компьютер" имя компьютера, рабочую группу и описание. "Имя" и

"описание" - произвольно. Название "рабочей группы" дайте

одинаковое для всех компьютеров в вашей сети.

Произведите перезагрузку компьютера.

Теперь, чтобы ресурсы вашего компьютера были доступны другим

пользователям, их необходимо "расшарить" (жарг., От слова to share

- отдать, разделить). Для этого выберите необходимый ресурс в окне

"мой компьютер", щелкните правой кнопкой мыши и из появившегося

меню выберите "доступ".

В открывшемся окне выберите "общий" и "тип доступа": только

чтение, полный, определяется паролем. Возможные проблемы

1. После установки драйверов для сетевой платы она не появилась в

закладке "пуск-настройка-панель

управления-система-устройства-сетевые платы" (вариант - значок

сетевой платы отмечен вопросительным знаком). Сетевая плата не

работает, переустановка драйверов результата не дает.

- Вероятно, устройство появилось в разделе "пуск-настройка-панель

управления-система-устройства-другие устройства" как ethernet

controller. Выберите и переустановите драйвера для устройства из

этого раздела.

2. При выборе пиктограммы "сетевое окружение" появляется сообщение

"сеть недоступна".

- Подождите 2-5 мин. - Протоколу ipx необходимо некоторое время,

чтобы "увидеть" компьютеры в сети.

- На концах сети (или на одном конце) не установлены терминаторы

(нагрузочные резисторы) ы сеть "растерминирована".

- Драйверы для сетевой карты установлены некорректно или

устройство работает некорректно (неисправно). Переустановите

драйвера с поставляемой в комплекте с картой дискеты.

- Вход в систему произведен без входа в сеть, например, по клавише

esc в ответ на запрос о вводе имени пользователя и пароля.

- Имеет место обрыв кабеля.

3. Ни один ресурс моего компьютера недоступен.

- Выбрать в окне "пуск - настройка - панель управления - сеть -

доступ к файлам и принтерам" опции: файлы этого компьютера сделать

доступными.

Сделать ресурс(-ы) (жесткий диск, принтер, дисковод и т.Д.)

Общими, выделив нужный ресурс и выбрав правой кнопкой мыши меню

"доступ-общий".

4. В окне "сетевое окружение" не видны другие компьютеры.

- Сетевые протоколы, названия рабочей группы должны быть

одинаковыми у всех компьютеров в сети.

Далее наш разговор пойдет о протоколе ip, на котором сегодня

построена вся глобальная сеть, а также крупные локальные

корпоративные сети с доступом в интернет (интранет). Этому

посвящен отдельный большой раздел, поскольку протокол ip является

достаточно сложным в настройке.

О настройке доступа к интернет из локальной сети читайте в

следующем номере журнала.

Вячеслав горобец, журнал pc club.

1. Общие сведения

2. Система основных транспортных протоколов internet

протокол udp (user datagram protocol)

протокол ip

протокол tcp (transmission control protocol)

протокол rip (routing information protocol)

протокол arp (adress resolution protocol)

протокол rarp (reverse adress resolution protocol)

протокол bootp (boot strap protocol)

протокол icmp (internet control massage protocol)

протоколы snmp (simple network management protocol) и cmot (common

management information services and protocol over tcp/ip)

протокол slip (serial line internet protocol)

протокол cslip (compressed serial line internet protocol)

протокол ppp (point to point connection)

3. Основные сервисы сетевой среды internet

протокол и сервис dns (domain name server)

4. Сервисы прикладного назначения

протоколы и сервисы электронной почты (pop, uucp, smtp)

протокол и сервис обмена файлами ftp (file transfer protocol)

протокол и сервис удаленного доступа telnet

протокол http и сервис www

5. Протоколы и сервисы поисковых систем, каталогов и телеконференций

(gopher, wais, listserv, whois, trikle, usenet)

6. Серверы общие сведения.

Как уже говорилось в предыдущей статье, глобальные компьютерные сети

строятся на различных принципах программной и материально-технической

базе. Мы попытаемся рассмотреть, в общих чертах, наиболее яркий пример

некоммерческой глобальной сети - internet. Как и все глобальные сети,

сеть internet объединяет огромное число пользователей на всех

континентах земного шара и дает возможность обобществлять

информационное пространство в единую систему протоколов и услуг. Но

internet не просто глобальная компьютерная сеть, а сеть сетей,

объединяющая в своем составе несколько глобальных и тысячи локальных

корпоративных сетей имеющих различные принципы организации физические

среды и программные коммуникационные сервисы. Возможность такого

объединения кроется в принятии главной технологии сетевых

взаимоотношений - ip-маршрутизации, построенной на основе семейства

протоколов tcp/ip, о которых вкратце говорилось ранее. Аппаратную

основу данной технологи представляет система шлюзов и сквозная

ip-маршрутизация.

В терминах глобальных сетей шлюзом является некоторый компонент сети,

имеющий возможность преобразовывать элементарные единицы информации

сетевой среды - пакеты одной системы в другую с сохранением адресной

доставки по назначению, а маршрутизацией называют процесс управления

полным описанием пути прохождения пакета от источника к адресату.

Шлюзами могут быть как компьютеры, так и устройства класса

маршрутизаторов.

Различают пассивные и активные шлюзы. Первые не осуществляют

преобразование пакетов, а лишь управляют их маршрутизацией и

доставкой, а вторые полностью изменяют характеристики пакетов,

преобразуя их к виду, требуемому какой-либо конкретной архитектурой

локальной или глобальной сети. Поэтому, пассивные шлюзы используются в

корпоративных локальных и глобальных сетях на основе протоколов

семейства tcp/ip, а активные - для других, имеющих отличные от первых

принципы организации и протоколы, но свободно интегрируемые в состав

internet. В связи с таким положением, сеть сетей internet с точки

зрения локальных и глобальных пользователей, в нее входящих,

представляет собой систему протоколов обмена информацией и сервисных

возможностей, функционирующих на основе локальных сетей и объединяемых

единой системой протоколов межсетевого взаимодействия семейства

tcp/ip. В internet имеется множество протоколов и сервисов, каждый из

которых представляет отдельную информационную систему, или

интегрируется с другими. Можно сказать, что практически для каждого

сервиса существует свой протокол или система протоколов и наоборот.

В основу internet положены принципы обмена информацией максимально

децентрализующие и сегментирующие систему в целом и делающие отдельные

ее сегменты независимыми и устойчивыми к глобальным проблемам. В

основе информационного обмена лежит принцип маршрутизации элементарных

единиц информации - пакетов, каждый из которых имеет конкретный адрес.

Доставка пакетов может происходить по различным физическим и

программным принципам. Для передачи информации могут использоваться

все известные физические среды и те, которые появятся в будущем, т.К.

Нет никаких принципиальных или технических ограничений. Такие принципы

организации привели к тому, что сеть сетей развивалась совершенно

самостоятельно и ненаправленно, а новые возможности появлялись в ней

настолько быстро, насколько любую теоретическую идею, предложенную

отдельным независимым разработчиком можно было воплотить в работающую

систему и опробовать. Поэтому, в настоящее время, в internet имеются

десятки сервисных возможностей и систем, некоторые из которых,

дублируют свои информационные функции. Пользователям остается выбирать

среди тех, которые распространены в их местности и более

привлекательны.

Интересно, что в 1969 году в сети - прародителе internet - arpanet

было лишь 4 (!) компьютера, в 1972 - 37!, а сейчас только в крупных

городах сша, таких как вашингтон, насчитывается более 300 тыс.

