Статьи

Главная страница  >>   Новости





Теперь не надо бить лопнутым каблуком по сломанному телевизору.

В прошлом году в управление по защите прав потребителей администрации г.Владимира обратились около трех тысяч горожан.

По словам начальника управления юрия карпинского, это несколько меньше, чем годом ранее, и прежде всего потому, что и продавцы, и потребители все лучше ориентируются в сфере своих прав и обязанностей, чему, безусловно, способствуют семинары, которые сотрудники управления регулярно проводят и с теми, и с другими. К тому же здесь никогда не откажут в устных консультациях, которые предоставляются бесплатно.

В 1999 году потребителям за недоброкачественные товары и услуги возмещен ущерб почти на 2 миллиона рублей (в предыдущем - на 1,5 миллиона).

В течение прошлого года управление, защищая интересы потребителей, направило в суды 21 исковое заявление. В 16 случаях иски были удовлетворены, остальные находятся в судопроизводстве.

Одна из наиболее существенных побед управления - отмена незаконного приказа внешнего управляющего фирмы "владимир-лада" о прекращении гарантийного ремонта автомобилей ваз якобы из-за отсутствия запасных частей.

С марта прошлого года специалисты управления по защите прав потребителей, управления торговли, сотрудники обэп и оао "владалко" регулярно проверяли, как торгуют алкогольной продукцией в магазинах и на оптовых рынках. В ходе 247 проверок из незаконного оборота изъято около 800 литров спиртного, в основном из-за неправильно оформленных документов или отсутствия сертификатов. 107 протоколов направлены управлением по защите прав потребителей в административную комиссию. Виновные оштрафованы на 110 тысяч рублей. Что удивительно, не было обнаружено ни одного литра фальсифицированной водки. Ее, судя по всему, продавцы сбывают в деревнях, подальше от вездесущих проверяющих.

В закон "о защите прав потребителей", принятый в 1992 году, дважды вносились изменения и дополнения. Они добавили хлопот и продавцам, и потребителям. Как, например, действовать, если в законе написано, что выявленный в товаре недостаток должен устраняться незамедлительно (раньше отводилось 20 дней)? ведь не разбирать же в самом деле перегоревший утюг прямо на прилавке, как это сделала одна из продавщиц универмага "валентина"?!

в данном случае надо установить разумные сроки гарантийного ремонта, считают в управлении. Но для этого нужно выполнить ряд формальностей. Покупателю следует написать на имя продавца заявление (в двух экземплярах, чтобы потом одно оставить себе, с зафиксированной датой обращения), где изложить свои требования. Продавец же обязан на заявлении написать, когда он реально сможет устранить выявленную неполадку (возможно, появится необходимость в услугах гарантийной мастерской или завода-изготовителя).

При необходимости проводится товарная экспертиза (ее стоимость обязан оплатить продавец). Если в серьезном ремонте нуждаются телевизор или холодильник, продавец обязан предоставить покупателю в течение трех дней во временное пользование аналогичную бытовую технику (правило не распространяется на автомобили, яхты, электробытовые приборы, использующиеся как предметы туалета и в медицинских целях, и электроприборы, использующиеся для обработки продуктов и приготовления пищи). Доставка товара осуществляется за счет продавца.

По словам заведующего юридическим отделом управления геннадия вединяпина, продавец или изготовитель товара обязаны на добровольной основе выполнить требования потребителя. По закону покупатель имеет право на ремонт товара, снижение его цены, замену на аналогичное изделие или другой марки, на расторжение договора купли-продажи и возврат денег (в последнем случае деньги должны быть возвращены покупателю в течение 10 дней, иначе придется платить неустойку - 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки).

Недавние изменения в законе коснулись и гарантийного срока на товары, на которые он не установлен производителем. Теперь продавец вправе сам установить этот срок, но в разумных пределах. Например, на обувь - 30 - 45 - 80 дней - в зависимости от сезонности и модели. Это гостовские сроки, на которые обычно ориентируются суды при рассмотрении исковых заявлений.

Удлинились и сроки предъявления претензий к качеству товаров, не имеющих гарантии. Раньше они не превышали полугода со дня покупки, теперь формулировка звучит так: "в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи потребителю".

Вот примеры. На одном из владимирских заводов задолженность по зарплате "гасили" товарами народного потребления. Осенью прошлого года сын приобрел матери зимние сапоги за 1524 рубля. Подошва лопнула у одного сапога в январе, когда женщина впервые обула обнову. К тому времени гарантийный срок уже закончился. Однако в заводском торговом доме взяли сапоги обратно и пообещали выплатить деньги. В принципе, продавцу ничего другого и не оставалось - в каблуке эксперты обнаружили дефект производственного характера.

Житель г.Владимира купил мотоблок. Срок гарантии у него - 9 месяцев, к тому же он должен наработать 30 моточасов. Поршень и кольца вышли из строя, когда гарантийный срок закончился, а блок наработал только 15 моточасов. Владелец написал жалобу на завод-изготовитель в санкт-петербурге, но ответа не получил и был вынужден ремонтировать мотоблок за свой счет. На официальный запрос управления по защите прав потребителей питерцы тоже не ответили. Пришлось обратиться за помощью к коллегам в санкт-петербургское территориальное управление по антимонопольной политике. Те помогли.

Владельцу мотоблока было предложено выслать на завод вышедшие из строя детали. Если подтвердится, что они имеют производственный брак, их заменят. Причем владельцу мотоблока компенсируют его затраты на пересылку деталей из владимира в питер.

И еще одна существенная поправка появилась в законе "о защите прав потребителя": "отсутствие чека, товарного чека или какого-либо документа, подтверждающего факт купли-продажи, не является препятствием для удовлетворения требований потребителя". За это "уцепились" некоторые продавцы, трактуя как разрешение торговать без кассовых аппаратов. Однако им следует помнить, что правила торговли никто не отменял, вместе с покупкой продавец обязан выдать чек.

Если все-таки чека нет, а продавец не отрицает факт покупки товара, он обязан взять у потребителя заявление. Отказать в удовлетворении претензий он может, но только не по причине отсутствия чека. Допустим, гражданин требует расторжения договора купли-продажи товара, хотя недостаток устраним. В этом случае продавец может предложить замену неисправного товара на аналогичный. Но если гражданин настаивает на расторжении договора, продавец имеет право ему отказать. В суде именно покупателю придется доказывать свою правоту, призывая на помощь свидетелей.

Если чека на товар нет, то есть нет договора купли-продажи, можно попасть в неприятную историю, какая недавно случилась, например, с жителем областного центра. Торговец на рынке у "факела" заявил, что он никогда не продавал этому гражданину осенние сапоги-дутыши...

Телефон городского управления по защите прав потребителей: 32-41-75.

Е. Николаева.




















Мини бассейны spa. . . Остекление балконов окна в Москве. . . Джонни уокер ред лейбл. . . Спасательные жилеты, продажа: . Жилеты для речного транспорта.