Статьи

Главная страница  >>   Новости





У россии свое место в космосе.

Как мы уже сообщали, недавно гостем редакции "российской газеты" был генеральный директор российского космического агентства юрий николаевич коптев. Конечно, заинтересованный разговор шел о космонавтике, ее перспективах на будущее тысячелетие. Сегодня мы публикуем сокращенную стенограмму беседы в редакции.

Открывая встречу, главный редактор "российской газеты" анатолий юрков напомнил:

д юрий николаевич, ровно год назад за этим столом вы рассказывали нам о состоянии дел с международной станцией "альфа", о перипетиях этой работы. Мы хотели бы, чтобы вы вернулись к этой теме, поскольку эта работа для всех очень важна и интересна.

Д в конце января закончены все юридические процедуры оформления российского участия в этом проекте, д так начал свой рассказ юрий коптев. Д в вашингтоне было подписано межправительственное соглашение, закрепившее участие россии в международном космическом проекте как партнера д ее ответственность, ее обязанности и в то же время ее права. Так, окончательно определено, что россия имеет доступ в рамках общего проекта примерно к 30д35 процентам ресурсов этой станции. Из экипажа в 6д7 человек за россией закреплены 3 человека. Также закреплено примерно 40 процентов стоек научного оборудования. Оговорено количество электроэнергии, которое подается на российский сегмент. Утверждены процедуры управления, подготовки и взаимодействия центров управления. Совершенно однозначно могу сказать, что место российского центра управления полетами и российского центра подготовки космонавтов довольно четкое, есть этапы самостоятельного управления и этапы управления совместно с другими центрами-партнерами.

Каждому партнеру, в том числе и россии, дано право распоряжаться своими ресурсами. Если возникнет необходимость решения каких-то международных программ полетов представителей стран д неучастниц проекта, то россия имеет право в рамках своих ресурсов реализовывать такие проекты.

Вопрос из зала:

д юрий николаевич, в каком состоянии ныне российский модуль для "альфы" и успевает ли он к контрольному сроку? если по-прежнему недостаточное финансирование тормозит работы и ломает согласованные графики, то интересно бы знать, чего мы этим добиваемся?

д первоначальный график мы не выполнили. Мы должны были запустить функциональный грузовой блок в прошлом ноябре, а служебный модуль в апреле этого года.

Но в силу известных обстоятельств эти работы застряли. Практически с конца 1996 года мы занимались согласованием нового графика, утвердили его на заседании руководителей агентств в прошлом мае. И фактически санкционировали для работы в ноябре прошлого года на 9-й сессии комиссии гора д черномырдина. По этому графику функциональный грузовой блок будет отправлен на орбиту в июне, служебный модуль д в декабре, а между ними, в июле, американский стыковочный модуль. Вслед за этим должны состояться два полета, один из них с американским экипажем, где будет присутствовать российский космонавт.

Функциональный грузовой блок уже уехал на полигон, идет его подготовка к запуску на орбиту. Его доработали, пристроили дополнительный стыковочный узел, еще кое-что сделали. Практически ни по нему, ни по ракете вопросов особых нет. Остались проблемы еще по наземной инфраструктуре, особенно по управлению, но я думаю, мы эту задачу решим. В электрическом аналоге служебного модуля мы отрабатываем и электромагнитную совместимость бортовых систем, и документацию. Практически он весь скомплектован, на него осталось допоставить всего 56 блоков из 4200. В основном проложена вся кабельная сеть, и сегодня идут проверочные включения. Заканчиваются сборочные работы и на летном образце служебного модуля.

На байконуре сегодня все старые сооружения приведены в такой порядок, какого вообще не было ни на одном российском полигоне. Сегодня там созданы испытательные мощности и залы, отвечающие всем мировым требованиям д с вакуумной гигиеной, со всеми необходимыми условиями по чистоте, по энергетике. Приходишь д и глаз радуется. Вы думаете, хоть копейка государственных денег истрачена на эту благодать? нет. А почему сделали? да жизнь заставила: иначе к тебе не приедет ни один покупатель твоей услуги, он не разрешит в хлеву готовить свой спутник. Байконур сегодня имеет четкую программу задействования всех пусковых мощностей.

Д хорошо, полигон вы привели в порядок. А город?