Пользователей, а во всей сети в целом более 70 тыс. Доменов и более

4.5-х млн. Хост-машин, каждой из которых могут принадлежать десятки

пользователей. Как видно, сеть стремительно развивается и не за горами

некоторые технические и теоретические проблемы, решение которых лежит

уже в технология xxii-го века. Но о бо всем по порядку. Система основных транспортных протоколов internet.

Рассмотрим систему основных протоколов глобальных сетей немного

подробнее. Говорю немного, т.К. На самом деле, их детальное описание

занимает не одну тысячу страниц текста с описанием стандартов,

иллюстрациями и фрагментами программного кода на всех известных

алгоритмических языках. Мы ограничимся лишь некоторым поверхностным

терминологическим ознакомлением.

Все протоколы глобальных сетей предназначены для организации обмена

информацией и функционирования определенного рода сервисных

возможностей. Многие из них были созданы, непосредственно, для

организации строго определенной сервисной информационной системы,

другие - для предоставление более глобальных возможностей всей системе

протоколов или сети в целом. В общем случае различат транспортные

протоколы, основным назначением которых является доставка пакетов;

протоколы маршрутизации и межсетевого взаимодействия и сервисные

протоколы или протоколы высокого уровня, при помощи которых

осуществляется реализация и взаимодействие определенных сервисных

систем, используемые пользователями в прикладных задачах.

Все протоколы операционных систем обслуживаются своими драйверами

и/или демон-процессами, осуществляющими постоянный мониторинг или

активирующимися при наступлении определенного события, либо при

получении сообщения заданного вида. Кроме того, транспортные протоколы

организуют структуру, называемую стеком протокола, которая

предназначена для мультиплексной обработки нескольких пакетов в

многозадачной и многопользовательской сетевой среде. При этом все

сервисные протоколы и протоколы маршрутизации работают на основе

транспортных протоколов, т.К. Для осуществления их функций необходимо

нормальное прохождение пакетов, обеспечиваемое транспортными

протоколами. Поэтому, кроме стека конкретного протокола, в

многозадачных системах существует еще одна структура, называемая

стеком протоколов. Стек протоколов строится конкретным приложением,

осуществляющим определенные сервисные действия. Однако, многие

операционные системы реализуют комплексные библиотеки сетевого

взаимодействия, поддерживающие сразу несколько протоколов и

организующие их стеки.

Основу транспортных протоколов для топологии ethernet составляют

протоколы tcp и udp, а для физического подключения по коммутируемым и

выделенным телефонным линиям - slip, cslip и ppp. Одним из основных

протоколов маршрутизации является rip. Сервисных протоколов достаточно

много, т.К. Они соответствуют каждому сервису, поэтому их уместнее

рассматривать совместно с их сервисом.

Протокол udp (user datagram protocol)

протокол udp является одним из основных транспортных протоколов. Он

работает непосредственно с ip-пакетами и осуществляет их

мультиплексирование между различными программами и процессами.

Основным понятием данного протокола, добавляемым им к ip является порт

назначения пакета. Порт представляет собой некий канал, посредством

которого происходит обмен информацией. Работа с таким каналом

осуществляется по типу именованных каналов, т.Е. Сколько сообщений с

одной стороны в канал записано, столько с другой стороны будет

считано. Такая схема идеально подходит для организации архитектуры

приложений по типу клиент-сервер. При этом, сервер осуществляет

мультиплексную обработку для каждого клиента одного и того же порта.

Как и большинство других транспортных протоколов межсетевого

взаимодействия, протокол udp осуществляет инкапсуляцию ip-пакетов. Он

добавляет к стандартным ip-пакетам заголовок, содержащий, кроме прочей

информации, номер порта. При работе по данному протоколу ip-пакеты

первичного сообщения не разбиваются и не объединяются. Обмен

осуществляется с постоянным контролем поступления блоков данных

(датаграмм) в канал со стороны сервера и клиента и, если скорость их

поступления больше скорости чтения из порта, то некоторые данные могут

быть потеряны. Поэтому, протокол udp называют протоколом с ненадежной

доставкой пакетов, вся ответственность за синхронизацию и обработку

канала в котором ложится на приложения, осуществляющие взаимодействие.

По протоколу udp работают такие известные системы как nfs (network

file system) - распределенная сетевая файловая система, tftp (trivial

file transfer protocol) - простой протокол передачи файлов, rpc

(remote procedure call) - протокол удаленного выполнения команд и snmp

(simple network management protocol) - протокол удаленного управления

сетью. Однако, основным применением данного транспортного протокола

является организация высокоуровневых протоколов локальных сетей.

Протокол ip

межсетевой протокол ip является базовым протоколом межсетевого

взаимодействия при помощи которого осуществляется обмен информацией в

глобальной сети. В обычной локальной сети протокол ip по возможностям,

практически, не отличается от семейства протоколов топологии ethernet,

но в глобальной сети с наличием шлюзов он становится объединяющим и

интегрирующим протоколом через который осуществляется как прямая (в

рамках одной корпоративной локальной сети), так и косвенная

(опосредованная через шлюзы других сетей) маршрутизация пакетов.

Протокол стандартизирует такие параметры межсетевого взаимодействия

как формат ip-адреса, пакета и способ маршрутизации. Протокол ip

добавляет к пакету свой заголовок, который, среди прочих параметров

содержит адрес отправителя и получателя, параметры передачи и

уникальную контрольную сумму. Таким образом пересылаемые данные

инкапсулируются в новом формате, с сохранением первичной структуры

сообщения. При необходимости происходит дробление сообщения на части.

Как будет видно дальше, такой подход применяется практически во всех

транспортных протоколах глобальных сетей для оформления новых пакетов.

Основным свойством ip является наличие таблицы соответствия адресов

имен и физических интерфейсов сети или таблицы маршрутов, согласно

которой осуществляется доставка пакетов по назначению. Таблицы

маршрутов глобальных сетей являются динамическими системами,

требующими постоянного обновления и слежения за ними, поэтому для этих

целей существуют специальные протоколы и сервисы. Одним из таких

протоколов является rip, а сервисом - dns. Протокол ip является

основным межсетевым транспортным протоколом, обеспечивающим

функционирование internet как единой сети сетей.

Протокол tcp (transmission control protocol)

данный протокол тоже является транспортным протоколом и предназначен

для доставки пакетов, называемых сегментами. Он применяется в случаях

необходимости гарантированной доставки пакета. Здесь, по сравнению с

ip несколько улучшены механизмы контроля целостности, подтверждения и

работы в т.Н. Окнах - состояниях системы, при которых пакеты уже

отправлены, а подтверждения доставки еще не получены. В основу данного

протокола положены аналогичные udp принципы. Он также работает

посредством портов, однако, режим использования каналов портов

полнодуплексный - т.Е. Возможно одновременное чтение и запись в порт.

А все данные разбиваются на пакеты и создается поток пакетов, который

на другом конце соединения собирается вновь в единую структуру. Все

отправления пакетов подтверждаются при их приеме, а в случае потери

осуществляется повторная передача. При этом, может случиться так, что

пакеты с младшим номером будут следовать после пакетов со старшими

номерами, однако, повреждения структуры данных не происходит, т.К.

Сборка осуществляется только после завершения передачи последнего

пакета. Поэтому, протокол tcp называют протоколом с надежной доставкой

и используют в таких сервисных системах и протоколах и сервисах как

ftp (file transfer protocol) - передача файлов и smtp (simple mail

transfer protocol) - электронная почта, telnet (удаленный терминал) и

x-windows (графический терминал) и др.

