Статьи

Главная страница  >>   Новости





Хрупкая монополия.

Андрей онуфриев.

Российский "руслан" создал новую рыночную нишу на мировом рынке авиаперевозок. Но несмотря на очевидное лидерство положение его непрочно: западные компании заняты созданием самолетов-конкурентов.

О самолете "руслан" широкая публика знает немного. Известно, что в декабре прошлого года в районе иркутска произошла авиакатастрофа: при взлете разбился самолет ан-124, погибло несколько десятков человек. Известно, что в ходе обсуждения этой катастрофы поднимался вопрос о технической ненадежности "русланов" и о необходимости запретить их использование.

Но мало кто знает, что "руслан" -- огромная удача российских авиаперевозчиков. Благодаря "руслану" они смогли не просто выйти на мировой рынок, но создать новую рыночную нишу -- доставка по воздуху сверхгабаритных и сверхтяжелых грузов. Более того, им удалось заставить бороться за этот рынок западные авиакомпании.

Триумфальное шествие.

До последнего времени возможности грузовых авиаперевозок ограничивались самолетами грузоподъемностью 15-50 тонн, на которых большую часть товаров доставляют и по сей день. Спрос на самолеты большей вместимости и грузоподъемности в мире был -- не было самих самолетов. Космические спутники, крупное машиностроительное оборудование, энергетические силовые установки приходилось возить по морю или по железной дороге. И только с выходом на рынок самолета ан-124, значительно превосходящего все остальные по грузоподъемности и вместимости, начал активно формироваться абсолютно новый рынок -- рынок авиаперевозок уникальных грузов (с точки зрения авиации к ним относятся оборудование или материалы массой около 100 тонн, либо грузы, по габаритам превосходящие возможности обычных траспортных самолетов).

Сегодняшний потенциал рынка уникальных авиаперевозок можно сравнить с потенциалом, который лет пятнадцать-двадцать назад был у бизнеса по экспресс-доставке почты. Именно за счет роста спроса в начале 80-х такие монстры экспресс-доставки, как dhl или ups, обеспечили свое нынешнее преуспевание и лидерство на рынке. Теперь такой шанс представился российским авиаперевозчикам, эксплуатирующим "руслан".

В первые пять лет с начала коммерческой эксплуатации "руслана" среднегодовой рост транспортировок уникальных грузов в мире достигал 26%. Сейчас бум затихает, но все же прогнозируемый рост составит 12,5% в год. По статистике департамента транспорта сша, с 1993 года количество рейсов ан-124 в страну и из страны ежегодно росло на 65%, а число компаний, перевозящих свои грузы этим самолетом, за последние четыре года возросло вдвое. Американцы, имеющие самую мощную в мире авиационную промышленность и традиционно стремящиеся ограничить присутствие иностранных перевозчиков на своих рынках, ничего не могли противопоставить "руслану" -- boeing использует для своих нужд ан-124 и возит на них двигатели для собственных самолетов.

Сутки-двое на доставку спутника.

Эксплуатация "русланов" в гражданской авиации началась на заре перестройки. В 1990 году, когда в коммерческой эксплуатации в мире находилось всего два ан-124, ульяновский завод "авиастар", производивший "русланы", антк им. Антонова, являющееся разработчиком ан-124, кб "прогресс" и завод "мотор-сич", проектировавший и выпускавший двигатели для самолетов, а также ряд других организаций, непосредственно связанных с авиацией, учредили авиакомпанию "волга-днепр". В 1991 году "волга-днепр" получила от "авиастара" свой первый ан-124 и стала лидером нового рынка.

Первым делом компания организовала совместное предприятие с британской грузовой авиакомпанией heavy lift, которое занялось продажей перевозок на ан-124. Имя английского партнера и правильная маркетинговая политика сп обеспечили продвижение на мировой рынок такой неожиданной услуги, как транспортировка грузов на ан-124. Через несколько лет объем продаж компании измерялся десятками миллионов долларов.