д после того как город взяла в свои руки гражданская администрация, он преобразился. Естественно, не все потери компенсированы, но с точки зрения обустройства, воды, тепла д зиму пережили. Хотя я не могу сказать, что жизнь там роскошная, но, слава богу, быт под контролем. После того как город получил статус закрытого административно-территориального образования, он имеет дотацию в бюджете этого года около 500 миллионов деноминированных рублей, соответственно строится и налоговая политика. Единственная проблема, которую надо наконец решить, д отношения с казахами, урегулировать которые мешает финансовая неопределенность.

Что касается финансирования. В прошлом году благодаря поддержке прессы, и в частности вашей газеты, было выделено 1,4 триллиона старых рублей на проведение этой работы. Почему я подчеркиваю: были выделены? вроде бы есть средства, заложенные в бюджете. Но мы уже пережили ситуацию в эпоху советского союза, когда в течение практически 11 лет все основные средства уходили на проект "энергия д буран", а все остальные работы прозябали на остаточном принципе. И сейчас комиссия президента академии наук осипова, все наши потребители и заказчики ревностно следят, чтобы подобное не повторилось. И была достигнута договоренность, что широкомасштабные работы по международной космической станции должны идти в плюсе к той базовой бюджетной цифре, которая сформировалась в 1996д1997 годах.

Эта сумма и была повышена. В прошлом апреле нам разрешили взять кредит в 800 миллиардов рублей. И мы смогли существенно продвинуть работу.

Д а как с научной программой?

д отбор экспериментальных исследований сделан опять же, к сожалению, за американские деньги д за 20 миллионов долларов. С академией наук мы провели такой конкурс. В общей сложности из более чем 300 предложений отобрано около 170. Но пока это лишь идеи, которые надо уже сегодня превращать в заказы конкретной аппаратуры и приборов. Это непростая ситуация, хотя время еще есть д это 2001д2002 годы, так что минимум оборудования для научных исследований на служебном модуле можно набрать. Но, конечно, надо говорить о широкомасштабной программе.

И еще одна проблема д станция "мир". Сегодня она уже мешает. Начнем с того, что это триллион двести д триллион триста миллионов рублей ежегодно д столько стоит эксплуатация станции: корабли, управление, ремонтно-профилактические работы, смена экипажей, подготовка экипажей. Но, с другой стороны, станция еще работает, хотя работает как пожилой человек д чаще ходит к врачу. А не определившись с реальным воплощением строительства станции нового поколения, нельзя приступать к демонтажу "мира". Поэтому в 1998д1999 годах придется нести этот "крест" применительно к обеим программам. Уже утвержден график пусков на этапе строительства новой международной станции д 33 американских пуска и 54 наших. Мы сейчас пересматриваем эту программу в связи с тем, что часть грузопотока изъявили желание взять на себя европейцы. Да и японцы говорят о том, что тоже в рамках своих возможностей возьмут часть грузопотока.

Кстати, "альфа" д это еще не официальное имя для международного совместного проекта. Мы настаиваем на переименовании станции. Ведь "альфа" д значит первая. Как же первая, когда у нас их уже семь трудилось на орбите?

предложение из зала:

д может, "дружба" д простенько и со вкусом?

д "фридом" уже был.

Д что дает нам новая станция в смысле новых высоких технологий?

д если говорить о служебных системах, то мы используем некоторые прогрессивные технологии. Например, в системе управления. Благодаря участию в этом проекте мы получили возможность использовать одну из самых перспективных западных разработок в области вычислительной техники. В рамках реализации этой программы мы получаем доступ ко всем результатам, не важно, где они проведены: по соглашению каждый партнер имеет к ним доступ. Я думаю, мы сможем использовать наиболее передовые разработки научных технологических экспериментов с точки зрения оснащения их соответствующей аппаратурой д как американской, так и европейской. Мы получаем возможность использования орбитальной инфраструктуры передачи информации не только через наш "альтаир", но и через американские и японские системы, которые они создают. Тем самым у нас существенно повышается технологический уровень.

Д в принципе, из-за чего за нас держатся страны д участницы проекта? из-за высокого уровня наших специалистов ракетно-космического комплекса, из-за наших ракетоносителей или из-за былого высокого престижа российской космонавтики?