Протокол rip (routing information protocol)

данный протокол предназначен исключительно для управления таблицей

маршрутов. Его спецификация определяет то, как и когда будет

обновляться таблица маршрутов. Необходимая для этого информация

рассылается шлюзами автоматически. При этом шлюзы и просто

маршрутеризаторы, по характеру отношения к таблице маршрутов, делятся

на две категории - пассивные и активные. Пассивные лишь принимают

таблицы маршрутов для обновления собственных, а активные - рассылают

по сети собственные таблицы маршрутов. Определение наиболее выгодного

маршрута, по данному протоколу, происходит достаточно просто: основным

положением является допущение о том, что чем больше узлов в сети на

своем пути должен пройти пакет, тем медленнее общая скорость его

доставки. Такое допущение верно только в сетях с однородной средой

передачи, т.К. В случае сравнения скорости маршрутов с оптоволоконной

средой и, например 5-ю шлюзами (5 прыжков на пути пакета (hops) между

шлюзами) и маршрута с одним шлюзом, но с коммутируемым телефонным

соединением, очевидно, скоростное преимущество первого, несмотря на

большее число прыжков пакета.

Протокол arp (adress resolution protocol)

в локальных сетях, построенных, например, по топологии ethernet и

имеющих подключение к internet-шлюзу любой сетевой интерфейс имеет

физический ethernet-адрес, действующий в рамках локальной сети, а

компьютер - ip-адрес, действующий в глобальной сети. При замене

интерфейса (сетевой карты) или перемещении машины в другую подсеть,

может возникнуть проблема со старой адресацией данной машины,

приводящая к ее потере в сети. Для устранения данных проблем

разработан внутри-сетевой протокол преобразования ip-адресов в сетевые

для данной топологии - протокол arp. Такое преобразование производится

на основе arp-таблиц, описывающих соответствие адресов интерфейсов и

ip для каждого интерфейса каждого компьютера. Протокол выполняет две

основные функции - определение физического адреса пакета и ответ на

arp-запрос других компьютеров в локальной сети. arp-Таблицы

автоматически динамически изменяются с течением времени или

корректируются администраторами локальной сети вручную.

Протокол rarp (reverse adress resolution protocol)

при стандартной конфигурации серверов и локальных машин, обычно,

ip-адреса компьютеров хранятся на локальных носителях и считываются в

память во время загрузки систем. В случае, когда необходимо

инициализировать сетевую среду для машины не имеющей своего локального

дискового накопителя или удаленно настроить активный сетевой элемент

типа маршрутеризатора или хаба, возникает проблема определения или

выделения ip-адреса. Имеется два принципиальных решения данной

проблемы - записывать ip-адреса в пзу сетевой карты и определять их

динамически. Первый способ ранее был достаточно популярен, однако, он

слабо пригоден в случае, когда машины постоянно перемещаются в рамках

одной или нескольких локальных сетей или меняются параметры сетей

(ведь, перепрошивка даже flash пзу сетевых карт неудобная и трудоемкая

операция, которую необходимо производить вручную для каждой машины).

Протокол rarp построен на принципиальных основах архитектуры

клиент-сервер и предполагает наличие в подсети хотя бы одного

rarp-сервера, который отвечает на запросы клиентов, желающих получить

ip-адрес и по аппаратному адресу сетевого интерфейса определяет

соответствующий ip-адрес. Данный протокол может также быть использован

и для удаленной загрузки операционной системы или маршрутизатора в

локальной сети.

Протокол bootp (boot strap protocol)

мы уже отмечали ранее, что не все сетевые компоненты (компьютеры,

маршрутеризаторы, хабы и т.П.) Имеют собственные локальные накопители

информации, однако, каким-то образом, в них должна быть загружена

операционная система или просто информация, необходимая для их

нормального функционирования. Для решения данной проблемы необходим

универсальный протокол, позволяющий отвечать на широковещательные

запросы еще "пустых" сетевых устройств, не имеющих ни

собственных ip-адресов, ни операционной системы, а только бсвв

сетевого интерфейса в которой записана специальная стартовая

программа, выдающая в сетевую среду запрос на загрузку.

В рамках локальной сети, данная проблема с успехом решается протоколом

rarp. Однако, широковещательные запросы rarp не ретранслируются

маршрутеризаторами и "отражаются" не попадая в глобальную

сеть. Для аналогичных целей, но с возможностью удаленной загрузки из

глобальных сетей, предназначен протокол bootp. Он использует

транспортный протокол udp и архитектуру клиент-сервер. При этом его

работа осуществляется следующим образом: компьютер-клиент имеет

собственный порт bootp и посылает широковещательное сообщение с

адресом 255.255.255.255; сервер, также имеет свой bootp-порт (отличный

от такового у клиента) и изначально инициализирует ip-адрес клиента

как 0.0.0.0; получив запрос в bootp-порт сервера, маршрутизатор

записывает в поле адреса свой ip-адрес и пересылает пакет

bootp-серверу данной сети; получив такой запрос на загрузку, сервер

посылает широковещательный ответ в локальную сеть, ip-адрес которой

известен (т.К., Пока, ни ip-адрес клиентской машины, ни ее сетевой

адрес в локальной сети серверу не известен, а использовать arp-запросы

процессам такого уровня запрещено); после получения клиентом отклика

от сервера ему передается запрос следующего уровня, в ответ на который

сервер сообщает клиенту его и свой ip-адрес и расположение необходимых

ресурсов. В дальнейшем клиент используя протокол передачи файлов tftp

получает необходимые для загрузки файлы системы (необходимо

подчеркнуть, что такие файлы не обязательно должны находиться на той

же машине, которая является сервером удаленной загрузки) и стартует.

В дальнейшем, мы заметим, что архитектура клиент-сервер является

наиболее распространенным принципом осуществления взаимодействия между

различными сетевыми системами как системного, так и прикладного

уровня.

Протокол icmp (internet control massage protocol)

хотя базовым протоколом межсетевого взаимодействия в internet является

ip, он не контролирует ошибочные состояния сетевой среды. Данную

задачу решает специально разработанный протокол контроля сети icmp. В

его функции входит постоянная диагностика сетевой среды и сообщение о

некорректности передачи информации. Интересно, что icmp использует ip

для выдачи диагностических запросов, однако, он же призван

диагностировать ip. Поэтому, в случае ошибок, например в таблице

маршрутов, ситуация будет диагностироваться как некорректность со

стороны узла-адресата пакета.

Протоколы snmp (simple network management protocol) и cmot

(common management information services and protocol over tcp/ip)

как уже говорилось, internet является децентрализованной гигантской

сетью сетей без единого управления. Однако, не следует думать, что

такая огромная сеть может существовать без управляющих механизмов.

Механизмы и принципы управления internet заложены в ее протоколы один

из которых - snmp. Необходимо заметить, что использование cmot в

настоящее время приостановлено, хотя его функции практически

дублированы snmp. snmp Работает на основе udp и ip и используется в

глобальных сетях серверами-шлюзами или серверами локальных сетей.

Интересно, что snmp не имеет фиксированного формата сообщений, а при

работе использует базу данных о расположении и адресах машин, их

операционных системах, интерфейсах и протоколах - mib (management

information base). По данному протоколу, все объекты в internet

разделены на 10 групп и описаны в mib. Протокол snmp и система его

поддержки выдает выдают различные запросы и на основе полученной

информации производят коррекцию или диагностику соответствующих систем

(таблицы преобразования адресов протоколов, параметров интерфейсов и

протоколов и т.П.).

ПРотокол slip (serial line internet protocol)

данный протокол является одним из старейших internet-протоколов,

используемых для подключения удаленных машин по выделенным или

коммутируемым телефонным линиям через com-порт [и модем]. Основным

назначением данного протокола является дробление пакетов на более

мелкие единицы перед транспортировкой и их сшивание после передачи. Он

не осуществляет инкапсуляции пакетов и является наиболее простым, т.К.