Генеральный директор авиакомпании "волга-днепр" алексей исайкин объясняет свой успех просто -- удалось найти спрос: "лень человеческая безмерна, и потребности этой лени надо как-то покрывать. Эта лень послужила толчком для развития экспресс- перевозок почты, потом такая возможность появилась для мелких грузов. Теперь мир ожидает, что за сутки-двое можно будет доставить такие грузы, как космические спутники и энергетическое оборудование. Это уже осознанный, а не экзотический спрос".

Прибыли нет, но перспективы есть.

Поначалу услугами ан-124 клиенты пользовались только в крайних случаях -- чтобы не сорвать выполнение контракта. Теперь же все большее число компаний стремится ускорить доставку своих грузов, традиционно перевозившихся другими видами транспорта. Крупнейшие западные машиностроительные, электронные и космические фирмы планируют перевозки именно на ан-124. Например, американская корпорация formatic при поставке прессового оборудования в японию должна была уложиться в недельный срок, что было возможно только при воздушной перевозке. Они вынужденно воспользовались "русланом". Понравилось, и теперь они планируют осуществить в течение трех лет поставку тридцати- сорока прессов на ан-124. Компании ведут переговоры с эксплуатантами "русланов" о долгосрочных тарифах, чтобы включить использование ан-124 в стоимость транспортировки товаров. Более того, некоторые даже планируют подогнать габариты своей продукции под возможности "русланов".

Тем не менее рынок перевозок уникальных грузов объективно ограничен -- ведь таких грузов немного. А потребительские товары на "русланах" не возят -- слишком дорого. Хотя примеры перевозки продукции, предназначенной для массового пользователя, есть: в прошлом году на ан-124 был перевезен двадцать один автомобиль opel corsa из испании в англию. "Русланы" использовались и для таких экзотических целей, как, например, доставка мраморных плит из канады в кувейт для строительства дворца.

К сожалению, спрос на подобные услуги пока есть в основном на западе, так что гражданские "русланы" работают преимущественно на внешнем рынке. Впрочем, это общая ситуация: из 700 млн долларов продаж российских грузовых авиакомпаний в прошлом году более 70% приходится именно на перевозки за рубежом.

Руководство компании "волга-днепр" рассчитывает на хорошие перспективы -- у предприятия самый большой флот ан-124 и постоянно растущий спрос на их услуги. "Волга-днепр" готова сейчас нести убытки, расходуя средства на развитие инфраструктуры, поддержание летного парка. "Мы не руководствуемся сиюминутными интересами, -- говорит алексей исайкин, -- и пока не проиграли. Да, за семь лет существования мы не получили сверхприбыли, но мы покупали самолеты и расширяли производство. И глядя на тех, кто начинал вместе с нами, можно сказать, что долгосрочный подход к делу более жизнеспособен".

Чтобы сохранить свои позиции, авиакомпания ежегодно вкладывает средства в модернизацию существующих самолетов, пытаясь соответствовать ужесточающимся нормам по безопасности и экологии. Если не делать этого, можно потерять рынок.

Деньги вкладываются и в создание специальных агрегатов для перевозки того или иного вида грузов. Так, "волга-днепр" построила для себя платформу для перевозки автомобилей, на которой их можно расставлять в два яруса, а значит, взять на борт большее количество машин. Есть намерение расширить авиапарк за счет новых отечественных самолетов, например ил-96т; не исключается и возможность покупки зарубежных самолетов. По расчетам специалистов компании, через год-два они смогут работать с прибылью.

Первым делом самолеты.

Однако уже сейчас компании имеет смысл готовиться к жесткой конкуренции. Иностранные производители авиатехники, вдохновившись столь радужными перспективами сверхбольших самолетов, задумались над созданием аналогичных машин. boeing Делает грузовой самолет md-17, а airbus industrie уже создала грузовой самолет "белуха". Эти машины несколько уступают ан-124 в грузоподъемности, но если начнется их активная коммерческая эксплуатация, они смогут забрать себе значительную часть рынка ан- 124.

Впрочем, г-н исайкин не считает ситуацию драматичной: "действительно, делаются попытки создать конкурента 'руслану'. В сша, например, тендеры на перевозки выигрывает вoeing-747, но большинство грузов возит ан-124. Еще в 1991-1992 годах серьезно рассматривалось использование ан-124 как технологического транспорта для airbus industrie. Но потом было принято политическое решение построить собственный европейский самолет, под который будут созданы рабочие места. Так что грузовик 'белуха' компании airbus industrie рожден именно для конкуренции с ан-124.

