Статьи

Главная страница  >>   Новости





Вам посылка из шанхая.
Андрей онуфриев. Российский рынок экспресс-почты стремительно растет. И хотя основные позиции на нем уже захвачены иностранцами, у наших компаний есть реальный шанс их потеснить.

Услуги по срочной доставке корреспонденции и мелких грузов начали оказывать еще в начале века, однако этот бизнес тогда ограничивался доставкой цветов, газет и прочих мелочей на небольшие расстояния. Настоящий расцвет рынка экспресс-доставки пришелся лишь на середину 70-х - начало 80-х годов, когда крупные корпорации, интегрируясь в мировую экономику, ощутили необходимость в оперативной и надежной системе обмена документацией, образцами товаров и т. Д. По всему миру. А развитие гражданской и грузовой авиации дало возможность удовлетворять этот спрос и оказывать предпринимателям новые услуги. Например, хорошо известная в россии компания dhl начала свой бизнес в 1969 году с пересылки по воздуху документов между портами на западном побережье америки. Эта услуга сократила время прохождения морских грузов через таможню, и теперь компания гордо утверждает, что она "запустила процесс, изменивший способ ведения бизнеса во всем мире".

Начиная с 70-х годов обороты на мировом рынке курьерских услуг удваивались каждые четыре года, но россию это, по понятным причинам, не затронуло никак. Западные же фирмы экспресс- доставки росли как на дрожжах. В результате созданные чуть больше тридцати лет назад компании tnt и dhl сегодня имеют представительства практически по всему миру, их годовой оборот превышает 5 млрд долларов, а у united parcel service (ups) и federal express (fedex) обороты составляют более 10 млрд долларов. Сейчас основными клиентами этих фирм являются финансовые институты, юридические и консалтинговые компании, автомобильные концерны, внешнеторговые фирмы.

Россия же стала объектом интереса курьерских компаний только с начала перестройки, когда крупным корпоративным клиентам понадобилась быстрая и, самое главное, надежная доставка важной и конфиденциальной корреспонденции в россию. Как рассказывает менеджер tnt по маркетингу мария корбут, в 1989 году, когда компания появилась в ссср, практически все посылки отправлялись иностранными клиентами. Причем с первого же дня российское отделение себя окупало и имело весьма неплохие финансовые показатели.

Постепенно экспресс-доставку начали использовать и российские предприятия, контактировавшие с иностранцами. Ведь несмотря на развитие электронных способов передачи информации, курьерская связь остается единственной возможностью быстро, надежно и конфиденциально передать контрагенту оригиналы контрактов, финансовых и платежных документов. И сейчас услугами курьерской почты пользуются почти все крупные российские структуры, среди которых центробанк, альфа-банк, "росвооружение", онэксимбанк, "норильский никель", "лукойл", "газпром", "автоваз", минэкономики и т. Д. Не говоря уже о многочисленных компаниях, ведущих внешнеторговые операции.

Осада.

Возникший всего несколько лет назад российский рынок экспресс-доставки уже достиг годового оборота в 100 млн долларов, и работающие здесь компании прогнозируют ежегодный пятидесятипроцентный рост оборотов. Вдохновленные столь блестящими перспективами иностранные экспресс-перевозчики не просто закрепились на нашем рынке, но уже вступили в конкурентную борьбу друг с другом за его раздел. Особенно это стало заметно с начала 1998 года, когда основные соперники - tnt и dhl - почти одновременно объявили о резкой активизации своей деятельности в россии и планах до конца года инвестировать по 5 млн долларов в развитие этого бизнеса. Начавшая свою агрессивную экспансию с 1993 года dhl за это время инвестировала в российское отделение свыше 20 млн долларов, открыв в москве свой таможенный терминал и значительно расширив сеть представительств и приемных пунктов. Сейчас филиалы компании есть уже в 52 городах, а до конца года их станет на два десятка больше. Конкуренты оценивают долю этой компании на российском рынке в 30-40%, однако в самой dhl считают, что она составляет 60%. "Мы намерены сохранить наше лидерство и в будущем, - заявил коммерческий директор dhl по россии тихон евдокимов, - и готовы продолжать инвестировать средства в свою российскую инфраструктуру".