Не анализирует поток данных и не позволяет осуществлять манипуляции с

адресами. Поэтому, для slip-взаимодействия компьютеры должны иметь

правильные ip-адреса, скорректированные заранее. По стандарту, данный

протокол является ip-ориентированным, т.Е. Способен работать только с

ip-пакетами. Однако, его простота делает возможным реализации и для

других базовых транспортных протоколов. По внутренней идеологии

протокол slip является клиент-сервер-ориентированным протоколом, т.К.

Клиент - машина временно подключающаяся к сети и инициализирует

соединение, а сервер - постоянно в ней находится и отвечает на запросы

клиента. Данный протокол является достаточно незащищенным, как по

соображениям безопасности, так и по коррекции ошибок передачи данных -

в оригинале, он не имеет ее вообще.

Протокол cslip (compressed serial line internet protocol)

современный полный аналог slip с некоторыми добавлениями, связанными с

возможностью сжатия передаваемых данных. Кроме сжатия добавлен и

контроль ошибок при помощи расчета контрольных сумм.

Протокол ppp (point to point connection)

протокол ppp также является протоколом для соединения через

последовательные порты. Как и slip, он "нарезает" пакеты на

более мелкие куски и производит последовательную их отправку и прием.

Однако, в отличие от slip, ppp осуществляет двунаправленный обмен

пакетами, возможно для разных базовых транспортных протоколов. ppp

Является более сложным и конфигурируемым протоколом. Он осуществляет

инкапсуляцию пакетов и настройку соединения, а также поддерживает

управление сетевым соединением при помощи задания различных параметров

во время инициирования соединения. Это позволяет серверу динамически

назначать ip-адрес для машины-клиента и производить оптимальную его

настройку под тип базового пакета основного транспортного протокола

сети. Также, в стандарт ppp заложены возможности сжатия, контроля

ошибок и внутренняя защита. Основные сервисы сетевой среды internet.

Все сервисы также можно разделить на транспортно-маршрутизационные,

поисковые и информационные. Основным назначением

транспортно-маршрутизационных сервисных протоколов и соответствующих

сервисов является облегчение функционирования систем маршрутизации и

доставки на базе основных транспортных протоколов, а также, придания

сетевым соединениям более высокой гибкости и конфигурируемости.

Сервисы и их протоколы объединяют в единое целое информационные

ресурсы internet и способы работы с ними.

Каждый ресурс в internet идентифицируется пользователем при помощи

универсального локатора ресурсов url (universal resource locator). url

- Это последовательное указание протокола или имени сервиса/службы и

полного адреса доступа к ресурсу или получателя сообщения. Так,

например, для системы электронной почты url выглядит так:

mailto:office@nt.dp.ua, А url Системы файловых архивов ftp - так:

http://www.kd.dp.ua. ЗДЕСь часть адреса " mailto:" или

" http://" определяет название используемой сервисной службы

или протокола, а последующая - непосредственно, адрес ресурса в сети.

Пользователь или сервер может быть рассмотрен как отдельный ресурс.

Практически, все сервисы организованы по стандартам архитектуры

клиент-сервер, что подразумевает не просто поддержку данных протоколов

операционными системами, но и наличие специализированных клиентских и

серверных приложений - программ для пользования сервисными системами.

Такие приложения могут как входить в состав стандартной поставки, так

и устанавливаться дополнительно. Единственное требование, для их

функционирования это наличие ip-стека и поддержка ip-протокола.

Протокол и сервис dns (domain name server)

когда-то, достаточно давно, в internet было сравнительно немного

машин, но даже это небольшое количество трудно идентифицировалось и

именовалось пользователями при помощи числовых ip-адресов. Поэтому,

для облегчения жизни пользователям, не желающим запоминать какие-то

там цифры, создали доменную систему имен ip-адресов, располагавшуюся

на локальных машинах. В последующем, когда эти файлы стали занимать

очень много места на компьютерах отдельных пользователей, система была

реорганизована в динамическую распределенную по всей сети базу данных,

представляющую собой гигантскую таблицу соответствий ip и символьных

internet-адресов. Такая таблица обычно размещается на серверах-шлюзах,

через которые осуществляется взаимосвязь локальной сети с внешним

миром и к которым обращаются компьютеры локальной сети за адресами.

Хотя internet является самоорганизующейся децентрализованной сетью, в

ней все же имеется организация, занимающаяся выделением новых адресов

и регистрацией доменных имен. Это, пожалуй, единственные операции,

которые в internet выполняются централизованно.

В настоящее время имеется некоторый виртуальный безымянный базовый

сервер имен и иерархия доменных узлов, число уровней которых от самого

корневого до локального домена обычно не превышает пяти-шести. Домены

используются для символьной идентификации иерархии подсетей и сетей в

пространстве internet. Имеется множество базовых имен доменов верхнего

или первого уровня, таких как edu (образование), gov (правительство),

com (коммерческие организации), net (организации занимающиеся сетевыми

технологиями), org (просто организации) и др., Имена которых

происходят от первоначальной специализации структур, которым

принадлежат сети и серверы. Однако, с интернационализацией internet

появились имена доменов, происходящие от названий стран, по месту

расположения - ua (ukraine), ru (russia), ca (canada) и т.П.

Интересно, что старые и неиспользующиеся доменные имена не

вычеркиваются из списка имен и продолжают существовать на уровне с

действующими. Это обусловлено тем, что, по одному из стандартов

доменной организации, в системе доменных имен не должно быть

дублирования имен и адресов. Поэтому, например, такие домены и адреса

как su - soviet union существуют и по сей день, хотя уже не существует

ни страны, ни ее серверов.

Поиск необходимого соответствия для определения ip-адреса производится

последовательно от шлюза к шлюзу. Если ближайший шлюз, который указан

как dns-сервер не имеет в составе своей таблицы имен записи

относительно указанного символьного адреса, то он выдает

соответствующий запрос на поиск описанному в его достижимом адресном

пространстве аналогичному dns-серверу и так, пока поиск не завершится

в корневом домене. dns-Серверы поддерживают и обратный поиск -

определение символьного адреса по ip, преобразование символьного

адреса в почтовый адрес сервера и т.П.

Строго говоря, специального протокола для организации dns не

существует, т.К. Она базируется на ip-адрессации, а система в целом

является только сервисом. Для обслуживания базы данных создана система

автоматического обновления таблиц имен и система широковещательного

оповещения о изменениях и запросов на поиск соответствия, которые

могут специфицироваться как протоколы высокого уровня. Серверы

автоматически обновляют таблицы имен через определенные промежутки

времени, поэтому, они, как правило, содержат относительно свежую и

корректную информацию, а поиск соответствия машины ее символьному

адресу происходит достаточно быстро. Практически все сервисы и

системы, принимающие в качестве входных параметров символьные адреса,

используют dns-сервис для преобразования их в ip-адреса. Сервисы прикладного назначения.

Протоколы и сервисы электронной почты (pop, uucp, smtp)

если dns и dhcp были сервисами системного назначения и используются

для систем маршрутизации и доставки пакетов (т.Е. Обычный пользователь

на локальной машине никогда не сталкивается с сервисами такого рода

прямо), то электронная почта является, прежде всего, пользовательской

системой, ориентированных на обмен информацией между людьми, хотя она

успешно используется и для автоматического обмена данными между

удаленными компьютерами и для некоторых вариантов специального

почтового обмена, таких например, как "новости" -

"news".

