Статьи

Главная страница  >>   Новости





Зима все покажет.

Рудольф гладких.

Близится завершение навигации, на носу зимняя стужа и ответ на вопрос: не сорван ли, как в прошлом году, северный завоз, не станет ли паек северянина нынешней зимой меньше тюремного, а температура в его жилище - ниже терпимой. Обычно это выясняется в январе - феврале, когда с камчатки, из якутии или с колымы приходят тревожные сообщения о голоде в семьях и холоде в домах.

Нынешнее правительство продемонстрировало желание не повторять ошибок прошлого и в жесткой форме потребовало от руководителей министерств и ведомств не ждать, когда "жареный петух клюнет", а проявить расторопность. Ведь в соответствии с российским законодательством именно федеральная исполнительная власть отвечает за помощь жителям северных районов, где сроки завоза ограничены временем. Поэтому исполняющий обязанности генерального прокурора владимир устинов на расширенном заседании коллегии прокуратуры камчатской области в петропавловске-камчатском в сентябре потребовал от подчиненных прокуроров обеспечивать строгий надзор за безусловным соблюдением законодательства о северном завозе и пообещал виновных в его нарушении привлечь к ответственности.

Результат такого подхода не замедлил сказаться. Взять, к примеру, корякский автономный округ, жители которого с грехом пополам пережили прошлую голодную и холодную зиму и с ужасом ожидают грядущую. Уже в августе они забили в набат, так как к концу месяца в округ завезли лишь половину требуемого угля, 17 процентов дизельного топлива, 14 процентов бензина и 18 процентов авиакеросина. Однако в конце сентября ситуация улучшилась, и, по словам губернатора корякского автономного округа валентины броневич, федеральное правительство пока выполняет свои обязательства перед округом: из 178 миллионов рублей, заложенных в бюджете россии на северный завоз, уже профинансировано 70 процентов. К жителям постепенно приходит уверенность, что нынешней зимой они не замерзнут.

Значительно лучше, чем в прошлом году, идет завоз топлива в крайние северные районы иркутской области. По словам председателя комитета по развитию севера администрации региона николая паленного, из необходимых 51 тысячи тонн нефтепродуктов к концу сентября уже поставлено около 30 тысяч. "А ведь у нас в запасе еще почти месяц навигации по рекам лене и витиму, и если не произойдет задержки с поступлением средств из федерального бюджета, то можно считать: север зимой не замерзнет", - сказал паленный. На сегодня из 85 миллионов "топливных" рублей центр уже перечислил региону 67 миллионов.

Оправдало себя принятое в январе этого года решение министерства транспорта передать арктические поставки в руки одного грузоперевозчика - мурманского морского пароходства, располагающего единственным в мире атомным ледокольным флотом. А это значит, что теперь доставка грузов жителям восточного сектора арктики по северному морскому пути вообще не будет ограничена сроками и может осуществляться круглый год. Атомоходы "ямал", "арктика" и "таймыр" и в январе, и в феврале могут проводить по северному морскому пути танкеры с нефтепродуктами для полярников колымы и даже на чукотку. Правда, как говорят мурманские моряки, были задержки отправки судов из мурманска из-за того, что нефтепродукты и другие грузы для зимовщиков на базы поступают медленно и малыми партиями. Чтобы не допускать срывов завоза, мурманские моряки советуют администрациям якутии, чукотки и других северных регионов жестче контролировать не только прохождение бюджетных средств, но и продвижение грузов от поставщиков к местам их концентрации.

В середине сентября сложилась тревожная ситуация в отдаленных районах архангельской области, куда к 20 сентября было доставлено по рекам всего 28 процентов от требуемого продовольствия, 25 процентов нефтепродуктов и 52 процента каменного угля. Заместитель председателя правительства администрации архангельской области александр максимов объяснил это отставание недостаточным финансированием, ростом цен на муку и бензин. Александр максимов считает, что нужна срочная помощь правительства рф. "Если не выделить дополнительно 45 миллионов рублей на приобретение бензина и 50 миллионов на муку, то уже через пару месяцев в отдаленных районах сложится чрезвычайное положение - топливо и продовольствие туда придется забрасывать вертолетами, а это обойдется гораздо дороже", - сказал он.

Однако губернатор архангельской области анатолий ефремов уверен, что каменный уголь, дизельное топливо и продовольствие все-таки будут завезены в полном объеме. "Мы работаем и на перспективу, - сказал губернатор, - чтобы сократить и удешевить северный завоз. Так, строится постоянная автодорога из архангельска к райцентрам - городу мезень и селу лешуконское. Через два года она будет готова и число районов с ограниченным сроком завоза грузов в области сократится с семи до пяти. Реализуется программа перевода котельных с привозного угля на местные виды топлива - дрова и торф.

А вот жители ямало-ненецкого автономного округа твердо уверены, что предстоящие холода им не страшны. Как сообщил первый заместитель начальника департамента материальных ресурсов округа рафис мингалеев, "уже к концу сентября мы полностью обеспечили топливом на всю долгую полярную зиму самые отдаленные поселки в надымском, пуровском, тазовском районах". Позаботились ямальцы и о геологических предприятиях: все нефтегазоразведочные предприятия ямала обеспечены полностью всеми видами топлива. "Причем вот уже который год мы не получаем на предварительный завоз грузов в дальние северные районы ни одного рубля из федерального бюджета, - подчеркнул мингалеев, - а поскольку надеяться нам не на кого - ищем свои резервы".

Засучив рукава работают и речники амурского пароходства, хотя отправители и получатели грузов пока не оплачивают транспортные услуги. В отдаленные районы края, а также в амурск и комсомольск-на-амуре речники перевезли к концу сентября 519 тысяч тонн различных грузов. "Это значительно больше, чем было перевезено в прошлом году", - сообщил генеральный директор предприятия анатолий сухов. В целом по краю, согласно оперативным данным, программа северного завоза выполнена к концу сентября более чем на 87 процентов. По словам руководителя судоходной компании, "нет сомнений в том, что речники справятся со своими обязательствами".

Пожалуй, наибольшую тревогу на начало октября вызывает завоз топлива на южные курилы. Впрочем, по словам губернатора сахалинской области игоря фархутдинова, завоз топлива во все три района, расположенные на курилах, "всегда был традиционно сложным". Но и там в этом году появилась надежда решить проблему хотя бы в курильском районе, где к концу сентября в основном уже были решены вопросы по обеспечению углем и дизтопливом электростанций.

Вот вкратце что можно сказать сегодня о ситуации с северным завозом. Она значительно отличается в лучшую сторону от той, что была на начало октября прошлого года. Но в россии стало правилом: хотим и делаем как лучше, а получается, как всегда. Изменили ли этому правилу нынче - покажет грядущая зима.




















Какие часы выбрать: . . . . .