Статьи

Главная страница  >>   Новости





"Хай-тек" почте не помеха.

Министр рф по связи и информатизации.

Леонид рейман считает, что россии сегодня нужны все виды телекоммуникационных услуг.

Весь мир переживает бум в области телекоммуникаций. Параллельно с традиционными возникают и быстро распространяются новые виды связи, космической и наземной, проводной и беспроводной.

Но специалисты отмечают важную тенденцию: новшества далеко не всегда выносят свой приговор прежним, проверенным технологиям. В россии по-прежнему высок спрос на обычную проводную телефонную, телеграфную, почтовую связь. При этом, скажем, в крупных российских городах интернет и сотовая телефония уже являются предметами едва ли не первой необходимости.

Сегодня объективно востребовано высокое качество не только современных, но и традиционных услуг связи. Разве не важна проблема, скажем, качества уровня слышимости абонента в сельском переговорном пункте? или сроков доставки писем? или сроки телефонизации городов и поселков?

эти и другие смежные проблемы и, что более важно, пути их решения отражены в концепции развития рынка телекоммуникаций в россии до 2010 года, недавно одобренной правительством рф. Каковы первые шаги по ее выполнению? какие меры нужны в первую очередь? об этом мы беседуем с министром рф по связи и информатизации леонидом рейманом.

- Отрадно, что в россии сегодня уделяется должное внимание новым телекоммуникационным технологиям, "хай-тек". В этой связи, как в вашем министерстве видят развитие интернета, электронной коммерции, новых систем передачи информации. Каковы здесь приоритеты?

- в этой сфере много сегментов, и в каждом сегменте свой приоритет. Например, если говорить о программировании. Это разработка программного обеспечения для конкретных пользователей, для конкретных заказчиков.

В мире существует опыт, когда страны занимают достойное место на рынке разработки программного обеспечения и получают от этого большие экономические и политические дивиденды. Яркий пример тому - индия.

До недавнего времени существовала тенденция, когда российские программисты уезжали за рубеж и работали в западных фирмах. В прошлом году мы создали центр разработки программного обеспечения здесь, в россии. У нас действительно очень хорошие программисты.

Сегодня мы предлагаем тем иностранным фирмам, которые раньше приглашали программистов к себе на работу, за границу, создавать центры разработки программного обеспечения в россии. И уже есть в этом направлении хорошие результаты. Например, "сименс" создал хороший центр программного обеспечения, в центре программного обеспечения "боинга" уже работают 300 российских программистов. И последний пример - после переговоров с нами "моторола" создала такой центр в санкт-петербурге.

- Как вам это удалось? и почему на это идут инофирмы?

- не секрет, что инфраструктура в россии стоит дешевле, чем, скажем, в сша. А где заниматься программированием - в общем-то все равно. Заинтересованные компании могут вкладывать деньги в создание центров программирования здесь и "пересылать" готовое программное обеспечение за рубеж.

Такая форма организации работы получила название оффшорного программирования. Считаем его одним из важнейших направлений, и мы здесь работаем совместно с российской академией наук, с другими федеральными ведомствами. Россия может занять вполне достойное место на мировом рынке в этом секторе.

- Каковы приоритеты движения вперед в других сегментах телекоммуникаций?

- учитывая территорию россии, размеры россии, неравномерность развития регионов, большую актуальность имеют такие проекты, как дистанционное обучение и телемедицина.

Совсем недавно мы побывали в мордовии, по приглашению главы этой республики н. Меркушкина, и видели воочию, как телемедицина реально работает. В сельской больнице у компьютера сидят врач и пациент, на связи с ними через компьютер - профессор медицинского центра управления делами президента, специализирующийся по тому кругу вопросов, который волнует больного. Он консультирует лечащего врача, одновременно ведя диалог с самим больным. При этом он получает у себя на экране всю информацию, если необходимо, рентгеновские снимки, кардиограммы. Ставится диагноз, назначается лечение.

- Сколько стоит такая услуга?

- если сравнить стоимость этой услуги со стоимостью билета до москвы и обратно, затратами на гостиницу, а также учесть время, которое больной бы потратил, чтобы попасть на прием, то телемедицина примерно в полтора-два раза дешевле. Кроме того, многие больные просто не могут прилететь в москву по здоровью или из-за финансовых проблем.

- Чтобы технологии такого рода развивались и были доступны всем гражданам, нужна, вероятно, специальная нормативно-правовая база. Какая работа ведется в этом направлении?

- эту работу можно разделить на две части. Одна часть - это совершенствование уже действующих нормативно-правовых документов и законов. Примером тому может служить работа над дополнениями и изменениями к закону "о связи".

Другая часть - это новые законы, которые диктуются развитием телекоммуникационной инфраструктуры. Здесь яркий пример - прошедший совсем недавно в первом чтении в государственной думе закон "об электронной цифровой подписи". Далеко не все страны в мире успели разработать такой закон. В сша в прошлом году принятие аналогичного закона стало важнейшим государственным событием. Президент сша первый раз поставил свою электронную подпись перед телекамерами на виду у всей страны и всего мира.

- Неужели электронная подпись такая важная вещь?

- очень важная. Цифровая подпись даст серьезнейший стимул развитию предпринимательства, использующего современные телекоммункационные услуги. К примеру, двум или нескольким партнерам можно будет заключить контракт с помощью компьютера, не выходя из дома или офиса. Или другая возможность - быстро, с минимальными затратами оплачивать коммунальные платежи, заполнять налоговые декларации.