Электронная почта в широком смысле - это набор сервисов, позволяющих

отправлять и принимать сообщения конкретным пользователям в сети с

использованием доменной адресации, к которой, в качестве

дополнительного идентификационного элемента добавляется имя

конкретного пользователя - адресата. Например, mailto:office@nt.dp.ua

ЯВляется полным url - почтовым адресом, где: mailto - название службы

- отправка сообщения по системе электронной почты, office - имя

пользователя, зарегистрированного на сервере-получателе nt, а dp.ua -

Доменный адрес сервера-получателя. В качестве адреса сервера может

быть указан и числовой ip-адрес.

Общие принципы организации информационной структуры электронной почты

мало отличаются от таковой в повседневной реальности. Как и в обычной

почте, отправленное почтовое сообщение - письмо (message) поступает из

почтового каталога или системы машины пользователя на сервер, на

котором пользователь имеет свой почтовый каталог (т.Е. Зарегистрирован

как пользователь системы электронной почты). Такой сервер для данного

пользователя называется почтовым, причем серверы отправки и приема

почты могут быть различными. Этому в реальной жизни можно сопоставить

систему почтовый ящик - почтовое отделение. Далее почтовые сообщения,

централизовано, при помощи серверного по, отправляются по этапу,

ближайшему серверу, в соответствии с таблицей маршрутов, и так до тех

пор, пока они не достигнут сервера, на котором зарегистрирован

пользователь-адресат. Попадая на такой сервер сообщение помещается в

файл приходящей почты (почтовый ящик полученной или доставленной

почты) из которого, при помощи соответствующего по может быть

извлечено пользователем и прочитано. Общая схема взаимодействия

компонент систем электронной почты при пересылке почтового сообщения

представлены ниже:

cxema

1 и 2 - почтовые серверы, осуществляющие обработку почты, содержащие

почтовые каталоги приходящей и отправленной почты

3 и 4- персональные рабочие места, осуществляющие при помощи почтовых

клиентов отправку и забор почты в/из почтового каталога

соответствующего сервера.

Изначально, форматы и протоколы электронной почты были максимально

просты, и позволяли передавать только текстовые сообщения в основной

кодировочной таблице ascii. Поэтому, для отправки почтовых сообщений,

содержащих текст на национальных языках, отличных от английского или

двоичные данные (выполнимые модули, картинки, документы редакторов в

двоичных форматах и т.П.), Перед отправкой, осуществлялась их

кодировка при помощи специальной утилиты uuencode, заменяющей все

символы расширенной ascii-таблицы (с номерами больше 127) на

комбинации символов из основной ascii таблицы. А после получения

такого сообщения необходимо было его раскодировать при помощи утилиты

uudecode. При этом объем передаваемой информации увеличивался в

среднем на треть. И, несмотря на то, что сейчас на смену старым

стандартам и протоколам почтовых служб пришли новые, старые еще

довольно живучи и часто встречаются.

Все почтовые службы обязательно используют специальные почтовые

протоколы для отправки и приема почты. Наиболее распространены

протоколы pop (post office protocol), uucp (unix to unix copy

protocol) и smtp (simple mail transfer protocol). pop-Протоколы (pop2

и pop3) предназначены, исключительно, для отправки и извлечения

почтовых сообщений в/из почтовых бюджетов пользователей на почтовых

серверах, но не для пересылки почты с машины на машину. pop-Протоколы

- наиболее древние и в месте с тем наиболее используемые во всех

современных почтовых клиентских программах, работающих на локальных

машинах. Протокол uucp является протоколом доставки почтовых сообщений

и используется не только для службы электронной почты, но и для обмена

другими сообщениями. uucp Изначально разрабатывался для обмена

сообщениями по телефонным каналам и в его принципы функционирования

заложены соответствующие механизмы. Передачу по протоколу uucp

называют "off-line" почтой и передачей, т.К. Для данного

протокола не требуется наличия постоянного on-line соединения и

сообщения могут приниматься порциями произвольного размера с

возможностью "докачки" при обрыве линии. При этом

сервер-отправитель не устанавливает с сервером-получателем прямой

связи, и работает т.Н. Механизм "stop-go", в соответствии с

которым, почтовое сообщение передается по этапу, в соответствии с

таблицей маршрутов, от узла к узлу, до тех пор, пока не будет

доставлено на сервер-получатель. Если, по каким-то причинам, наиболее

короткий путь между серверами отправителем и получателем не

маршрутизирован (не внесен в таблицу маршрутов), то почтовое сообщение

может путешествовать "окольными путями" достаточно долго,

пока не достигнет пункта назначения.

По протоколу smtp сервер-отправитель должен установить с

сервером-получателем прямое "on-line" соединение и передать

все сообщение за один сеанс связи. Такой способ, конечно, намного

быстрее, однако, на практике, далеко не всегда можно установить прямой

контакт между отправителем и получателем. Часто, почтовые серверы

настраиваются таким образом, что используют оба протокола в

зависимости от ситуации и состояния сетевой среды.

Интересно, что в системе smtp и uucp имеется различие в способе

написания символьных доменных адресов. Адрес в системе smtp

соответствует таковому в обычной internet нотации, например:

office@nt.dp.ua, А Вот так выглядит этот же адрес в нотации uucp:

dp.ua!nt!office.

ОДнако, соответствующие преобразования производятся автоматически и

скрыты от пользователей локальных машин.

Необходимо отметить, что большинство современных почтовых систем для

ос windows и os/2 используют протокол smtp и pop, а

ms-dos-ориентированные - в основном uucp.

Почтовые сообщения, пересылаемые от сервера к серверу имеют достаточно

разнообразный вид и внутреннюю структуру, однако все они обычно

попадают в рамки стандарта rfc-822 для сети internet. Во время

передачи или приема почтовое сообщение состоит из трех частей -

оболочки, заголовка и тела. Пользователь, обычно, может видеть только

заголовок и тело. Заголовок находится перед телом сообщения и должен

быть отделен от него хотя бы одной пустой строкой (символ с кодом 10

или пара символов с кодами 13 и 10). Заголовок включает ряд полей,

которые могут повторяться в нем т.К. Накапливаются по мере прохождения

письма через различные серверы. Каждый сервер, на котором побывало

почтовое сообщение при его доставке получателю, добавляет в заголовок

информацию, так, что после получения письма, по его заголовку можно

точно определить, какой путь оно проделало до момента достижения

сервера-получателя.

Однако, кроме указанной внешней структуры почтового сообщения оно

имеет различные внутренние форматы тела. Это связано с тем, что в

современном мире сетевых взаимоотношений и технологий информации

пересылка текстовых сообщений стала тривиальной и незначительной

возможностью, по сравнению с возможностью пересылать по почте

выполнимые модули, картинки, звуковую и видео информацию. В связи с

этим был изобретен универсальный формат почтовых сообщений mime

(rfc-1341). Этот формат описывает структуру тела письма и его

отдельные элементы в виде теговой конструкции. Каждая часть начинается

своим подзаголовком и может быть представлена в собственном стандарте

кодирования информации как единый обособленный блок. Ниже приведен

пример заголовка и тела простого почтового сообщения в формате mime:

reply-to: "source user"

from: "source user"

to: "destination title"

subject: news from source user

date: thu, 10 dec 1998 12:06:39 +0200

mime-version: 1.0

content-type: text/plain;

charset "koi8-r"

content-transfer-encoding: 8bit

it is the test message only.

Это всего лишь тестовое сообщение!