Однако почти монопольному положению dhl в россии, похоже, скоро придет конец: достаточно пассивная до последнего времени tnt также решила побороться за перспективный рынок. Пока крупнейший европейский экспресс-перевозчик имеет на нем, по разным оценкам, 15-20%, но, по мнению представителей компании, ситуация может измениться уже в ближайшее время за счет массированного наступления на регионы. До нынешнего года российское отделение tnt имело представительства только в москве и санкт-петербурге, сейчас уже есть офис в екатеринбурге, а в ближайшее время предполагается открыть еще ряд представительств в крупных российских городах, потратив на это 5 млн долларов. Мария корбут уверяет, что tnt не опасается конкуренции, поскольку может предложить клиентам ряд услуг, не имеющих прямого отношения к экспресс-доставке. Одна из них - выстраивание транспортных схем для компаний, работающих в россии. Кроме того, предлагаются услуги по дорожному фрахту (груз клиента без ограничения массы и габаритов доставляется на автомобилях по принципу "от двери до двери"). Впрочем, и dhl не дремлет: она оказывает услуги по авиафрахту, специально для финансистов разработала схему по доставке документов получателю к началу следующего рабочего дня. Для этого используются вертолеты и даже сверхзвуковые самолеты "конкорд".

Чтобы упрочить свои позиции в россии, четыре мировых лидера экспресс-доставки организовали свою ассоциацию, главной задачей которой является лоббирование законодательных актов о создании статуса экспресс-перевозчика. По мнению курьерских компаний, это позволит им ускорить оформление грузов на таможне. В то же время можно предположить, что вожделенный статус получат только крупные компании, увеличив тем самым свои и без того значительные конкурентные преимущества.

На первый взгляд создается впечатление, что на нашем рынке курьерских услуг места отечественным фирмам уже не осталось. На самом же деле этот рынок, как и прочие, неоднороден. Профессионалы делят его на три сегмента: доставка из страны за границу, доставка внутри страны и доставка в пределах региона (чаще всего крупного города). И на каждом из этих направлений у российских компаний есть разные возможности успешно заниматься курьерским бизнесом.

Семь тыщ одних курьеров.

Понятно, что в области международной связи нашим экспресс-перевозчикам просто не под силу тягаться с такими монстрами, как dhl, tnt или fedex. Для организации быстрой и надежной перевозки грузов за рубеж необходимы хорошо отлаженная технология и мощная инфраструктура. Она предполагает наличие узловых сортировочных центров (хабов) по всему миру, собственный авиапарк и огромную сеть представительств. Например, недавно построенный tnt сортировочный центр в аэропорту льежа способен обслуживать тысячу тонн грузов в день, тогда как в россии самые крупные перевозчики доставляют не более 4 тысяч тонн в год. Авиапарк крупнейшего в мире авиа-экспресс-перевозчика dhl насчитывает 200 самолетов (для сравнения: у "аэрофлота" 114 бортов).

Однако отечественные компании нашли выход на международный рынок, избежав при этом тяжкой необходимости инвестировать большие средства в развитие собственной инфраструктуры. Ведь с начала 90-х годов, пока крупные западные экспресс-перевозчики совершенствовали систему международной доставки, несколько отечественных компаний активно развивали свою сеть внутри страны. И теперь те же иностранцы вынуждены пользоваться их услугами. В мировой практике такие союзы не редкость: например, tnt в течение долгого времени осуществляла для американской fedex все доставки по европе. А в россии tnt вошла в альянс с компанией "пони экспресс", имеющей 21 представительство по стране. Теперь эта фирма осуществляет для tnt доставку по россии, а та через свою сеть возит для "пони экспресс" посылки за рубеж. Аналогичная ситуация и у fedex, которая сотрудничает с компанией "эльф-91". С несколькими отечественными курьерскими фирмами работает dhl, а ups в самом начале своей деятельности в россии создала сп с компанией "союзвнештранс".

Сейчас эти альянсы - почти единственная возможность для российских компаний расширить свой бизнес за пределы страны, но такая форма сотрудничества недолговечна. Ведь даже специалисты tnt признают, что в настоящий момент рост объема внутрироссийских перевозок опережает рост международных, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. И чтобы не упустить новые возможности для бизнеса в нашей стране, международным монстрам понадобится собственная региональная сеть. Либо они будут тратить деньги на открытие отделений, либо, что более вероятно, просто поглотят своих сегодняшних партнеров.

Пожалуй, единственная компания с российским участием, которая стоит особняком на рынке экспресс-доставки и может не бояться иностранцев, это "ems гарантпост". Дело в том, что совместное предприятие "ems гарантпост" является не курьерской компанией, как прочие наши герои, а почтовой службой. Организованная в 1991 году российской и французской почтой, а также авиакомпаниями air france и "аэрофлот", фирма "ems гарантпост" является членом международной почтовой системы емs (express mail service), которая объединяет почты всего мира. Цель этой системы - через почтовую сеть доставлять корреспонденцию и грузы в экспресс-режиме (24-72 часа) по всему миру по принципу "из рук в руки". И получается, что возможности международной доставки у "ems гарантпост" не хуже, чем у крупнейших экспресс- перевозчиков. С другой стороны, как "дочка" российской почты "ems гарантпост" имеет доступ ко всем 46 тысячам почтовых отделений россии и может покрыть 80-90% территории страны. Стало быть, по своему потенциалу "ems гарантпост" - самая мощная компания на рынке доставки корреспонденции и посылок внутри страны.