- Давайте теперь обратимся к более общим вопросам - структурным преобразованиям в отрасли. В конце прошлого - начале этого года серьезной реформе подвергся госсвязьнадзор. Какова суть преобразований и что, собственно, это дало отрасли и потребителю?

- до прошлого года существовала ситуация, когда госсвязьнадзор россии совмещал в себе несколько функций, в том числе не только надзорную и контрольную, но и функции координации частотного ресурса. Стало очевидно, что такая организационная форма сегодня уже не удовлетворяет растущие потребности рынка. Реформа заключалась по сути дела в разделении функций надзорных, контрольных и функций координации частот. В результате решениями правительства рф были образованы две структуры - госсвязьнадзор и частотная служба россии. И сейчас наша задача сделать так, чтобы эти структуры, которые на сегодняшний день полностью обеспечены всей нормативно-правовой и законодательной базой, заработали более эффективно.

- Что это реально дает?

- во-первых, специализация функций дает фокус на проблему. Мы надеемся, что работа с частотами будет более качественная, их выделение - более быстрое. Во-вторых, более того, мы вводим порядок, когда оператор не ходит по разным органам и институтам, согласовывая частотные назначения, а обращается в одну организацию - в радиочастотную службу, которая проводит все согласования.

- Создается впечатление, что армия связистов очень "растянулась на марше". Передовые отряды ушли далеко вперед, а такие проблемы, как телефонизация села, как проблемы традиционной почты, они как были, так и остались...

- Можно, наверное, согласиться с тем, что связисты в разных регионах и разных сферах предоставляют различные по своему уровню и совершенству технологий услуги. Но это в первую очередь диктуется не желанием связистов, а неравномерностью развития страны. Это не уникальный российский вопрос. Все страны, которые имеют большую территорию, как правило, имеют эту проблему. В дополнениях и изменениях к закону "о связи", над которым мы сейчас работаем, предусмотрены меры, которые, с нашей точки зрения, позволят эту задачу решить.

По ряду некогда отстающих направлений прогресс заметен уже сейчас. Например, за прошедший год довольно большое внимание уделялось сельской связи. Прежде всего на прошедших семинарах, конференциях мы определили первоочередные проблемы, наметили пути решения. В эту работу включился сбербанк россии. И на сегодняшний день я бы хотел высказать свою благодарность в их адрес. В ряде регионов с мая 2001 года банком открыты потребительские кредиты: они позволяют селянам взять для установки телефона ссуду на пять лет. По обычной ставке сбербанка. Причем не нужно предоставлять в качестве залога имущество, другие ценности. Достаточно поручительства двух граждан, гарантирующих выплату заемщиком кредита.

Очень многие губернаторы стали обращать серьезное внимание на развитие сельской связи. Постепенно стала расти доля расходов на телефонизацию села в бюджетах многих регионов. В качестве примера можно привести республику мордовия, самарскую, калининградскую области. Так что эта проблема - телефонизация села - будет успешно решаться.

- Это приоритет или просто появились деньги?

- это приоритет. Осознанный приоритет.

- Но это все телефонизация, а традиционная почтовая связь?..

- Я бы не стал разделять мнение пессимистов по этому поводу. Думаю, что почтовая связь будет развиваться, конечно, постоянно изменяясь в соответствии с требованиями времени. Возьмите итоги 2000 года: рост объема услуг почты - почти 40%.

- Получается, растет число почтовых отправлений. О чем это говорит?

- о целом ряде вещей. Во-первых, растет потребность у людей в письмах, посылках, есть что пересылать, есть куда посылать. Во-вторых, это говорит о том, что почта в прошлом году вела правильную тарифную политику. Мы в течение 2000 года несколько раз меняли тарифы, причем не только повышали, но и понижали.

Правительство поставило перед нами задачу разработки концепции развития почтовой отрасли. На это нам отведен 2001 год. Я бы сказал, что роль почты будет расти. Вот пример - возьмем такую современную и перспективную технологию, как электронная торговля. Существует же элементарная проблема доставки заказов. Вот и реальная роль почты.

Кроме того, почта исторически в течение последнего времени и сейчас выполняет такую значимую социальную функцию, как доставка пенсий. Допустим, доставка пенсий в москве - это не такая большая проблема. Но в регионах почтальон доходит до каждого пенсионера, приносит ему деньги, хотя в этом смысле почтальоны подвергаются определенному риску, но я думаю, что это очень важная социальная функция, которую необходимо сохранять, развивать дальше.

Иными словами, нам не обойтись без обычной почты и в новом веке.

- Проблем очень много, направлений очень много, но какова главная цель? ради чего?

- цель и для электросвязи, и для почты, и для информатизации - удовлетворение тех потребностей, которые существуют сегодня. У граждан, у коммерческих и государственных структур.

Наиболее важное направление - построение понятных, прозрачных, долгосрочных правил работы всех компаний на рынке услуг.

- Когда минсвязи задает правила игры, что вы стараетесь учитывать?

- исходим из трех основных критериев. Мы стараемся, во-первых, минимально менять эффективно работающие механизмы. Второе, это выстраивание всей системы правил так, чтобы они были направлены не на решение каких-то сиюминутных задач, а именно на создание долгосрочных путей, по которым будет идти развитие отрасли. И в этом контексте, в этой связи третий, наверное, очень важный аспект - это опыт. Мы постоянно анализируем и опыт российской отрасли связи, и иностранный опыт.

Беседовали алексей балиев, александр борисов.




















. . . Надувные санки оптом. .