все строки данного письма до строк "it is the testщ"

являются заголовком письма. Первые 3 строки (и поля) заголовка

идентифицируют отправителя (from) и получателя (to), а также адрес, по

которому следует выслать ответ (reply-to) - в нашем случае он

совпадает с адресом отправителя. Четвертая строка указывает дату,

время и часовой пояс отправления письма. Со строки "mimeщ"

начинается часть заголовка, описывающая внутренний формат. Поле

"content-type" указывает на тип данных в блоке, в данном

случае - "text/plain" указывает на то, что пересылаемый блок

содержит текстовую информацию в виде неформатированного

"plain" текста. Кроме типа "text" в настоящее

время существуют типы: "application" (выполнимый модуль

приложения), "image" (изображение), "multipart"

(смешанная информация), "video" (видео), "audio"

(звук), "message" (включенное почтовое сообщение -

инкапсулированное письмо). Поле "charset" указывает для

текстового блока кодировку таблицы символов для чтения текста, а

"content-transfer-encoding" - кодировку для пересылки.

Кодировки таблиц символов соответствуют используемым международным

кодировкам таблиц символов операционных систем (iso, koi, win и др.).

КОдировка для пересылки определяет то, как будет преобразовано

почтовое сообщение перед его отправкой, что в свою очередь связано с

типом используемого почтового протокола (uucp или smtp). Это может

быть "8bit", "16bit", "base64" или

"x-uuencode". Большинство почтовых систем серверов

современных ос осуществляет "фоновую", незаметную для

пользователя, инкапсуляцию сообщения в новый заголовок, с кодировкой

для пересылки соответствующей используемому в данной сети почтовому

протоколу. Однако, такое перекодирование может привести к тому, что

почтовая программа-клиент пользователя-получателя не поддерживающая

данной кодировки не сможет осуществить реинкапсуляцию. При этом в теле

почтового сообщения, вместо привычного текста или картинки,

пользователь видит закодированных текст еще одного сообщения,

заключенный в свой (и может быть не один) заголовок. Реально, такое

часто случается в нашей среде с пользователями использующими

устаревшую версию dos-ориентированного почтового клиента dmail или

получающего почту из сети relcom, в которой используется протокол

uucp. Эта проблема легко разрешима путем ручного удаления (при помощи

обычного текстового редактора, например "блокнот") всех

внешних заголовков письма с сохранением самого первого внутреннего,

который и указывает на формат и тип именно тела исходного сообщения.

В теле сообщения с типом данных "multipart", кроме

перечисленных структур указывается сгенерированная случайным образом

последовательность символов начинающая и завершающая каждый блок.

Например:

mime-version: 1.0

content-type: multipart/mixed;

boundary "-- _nextpart_000_0031_01be23de.8162cbc0"

указывает на то, что каждый блок письма со смешанной информацией

(содержащий информацию только одного типа) будет начинаться и

заканчиваться данной последовательностью. Например, письмо, содержащее

этот блок:

----- _nextpart_000_0031_01be23de.8162cbc0

content-type: text/html;

name "svoboda_dja

z.htm"

content-transfer-encoding: quoted-printable

content-disposition: attachment;

filename "hi.htm"







text 3d#000000>


hi, it is simple html

page



содержит текстовый файл hi.htm Являющийся документом на html-языке

системы www. Каждый новый блок начинаемый ключевой последовательностью

может содержать файл или файлы с различного рода информацией.

В настоящее время блочная структура mime-сообщений находится в

состоянии развития. В ее состав включаются новые типы и подтипы

блоков, а также формы кодировки, одной из разновидностей которой

является шифровка и компрессия содержимого блока при помощи

универсальных алгоритмов.

Протокол и сервис обмена файлами ftp (file transfer protocol)

когда-то, ftp была лишь командой oc unix, позволявшей обмениваться

файлами между двумя удаленными сетевыми машинами в internet. В

настоящее время она переросла в клиент-сервер ориентированную систему

и имеет свой прикладной протокол. Предназначение системы осталось

прежним - удаленный обмен файлами, однако возможности резко возросли.

Одной из наиболее популярных возможностей считается возможность т.Н.

"Докачки" информации с места останова передачи при обрыве соединения

без повторной передачи правильно переданной части. Интересно, что ftp

использует две различные системы внутренних протоколов для организации

взаимодействия: telnet - для авторизации доступа и входа в систему и

собственную - для обмена файлами. Работа с ftp заключается во входе в

систему, выборе каталога и файлов для пересылки и выполнения команд

пересылки с возможным выбором режима передачи информации (текстовый

или двоичный). Для передачи файлов используется канал протокола tcp,

причем, он открывается и закрывается для каждого пересылаемого файла.

Во время сеанса ftp пользователь может выполнять действия как над

файловой системой собственного компьютера, так и над файлами

удаленного, поэтому, все команды и подкоманды сессии ftp делятся на

относящиеся к локальной или к удаленной машине. ftp Является очень

популярным сервисом, т.К. Допускает анонимную идентификацию

пользователей без существенных "дыр" в защите. По всему миру и всей

сети internet имеется огромное число файловых систем, предназначенных

для доступа через сервис ftp и имеющих, приблизительно, терабайт

суммарного объема информации. Такие файловые системы носят название

ftp-архивов. Они содержат каталогизированную систему хранения файлов

самого различного содержания, от картинок звуков и видео, до

дистрибутивных поставок программного обеспечения. Процесс загрузки

информации из такого архива называется загрузкой или закачкой. Для его

организации в мире существуют самые разнообразные программы

ftp-серверы и клиенты. Многие ос имеют встроенные ftp-сервер и

клиент-программы.

Протокол и сервис удаленного доступа telnet

аналогично ftp, telnet, тоже, когда-то была всего лишь командой oc

unix, однако, в виду ее популярности и удобства, она распространилась

в виде отдельного приложения на все существующие сетевые ос и

представляет сервисную систему имеющую свой прикладной протокол.

Изначально, команда использовалась для удаленного входа в систему и

позволяла описать сетевое взаимодействие, пригодное для организации

текстового терминала, без привязки к конкретным его параметрам, таким

как кодовые раскладки и таблицы символов, а также перечня команд.

Сейчас, протокол telnet позволяет удаленно выполнять терминальное

задание. Обычно, оно заключается в создании текстовой консоли или

терминала, позволяющего использовать команды удаленной системы.

Протокол не регламентирует конкретного типа терминала, хотя

ограничивает канал возможностью передачи только текстовых символов в

кодах ascii. Протокол telnet работает на основе транспортного

протокола tcp. На уровне прикладного приложения над протоколом telnet

находится либо клиент-сервер ориентированная система обслуживания

терминала, либо любой прикладной процесс, доступ к которому

осуществляется с терминала удаленной машины пользователя. Все

последовательности символов, пересылаемые по данному протоколу

являются либо командами, либо escape последовательностями, часть из

которых тоже являются командами, но уже не протокола telnet, а

конкретного терминала. При помощи протокола и приложения telnet можно

удаленно выполнять команды и программы, осуществлять манипуляции с

файловой системой удаленного компьютера, администрировать и

конфигурировать систему и многое другое, т.К. Реализуется стандартная

консоль удаленной операционной системы. Поскольку сервис telnet

осуществляет вход в систему, то в целях безопасности, необходима

авторизация и осуществляется проверка имени и пароля пользователя.

Многие ос имеют встроенные telnet клиент и сервер системы.

Протокол http и сервис www

из всех пользовательских сервисов internet www-технология (world wide

web) или "всемирная паутина" распределенных информационных систем

является наиболее развивающейся и прогрессирующей. Еще так недавно

(1989) был предложен лишь первичный проект распределенной по всей сети

гипертекстовой информационной системы основанной на текстовом,

интерпретируемом "на лету" языке представления информации с

возможностью перехода к новому пункту посредством выбора элемента

(гипертекстовой ссылки и гипертекста (гипер - расширяющийся)).