Тем не менее из-за отсутствия внутреннего спроса до 1993 года компания занималась исключительно международной доставкой. Зато сейчас уже более половины ее перевозок приходится именно на внутренний рынок. Как отмечает генеральный директор сп александр семенов, "внутри россии мы пока конкуренции не чувствуем, и если вдруг произойдет существенный рост внутреннего рынка экспресс-доставки, мы будем на коне. К этому и готовимся". Впрочем, еще в прошлом году "ems гарантпост" перевезла вдвое больше грузов, чем ее главный конкурент - российское отделение dhl, а оборот компании увеличился втрое и превысил 10 млн долларов.

Благодаря родству с почтовой службой у компании есть преимущество, немаловажное прежде всего для частных клиентов. На "ems гарантпост" распространяется действие международной почтовой конвенции, согласно которой посылки стоимостью до 100 долларов не облагаются таможенной пошлиной. У остальных же курьерских фирм пошлина с пересылаемых товаров взимается всегда.

Но с другой стороны, тесная связь с почтовой системой имеет и свои недостатки. Почтовая служба может возить грузы до 31,5 кг, конкуренты же не связаны подобными ограничениями. А именно на перевозке больших грузов, по мнению александра семенова, и зарабатываются большие деньги. Кроме того, партнер "ems гарантпост" - российская почта - отнюдь не является образчиком надежности. И западные компании отмечают, что сервис их российского конкурента пока не соответствует международным стандартам. Компания однозначно проигрывает им в оперативности. Желая отправить послание в американскую глубинку, автор этих строк обнаружил, что "ems гарантпост" доставит его за семь-десять дней, тогда как dhl сделал это за четыре дня, но процентов на пятнадцать дороже.

Конечно, крупные корпоративные клиенты пока предпочитают пользоваться услугами западных курьерских служб, но особенности "ems гарантпост" позволяют ей привлекать клиентов среди частных лиц и представителей мелкого и среднего бизнеса.

Маленькие лидеры.

Единственный сегмент рынка, на который иностранцы покуситься даже не пытаются, это внутригородская доставка. Казалось бы, на доставке корреспонденции, цветов, подарков и счетов много не заработаешь. Зато этот вид бизнеса может послужить трамплином для небольших, но агрессивных и амбициозных компаний. Уже сейчас емкость, например, московского рынка оценивается в 6 млн долларов, и, по прогнозам специалистов, в перспективе рынок москвы и московской области будет стоить не менее 100 млн долларов в год. А это уже существенные деньги, за которые стоит бороться.

Впрочем, как уже говорилось, эта рыночная ниша уже захвачена российскими компаниями. Только в москве их свыше десятка, но достаточно крупных только две - "сити-экспресс" и "курьер". Причем последняя контролирует уже больше половины столичного рынка. По мнению президента "курьера" максима смирнова, подобных фирм должно быть гораздо больше: "в каждом крупном городе существует от ста до двухсот маленьких курьерских служб. В нью-йорке их двести сорок, в париже - сто шестьдесят, в бангкоке - сто восемьдесят. Мы не конкурируем с международной почтой, зато они не могут конкурировать с нами. Более того, большинство международных курьерских служб пользуется нашими услугами для доставки собственной корреспонденции по москве, потому что это выгоднее".

Глава "курьера" уверяет, что его компания никогда не будет вступать в конкуренцию с лидерами курьерского рынка: "мы даже в своих планах не намерены затрагивать их рынки. За границей мы не будем лучшими, поэтому нам выгоднее быть первыми здесь. Москва это непаханное поле. Это и коммерческие структуры, и, как вершина бизнеса, работа с частными лицами". Впрочем, скорее всего в этих словах есть и доля лукавства. Ведь компания г-на смирнова одно время консультировала региональных предпринимателей, желавших организовать курьерский бизнес в своем городе. Причем делалось это абсолютно бесплатно. Подобную филантропию г-н смирнов объяснил так: "если они организуют экспресс-перевозки у себя, то в качестве партнера в москве они выберут нас". Это означает, что при необходимости у того же "курьера" будет возможность через этих партнеров быстро выйти на межрегиональный рынок. А следующей ступенью развития бизнеса может стать уже и международная доставка.

Нелишне вспомнить, что и ups начинала именно с доставки цветов и прочей ерунды, а теперь это одна из четырех крупнейших мировых компаний, годовой оборот которой превышает 15 млрд долларов.




















. Полезное - ! советы.