д думаю, все три слагаемых имеют место. Но главное д наше умение работать. Ведь наших коллег больше волнует не соблюдение графика, они сами отстают на три месяца, их успокаивает, когда идет работа. Мы работаем в очень открытом режиме д их люди постоянно приезжают к нам, ни одно серьезное техническое совещание мы без них не проводим, и они в курсе всех наших проблем. Но партнеры по проекту знают, что мы умеем работать не хуже их, а возможно, и лучше, и для них самое главное, что есть перспектива. Иначе говоря: все возможные проблемы могут быть связаны только с техникой, а технику русские преодолеют.

Д на ваш взгляд, юрий николаевич, когда мы на равных, в том числе и финансово-экономических условиях, сможем участвовать в крупных международных проектах д через 5, 10 лет или раньше?

д это во многом зависит от успешного завершения нынешнего проекта. Ситуация сложилась такая: если россия не выполнит свои обязательства, проект кончается. И нам жестко было сказано: если только вы развалите этот проект, мы все сделаем для того, чтобы вы ушли с рынка коммерческих запусков. Разумеется, мы протестуем, говорим, что это шантаж. Но объективно 82 процента полезных нагрузок, которые летают сегодня на ракетах всего мира, д коммерческие. Мы пока здесь неконкурентоспособны. Мы с 1984 года пытались вывести "протон" на рынок космических запусков, но добились этого только в 96-м, когда договорились с американцами. Делается очень просто: не выдается экспортная лицензия. И что бы ты ни делал, спутник не прилетит ни в москву, ни в казахстан. Это реалии сегодняшнего дня, с которыми, мы, хотим этого или не хотим, вынуждены считаться.

Второй момент. В прошлом году авиакосмическая промышленность за счет продажи своих услуг заработала от 750 до 800 миллионов долларов. У всех на слуху запуски центра хруничева, он лидер. Но есть у нас и нпо "энергомаш" д величайшая фирма в области жидкостных ракетных двигателей, не имеющих сегодня аналогов в мире. Но объем государственного заказа от ее прожиточного минимума всего 5 процентов. "Энергомашу" надо делать ежегодно 20д22 больших двигателя типа рд-170, а заказ д на один, в лучшем случае на полтора двигателя. Только благодаря тому, что там работают энергичные люди и им помогали, они вышли сейчас на проект двигателя рд-180. Это двигатели, построенные на технологии своего предшественника, но с вдвое меньшей тягой д 400 тонн. И с этим двигателем в рамках проекта модернизации американского "атласа" они выиграли тендер. Думаю, что уже в середине лета первый двигатель будет поставлен американцам, чтобы в конце года запустить с ним первую ракету. Объем заказа на ближайшие десять лет д от 120 до 150 двигателей. Сумма сделки примерно миллиард долларов. Так что нпо есть на что жить.

Однако у американцев есть закон: продукция для правительственных нужд должна производиться только в штатах. Поэтому когда зашла речь о рд-180, они сказали: надо, чтобы этот двигатель делался в америке. Чтобы это законодательство "обойти", создано совместное предприятие с капиталом сторон 50 на 50, и двигатели будут изготавливаться в россии, где это экономически выгодно.

Выходит так, что мы за "чужие" деньги сохранили фирму, за "чужие" деньги получили четкую перспективу ее загрузки, существования, развития минимум на ближайшие 10 лет. За "чужие" деньги ведем сегодня ее переоснащение. И когда по этому поводу раздаются ультранациональные крики, то хотел бы сказать подобным ура-патриотам: надо же опуститься на землю. Ведь если расходная часть бюджета по сравнению с 1989 годом упала в 10 раз, как бы сильно мы ни любили космос и нашу ракетную технику, нам неоткуда взять средства. Какая альтернатива д подняв флаг, гордо умереть? или искать пути выживания?

так что если проявить хозяйский подход, государство должно найти 250 миллионов долларов, чтобы выполнить свою часть работы по нынешнему международному проекту. Тем более что из этих денег от 30 до 40 процентов вернется в бюджет в виде налогов и всего остального. А промышленность заработает 800 миллионов долларов, да плюс сохранится производство, которое обеспечивает наш престиж, нашу политику и нашу оборону. Имеет такой подход право на жизнь? наверное, имеет.

Д юрий николаевич, вы один из крупнейших в мире специалистов по космосу. Какой, на ваш взгляд, станет космонавтика за порогом ххi века, каким путем она пойдет? ведь до ххi века осталось всего ничего.