Изначально предполагалось, что такая система будет полезна для

быстрого представления текстов документации, справочных систем, систем

поиска и т.П.. Однако, уже вскоре, система развилась настолько, что

переросла в информационную мультимедиа-гипер-систему с возможностью

представления информации в виде отображения документов (страниц или

сайтов) с гипер-текстовой и гипер-графической информацией, а также

включением в их состав звука, видео и приложений на языках

программирования java, java script, visual basic script, а также

gif-анимации.

Основу информационной системы составляет текстовый документ

форматированный при помощи гипертекстового языка html (hypertext

markup language). Структура документа при таком форматировании

представлена т.Н. Тегами - управляющими форматирующими элементами,

определяющими основные элементы текста, такие как абзац или таблица и

свойства (цвет, вид, положение на странице) включаемой в текст

графической, видео и другой отображаемой и неотображаемой информации

документа. Документы могут содержать формы, реализующие стандартные

диалоговые элементы, таке как поля ввода текста, кнопки, списки и др.

Это позволяет строить гибкие диалоги с пользователями.

Основная идея данного формата - использование гипер-информационной

системы представления информации распределенных в сети информационных

ресурсов и сделать доступ к ним максимально легким для простого

пользователя. Можно сказать, что это с успехом удалось, т.К.

Существующая система позволяет, с одной стороны, неквалифицированному

пользователю, владеющему только графическим пользовательским

интерфейсом, получать и использовать самые разнообразные сетевые

ресурсы (графические файлы, звук, видео и анимацию большинства

распространенных стандартов), которые, ранее, были доступны только при

помощи определенных приложений и команд, интерфейсу которых необходимо

было обучаться специально; с другой стороны, система дает возможность

программировать на популярных объектно-ориентированных языках (java,

java script, visual basic script), строить стандартные программные

диалоги и создавать сложные приложения с использованием графических и

вычислительных ресурсов, а также многозадачности, мультипроцессорности

и удаленных ресурсов серверов internet.

Общая технология www, также как и многих internet сервисов, базируется

на архитектуре клиент-сервер и высокоуровневом протоколе обмена http

(hypertext transfer protocol). http-Клиент, найдя http-сервер по его

универсальному символьному или ip-адресу, выдает на порт http-сервера

запросы, в результате которых возвращается некоторый ресурс сети. В

стандартном случае таковыми являются либо файлы документов на языке

html (.htm Или .html Файлы), либо любые другие файлы, сохраняемые на

локальном накопителе машины-клиента. Взаимодействие происходит по

схеме запрос-ответ, а сама специфика протокола допускает многократное

соединение и разъединение во время сеанса передачи файлов. С

появлением второго стандарта на язык разметки - html 1.1 в его состав

вошли многие полезные и эффективные элементы, основным из которых

является универсальная адресация ресурсов в сети internet - url

(universal resource locator). Этот элемент, по сути, стандартизовал

способы указания расположения и, что немаловажно, способы доступа к

самым разнообразным ресурсам сети.

Архитектура клиент-сервер предполагает наличие сервера - процесса,

который постоянно следит за поступающими на его порт запросами и

обрабатывает их, однако, основная нагрузка по отображению документов в

том виде, который приятен и привычен всем пользователям осуществляется

специальными приложениями-клиентами, работающими на локальных машинах

и называемыми браузерами (от to browse - пролистывать, быстро

просматривать). Современные программы-браузеры представляют собой

сложнейшие интерактивные системы, осуществляющие ряд важных функций:

* общение посредством сетевого протокола с http-сервером;

* разбор тела html-документа и вывод на экран текстово-графических

или чисто текстовых документов с возможностью активации

гиперссылок;

* интерпретацию и выполнение программ на языках java script и vb

script;

* взаимодействие с виртуальной java машиной или консолью и

выполнение встроенных java апплетов, а также множество

второстепенных но необходимых функций, таких как поиск по

документу, печать, запоминание позиции и адреса текущего документа

и др.

Интересными новшествами последних лет являются общий интерфейс к

шлюзам и серверам - cgi (common gateway interface) и механизм

сохранения информации на машине-клиенте cookies. Первый позволяет

подключать к документам программы и задачи, выполняемые на удаленных

машинах - шлюзах и серверах и делает интерфейс между кодом документа и

такой программой наиболее простым и удобным для разработчиков

интерактивных систем типа поисковых каталогов, распределенных баз

данных, универсальных каталогов ресурсов, служб новостей и, даже,

виртуальных магазинов. Стандарт интерфейса cgi описывает

взаимоотношения между формой документа html и прикладным процессом,

который может самостоятельно произвести действия в ответ на запрос,

либо подключить соответствующие сервисные системы internet и вернуть

результат на машину-клиент. Результат, как правило представляет собой

также html-документ или файл в любом формате, который сохраняется на

локальной машине.

cookies - Представляет стандартный интерфейс, поддерживаемый

программами-браузерами, позволяющий html-документу сохранять некоторый

объем информации на машине-клиенте. Такая возможность, обычно,

используется для сохранения некоторых индивидуальных параметров

страницы документа, и отображения на каждой машине таковой в

оригинальном стиле, по настройкам, произведенным пользователем.

Однако, возможности этой системы не ограничены только этим. Она может

служить для настройки специфических параметров самого баузера и быть

небольшой локальной базой данных для нужд определенного

html-документа.

Ниже представлен фрагмент простого html-документа, выводящего на экран

таблицу с двумя ячейками, в одной из которых содержится слово

"hello", а в другой - "world".







width "100%">






align "center">hello

world




как видно, структура документа не очень сложна и вполне доступна для

понимания. Все стандартные элементы начинаются собственными тегами,

заключенными в угловые скобки (например,

), многие из

которых необходимо не только открывать, но и закрывать, для чего

используется аналогичный тег, отличающийся наличием символа слеш перед

именем тега (

). Интересно, что все элементы

html-документа представляют единый поток элементов входного языка, а

разделители (например строки) используются только для лучшего

восприятия самого кода документа, как и в исходных текстах структурных

поточно-ориентированных языков программирования типа c++.

Популярности www способствует и тот факт, что данная система является

наиболее защищенной с теоретической точки зрения информационной

системой. И, хотя нововведения, добавляемые к основному стандарту (cgi

и cookie) несколько ослабляют теоретическую защищенность, ее уровень

остается на высоте.

В результате развития служб, тесно взаимодействующих с www и самой

системы в целом, появились возможности использовать, в рамках данного

сервиса, и другие стандартные internet сервисы, такие как ftp или

электронная почта. Поддержка www существует практически на всех

платформах и системах, даже на не имеющих графического интерфейса, а

документы в формате html, практически, являются наиболее

распространенными форматированными текстовыми файлами в среде

internet. Среди всего разнообразия сервисных возможностей,

предоставляемых internet пользователи персональных компьютеров, как

правило, выделяют и активно используют две - www и электронную почту. Протоколы и сервисы поисковых систем, каталогов и телеконференций (gopher, wais, listserv, whois, trikle, usenet, irc).

Система gopher является распределенной системой каталогизации

документов, представляющая пользователю документы распределенные по

сети в виде единой файловой системы. До 1995 года темпы роста

пространства сети gopher space были выше таковых в системе www,

однако, предлагая довольно универсальные и удобные механизмы для

иерархического представления информации в виде файловой системы в

gopher напрочь отсутствуют механизмы интерактивной визуализации

(подобные таковым в www). Нужно ли говорить, что система организована

по архитектуре клиент-сервер, причем восстановление и разрыв

соединения происходит перед и после каждого запроса. Для обмена

данными используется протокол tcp и его порт. Несмотря на

перечисленные недостатки, gopher постоянно развивается и

совершенствуется и остается лучшей системой представления

иерархической структуры информации.

