Статьи

Главная страница  >>   Новости





Желающих подвезти до морга предостаточно.
Но более 80 организаций в москве занимаются этим нелегально.

В москве на улицах трупы пока не валяются. Напротив, доставкой их в морги сейчас стремятся заняться многие. Основная проблема заключается не в том, как доставить покойников по назначению, а в том, как упорядочить деятельность многочисленных коммерческих фирм, считающих ритуальные услуги делом очень выгодным.

Доставка трупов в морги считается отдельной услугой и подлежит специальному лицензированию. Но надзирать за выполнением всех норм непросто. Во владивостоке, например, мэрия решила не выдавать лицензии всем желающим, а объявить конкурс на право доставки трупов в морги. Идея, может быть, и неплохая, но осуществить ее вряд ли удастся из-за злостного нежелания властей платить деньги своим подрядчикам.

В москве комитет по здравоохранению может выдать лицензию любой фирме, у которой для такой работы имеются соответствующие условия. Правда, получать такую лицензию ритуальные конторы не спешат. Дело в том, что перевозить трупы с соблюдением всех санитарных норм довольно хлопотно, да и недешево. Для этого нужен обученный персонал, имеющий хотя бы среднее медицинское образование, спецодежда, пакеты для упаковки столь неординарного 'груза', дезинфицирующие средства, радиофицированный транспорт. Все это может позволить себе только солидная фирма. Вот и получается, что на законных основаниях перевозкой трупов в москве занимается только общеизвестный 'ритуал'. Все остальные (более 80 организаций) работают без лицензий. Несмотря на это, ритуальные конторы никто не закрывает, а лицензионная палата законность их деятельности практически не контролирует.

Большинство ритуальных фирм в москве небольшие, и для перевозки трупов у них имеется один-два пикапа без раций и даже без носилок. На большой объем работы они, как правило, не претендуют: перевозят по два-три покойника в день, зарабатывая по нескольку миллионов рублей, и вполне этим довольствуются. Однако в силу своей многочисленности они составляют немалую конкуренцию лицензированному 'ритуалу'. Эта услуга в небольших коммерческих фирмах стоит около 1 млн рублей, в 'ритуале' - 450 тыс. Но люди, столкнувшиеся с похоронными проблемами, как правило, не выбирают более дешевую фирму, а обращаются в первую попавшуюся. Тем более, что доставка покойника в морг не входит в 'гарантированный набор услуг', который по постановлению московского правительства за 2,5 млн рублей обязана предоставить любая ритуальная организация. Считается, что покойник, скончавшийся в своей постели, вполне может там же и полежать до похорон, а уж перевозка его в морг - это обычный каприз безутешных родственников. Так что увозят трупы только по желанию клиентов и, естественно, за дополнительную плату.

Покойникам, у которых есть заботливые родственники, в известном смысле повезло. Гораздо хуже неопознанным жертвам дорожных происшествий или бомжам, умирающим обычно там же, где и живут: на улице, в подвалах и т.Д. Понятно, что их трупы увозить в морги надо обязательно. Только ни одна коммерческая фирма за такие перевозки не возьмется, потому как никаких денег за свою транспортировку покойный бомж заплатить не может. Конкурс, как это сделали во владивостоке, объявлять бесполезно: коммерсанты не очень-то верят деньгам, выделяемым из бюджета. Поэтому в москве доставляет в морги подобранные на улице трупы государственная служба перевозки при комитете по здравоохранению. Средства ей выделяет мэрия. Правда, деньги приходят с опозданием, и их не хватает на то, чтобы платить спецперсоналу приличную зарплату. Но на саму доставку трупов, по мнению сотрудников службы, пока худо-бедно хватает.

Инна коломейская.




















. .