Но не стоит забывать, что российские авиакомпании осуществляют перевозки из необорудованных аэропортов развивающихся стран, и здесь у нас неплохие перспективы. Классический пример: китайцы не смогут в ближайшее время приспособить свои аэропорты для западных самолетов, а значит, туда будут летать наши ан-124, ил-76 и ан-12. Эта тенденция сохранится еще на десятилетие, но, безусловно, такая ситуация не будет продолжаться вечно, и этим должны заниматься наши политики".

Появление на западе самолетов, подобных "руслану", -- не единственная опасность для наших авиакомпаний. Уникальный самолет, создавший для себя новый рынок, может уйти со сцены, даже не дождавшись реальной конкуренции. Российские производители ан-124 практически не имеют средств для дальнейшего развития перспективной авиатехники, производство ан- 124 на ульяновском "авиастаре" приостановлено, заказов на новые самолеты нет. Ни одна российская компания, даже "волга-днепр", не может единовременно выложить за самолет 30-40 млн долларов, а лизинга в россии пока нет. На старте "волга-днепр" была вынуждена расширять парк, залезая в долги. Сегодня она предпочитает расплатиться с кредитами, временно прекратив покупку новых самолетов, и стать "чистой" перед акционерами.

Иностранные авиакомпании не будут покупать эти самолеты несмотря на всю их сегодняшнюю уникальность. Причины достаточно банальны: "руслан" сложен в эксплуатации, ему требуется слишком большой и специально обученный экипаж. И если в течение нескольких ближайших лет отечественные авиапроизводители не смогут модернизировать "руслан", сделать его более надежным и экономичным, ан-124 будет обречен уйти с рынка. Тогда уже российским авиакомпаниям, специализирующимся на уникальных перевозках, придется либо начать использовать иностранные самолеты, либо прекратить свою деятельность.

Самолет ан-124-100 изначально был военно-транспортным самолетом. Однако начиная с конца 80-х он был задействован и для гражданских целей. На сегодняшний день фрахт ан-124 на мировом рынке колеблется в пределах 12-24 тыс. Долларов за летный час.

Ан-124 самый большой серийно выпускающийся самолет в мире. Размах крыла составляет 76,3 метра, длина 69,9 метра, высота самолета 21,5 метра, масса 175 тонн, допустимая взлетная масса 392 тонны, грузоподъемность 120 тонн. В декабре прошлого года исполнилось ровно пятнадцать лет с того времени, когда первый "руслан" поднялся в воздух. С тех пор было выпущено около пятидесяти самолетов этого семейства.

По прогнозам иностранных аналитиков, мировой рынок грузовых воздушных перевозок будет расти на 6,6% ежегодно, что на 1% опережает рост пассажирских перевозок. Через 18 лет воздушный грузооборот возрастет почти в три раза. Суммарный рынок, использующий логистику, т. Е. Процесс планирования, доставки и обработки грузов (имеются в виду воздушные перевозки), на сегодняшний день оценивающийся в 600-700 млрд долларов, к 2000 году возрастет до 900 млрд долларов в год.

Изменятся не только финансовые показатели рынка грузовых перевозок, но и его структура. Будут задействованы новые самолеты, например md-17 или ан-70, расширится список товаров, доставляемых по воздуху.

В течение следующих двадцати лет азия заменит сша в качестве основного региона авиатранспортной деятельности. Движение в азиатский регион и из него увеличится, на него будет приходиться более половины всех грузовых авиаперевозок в мире. Благодаря смещению транспортных потоков в азию россия займет выгодное положение с точки зрения транзита. Удачное географическое положение в перспективе обеспечит одному из российских городов, например новосибирску, возможность стать мировым перевалочным центром. В результате российские авиакомпании получат шанс усилить свои позиции. Пока же россия занимает в обслуживании международных грузопотоков скромное девятое место.




















Смотри! Вот симпатичный . Моющий пылесос Басманный. . Интернет магазин колясок тв . Все виды оборудования: . Монтаж лифтов - полный комплекс.