Д сейчас как раз формируются взгляды на перспективы космического развития. Есть прагматический подход д расширение услуг и получение из космоса новых технологий и новых продуктов. Есть проекты философского, мирозданческого значения. Естественно, все они должны базироваться на каких-то определенных ресурсах.

Если говорить о направленности, то сейчас энергично пробиваются к жизни проекты изучения луны и марса. Должны же люди знать своих ближайших соседей. У американцев, правда, мнения разделились: часть ученых считают, что комплексное исследование планет надо вести с помощью автоматов, и они уже пошли по этому пути. Мы в советское время сверстали подобную астрофизическую программу, но сегодняшняя ситуация такова, что в ближайшие 7д8 лет вообще ни одного проекта не сможем осуществить, потому что строим космические астрономические лаборатории по 6д7 тонн весом, каждый такой проект тянет на полтора-два триллиона рублей, в то время как в год мы получаем 400 миллиардов рублей на все фундаментальные научные исследования. Американцы же от спутника массой около 5 тонн перешли на аппараты по 450 килограммов и поставили задачу довести их вес до 200 килограммов. Конечно, такие проекты неизмеримо дешевле. А мы никак не можем доказать академии наук перспективность такого подхода.

Но не только американцы д европейцы и японцы также возвращаются в своих планах к луне и марсу. Не может страна развиваться, не имея каких-то крупномасштабных научных рубежей. За международной космической станцией надо ставить новый рубеж, вот они и ставят д в 2020 году пилотируемая экспедиция на марс. Реально это с точки зрения техники? да, реально, это можно сделать даже на уровне сегодняшних технологий. А как с точки зрения затрат? но если мы осуществляем сегодня проект международной космической станции, которая за весь жизненный цикл обойдется в 90д100 миллиардов долларов, то марсианский проект лишь в четыре раза дороже д 400 миллиардов. Подъемно это для мирового сообщества? наверное, подъемно.

Д если бы у вас лично был выбор, какой следующий проект вы предложили бы для совместной реализации международному сообществу?

д рано или поздно мы обязательно столкнемся с проблемой радиоактивных отходов. Я не знаю, когда появится термояд, но атомная энергетика все равно будет развиваться. И в рамках ее развития мы должны сегодня думать: а можно ли оставлять нашим потомкам в наследство эти отходы?

какую бы схему захоронений мы ни разрабатывали, мы оставляем их на земле, и поэтому рано или поздно эта проблема заявит о себе в полный голос. Поэтому полагаю, что надо объединять ресурсы и создавать проект, который позволил бы наиболее опасные и наиболее долгоживущие отходы не оставлять на земле, а увозить куда-то за солнце. Кстати, такие проекты мы делали, такие технологии существуют. Проект этот будет стоить, конечно, дешевле, чем полет на марс, но для жизни людей, для будущего это очень весомо. Пока идея не овладела массами, так что над ней надо еще работать. Но я думаю, что этот проект действительно объединил бы всех.

Д одно время были идеи забрасывать эти отходы на солнце, чтобы они там сгорали. Но не повлияют ли они на стабильность солнечных процессов?

д не думаю, что доставка какого-то объекта принципиально изменит процессы на солнце. Но при исследовании космоса и небесных тел должен соблюдаться принцип, как у медиков: "не навреди". Поэтому если есть возможность лишний раз не вмешиваться в небесный механизм и сложившуюся миллиардами лет структуру, то лучше не надо.

Д планирует ли российское космическое агентство сделать космос рентабельной отраслью экономики россии?

д это вполне возможная перспектива. Сегодня из всех космических запусков 70 процентов коммерческие и 30 государственные. Мы пока имеем лишь 8 процентов на рынке пусковых услуг, который постоянно расширяется, а можем завоевать 30д35 процентов. За счет чего? да за счет использования наших же старых, испытанных машин "протон" и "семерка" д первая летает с 1965 года, вторая с 1957-го. И обе они имеют устойчивую перспективу из-за своей надежности. А для покупателя главное д надежность: если уж купил запуск д он будет удачным. И когда мы показываем потенциальному покупателю статистику: "протон" д 250 запусков, "семерка" д свыше полутора тысяч и при этом надежность 0,98д0,99, на пункт-полтора выше западной, д это впечатляет. Тем более что эти машины полностью обеспечены действующей инфраструктурой, пусковыми установками. Правда, если мы хотим полностью использовать открывшуюся возможность, чтобы занять на мировом рынке соответствующую зону, надо вложить деньги в модернизацию этих ракет д создать новую систему управления, поставить форсированные двигатели. В противном случае через два-три года мы уже не сможем их предлагать. А модернизируем д и они принесут стране огромную прибыль.