Система wais (wide area information servers) - распределенная

поисковая система, дающая возможность производить поиск в базах данных

с использованием универсального языка конструирования поисковых

запросов. В системе wais реализуется концепция поисковой машины и

универсального интерфейса пользователя. Обе системы связаны между

собой собственным прикладным протоколом wais. Вся система в целом

является наиболее общей моделью распределенной информационной системы

и призвана поддерживать не только запросы, по и построение

иерархического дерева ресурсов, в которые могут быть включены как

отдельные листья и запросы. wais Реализована на большинстве

аппаратно-программных платформ в виде системы клиент-сервер. В основу

клиентского по закладываются принципы навигации и формирования

запросов, а также пользовательский интерфейс. Сервер wais - это и базы

данных и по для их поддержки, осуществляющее поиск и возвращающее

результат запроса в виде динамических списков соответствий критериям

поиска. В основу архитектуры поисковой системы положены прогрессивные

начала, которые дают возможность искать не только прямое соответствие,

но и определять меру близости или рассеивания критериев. Под понятием

"поисковая машина wais" обычно понимают поисковый механизм и

набор алгоритмов. Система wais, в настоящее время, также, динамически

развивается и совершенствуется. К универсальным поисковым системам

типа gopher и wais относятся также системы hyperg, lynx, archie и

hytelnet.

Система listserv является системой списков адресов электронной почты.

Система похожа на обычные почтовые конференции с единственным

отличием, имеется возможность рассылки сообщения не только конкретным

пользователям, но и группам, причем число и адреса конкретных

пользователей группы могут быть неизвестны. Пота посылается по адресу

группы, а попадает ее членам. Также, имеется ряд команд, записываемых

в тело почтовых посланий, предназначенных для операций над группами

(регистрация члена группы, исключение из группы и т.П.). В Остальном

все характеристики системы укладываются в таковые для электронной

почты и используют ее технологию.

Система whois представляет систему поиска и базу данных пользователей

internet их локальных и глобальных адресов и другой информации. Для

работы с базой данных пользователей, которая поддерживается службой

регистрации адресов internic могут быть использованы как отдельные

клиентские программы, так и электронная почта. Сервис аналогичного

характера предлагают поисковые системы и базы данных пользователей и

машин fred, x.500 и netfind.

Система trikle представляет систему подписки на файлы по электронной

почте. Она работает с ftp-архивами и осуществляет пересылку в

автоматическом режиме. Для подписка используются символьные команды.

Имеется возможность подписаться не только на файл или файлы, но и на

каталоги. В этом случае, с определенной периодичностью, например, раз

в неделю, присылаются списки обновлений. Подобные возможности

предоставляют системы netserv, mailbase и ftpmail. Причем последняя

позволяет выполнять ftp-запрсы и команды посредством только

электронной почты. Обычно, такие системы дают анонимный вход и не

требуют никакой регистрации.

Система usenet или netnews представляет распределенную информационную

систему новостей. В системе имеется понятие групп новостей, под

которые отводятся распределяемые сетевые ресурсы. Система организована

в виде иерархического каталога групп. Каждая группа имеет множество

сообщений, которые просматривают члены группы и ведут переписку по

заданной тематике. Подписка на группу дает возможность получать

информацию о состоянии группы. Общая организация системы базируется на

основе электронной почты и ее стандартных возможностей. И хотя в

системе имеется свой прикладной протокол nntp (network news transfer

protocol), работающий на основе протокола tcp, большинство

возможностей можно использовать при помощи обычной электронной почты.

Очень похожей системой является система электронных досок объявлений

bbs (bulletin board system) сети relcom. Однако, в отличие от usenet,

bbs использует протокол uucp, что не позволяет производить

интерактивные телеконференции.

Система irc (internet relay chat) представляет систему для ведения

текстовых переговоров в реальном времени - чат. Позволяет производить

"разговор" в реальном времени более чем двум пользователям

посредством архитектуры каналов. Каналы составляют древовидную

архитектуру. Пользователь перед отправкой сообщения определяет и

инициализирует свой канал, затем посылает по нему сообщение. Все

пользователи, "слушающие" данный канал, получают посланные в

него сообщения и могут ответить в реальном времени. Каналы

поддерживаются irc-серверами и имеют авторизованный или анонимный

доступ. irc Также использует протокол tcp и постоянно развивается. В

настоящее время имеется множество клиентских программ для irc на всех

аппаратно-программных платформах. Интересно, что услуги переговоров

chat предоставляют многие серверы, а сама технология обмена

сообщениями в интерактивном режиме может быть организована на основе

многих уже существующих сервисов и транспортных протоколов. Заключение.

Из приведенного краткого описания основных протоколов и сервисов

internet понятно, что internet представляет сложную развивающуюся

систему протоколов и сервисов, предоставляющих самые разнообразные

услуги и возможности пользователям. В настоящее время, описанные

возможности доступны на самой базовой и достаточно дешевой

конфигурации персональной системы под управлением самых

распространенных операционных систем (unix, windows 4.Х/nt, os/2 и

др.). ОДнако, практически все сервисы и протоколы вышли из недр ос

unix и только в последнее время перекочевали на персональные платформы

под управлением однопользовательских систем. На стр. 16 представлена

общая схема локальной сети крупного офиса, входящей в глобальную, с

указанием типов соединений, физических сред и используемых

транспортных протоколов. Практически вся сеть internet состоит из

подобного рода конструкций. В состав локальных сетей могут входить

устройства печати, сканеры и другие устройства с собственным сетевым

интерфейсом, которые могут выступать в локальной и глобальной сети как

самостоятельные сетевые единицы.

Несколько слов о программном обеспечении

большинство современных операционных систем, таких как ms-windows 4.Х,

os/2, ms-windows nt и unix-ы имеют всю гамму необходимого по для

организации полномасштабных сетевых взаимоотношений как на уровне

локальной, так и на уровне глобальной сети. При этом, по, которое в

достатке выпускается третьими производителями существенно дополняет и

расширяет базовые возможности ос. Для клиентских рабочих мест лучше

всего подходят такие "легкие" ос как ms-windows 4.x Или

os/2, а для установки на серверы локальных или глобальных сетей - unix

или windows nt. Из прикладного клиентского по наиболее

распространенными почтовыми клиентами являются ms outlook express, ms

exchange, eudora и netscape mail; признанными лидерами в области

обзора www-ресурсов, такие браузеры, как ms internet explorer,

netscape communicator и opera; среди программ для ftp популярностью

пользуются quite ftp, net vampire, reget, alan ftp explorer. Такие

монстры сетевого по как microsoft и netscape создают целые комплексы

сетевого клиентского по. В них входят не только средства работы с

электронной почтой и www, но и news-клиенты, адресные книги, клиенты

поисковых систем и собственные технологические решения, такие например

как "internet порталы" netscape или "каналы" -

microsoft. Рынок сетевого по не стоит на месте, каждую неделю, а может

быть и чаще анонсируются выпуски нового модифицированные версии

существующего по. Большинство клиентских приложений развитых фирм

производятся для многоплатформенной работы и встречаются как на

ibm-pc, так и на mac или других системах.

Геннадий баранов, "pc club"

e-mail: bgv@mail.dnepr.net




















Страховые компании каско. . . Участки симферопольское шоссе 50 км. . . Услуги Call Центра - .