Вместе с тем, и я хотел бы это подчеркнуть, особо рассчитывать на полную самоокупаемость космической деятельности д утопия. Во всех передовых космических державах эта деятельность проводится на определяющей государственной поддержке д финансовой, политической и юридической. И россия не может быть исключением. По нашим оценкам около 50д60 процентов объемов работ должно выполняться за счет средств государства, то есть это 1,5д1,6 миллиарда долларов.

Д вот тут-то как раз и вспомнить проект "макс". "Российская газета" призвала своих читателей к участию в строительстве моста в космос, предложив им конкретный космический суперпроект "макс". Наши читатели с энтузиазмом откликнулись на это предложение, хотя и понимают, что на пути реализации такого проекта нас ожидают серьезные трудности. Как вы относитесь к этой акции "российской газеты"?

д читая "российскую газету" и почти каждый день встречая там колонку по "максу", я, во-первых, испытываю чувство признательности редакции вашей газеты за то, что вы привлекли внимание российской общественности к космосу. Это причастность к большому делу д к позиции россии в ракетно-космическом мировом сообществе. Но у меня такое впечатление, что мы немного, может быть, уходим в сторону от реалий сегодняшнего дня. Потому что сегодня мировая тенденция направлена на развитие технологии одноразовых ракет. Они дешевле и пока конкурентоспособнее.

Один лишь пример д программа "спейс-шаттл". Ее идеология начала формироваться в 1971 году. Тогда была поставлена задача создать транспортную систему, которая заменит все и вся. И было принято решение: никаких усовершенствований одноразовых ракет не производить. Но были поставлены условия: цена стоимости полета определена в 11 миллионов долларов, и производить минимум 30 полетов в год, а вообще выходить на 60.

Сделали эту работу. Потратили в общей сложности на создание самой машины, инфраструктуры и всего прочего около 12 миллиардов долларов. А результат? в лучшем случае получается семь полетов в год при полной стоимости с учетом амортизации миллиард долларов за полет. И сегодня, особенно после трагедии с "челленджером", начался пересмотр взглядов. Было принято решение, что в коммерческих запусках "шаттл" не участвует, а летает только в рамках программ нато и межгосударственных отношений. Хотя это уникальное инженерное достижение, которым они по праву гордятся. Кстати сказать, подобные проекты были и у англичан, французов, немцев, японцев, но ни один не доведен до реальной разработки, хотя исследования многоразовых систем продолжаются, идет поиск наиболее перспективных схем.

Д вы не против, если, скажем, к реализации проекта "макс" привлечь иностранных инвесторов?

д любой проект, где задействована российская ракетно-космическая промышленность, которая создает новые рабочие места и добавляет к общему котлу какую-то сумму, нам интересен.

Д вы знаете, что и американцы, и англичане, и немцы сравнили проект "макс" с другими подобными космическими проектами и находят его наиболее экономичным и выгодным во всех отношениях. И на режиме запуска, и на режиме эксплуатации?

д я слышал, что такие сравнения существуют, но документально их не видел.

Реплика:

д можем показать, в редакции они есть.

Д если есть д слава богу. Но я знаю, что сегодня и в рамках общеевропейской программы, и в рамках национальных программ германии, англии, франции, сша планов по созданию такой системы или возможной кооперации с россией нет. Если есть какие-то частные инвесторы, что я не исключаю, д это прекрасно.

Д представим разницу между "шаттлом" и "максом". Там запуск идет с космодрома, здесь д с летающей машины, что, безусловно, дешевле.

Д насчет дешевле... Мы забываем этапы разработки и создания, которые необходимо пройти и на которые у нас нет средств. И сразу переносим все преимущества на этап эксплуатации. Да, конечно, когда "макс" будет создан, он окажется дешевле одноразовой ракеты. И в любом случае это д красивая инженерная задача.

Альберт валентинов.




















Продажа мобильных туалетных кабин - . Ищете туалетные кабины? . Всегда! ! Для вас . Работа в печати на пленке срочно. . .