Статьи

Главная страница  >>   Новости





Тарифные игры новосибирских операторов.

За последний год ситуация на новосибирском рынке сотовой связи кардинально изменилась. Самый молодой оператор - зао "сибирские сотовые системы-900" - резко перераспределил рынок в свою пользу и по численности абонентов оставил далеко позади своих конкурентов - "сотовую компанию" (торговые марки "би лайн" и "фора") и "новосибирскую сотовую связь-450" ("сотел").

Разобраться в причинах этой стремительной перемены попытался обозреватель ""ъ"-сибирь" андрей думлер.

Девять центов за минуту - и не думай ни о чем.

С самого начала выхода на новосибирский "мобильный" рынок руководство "ссс-900" не скрывало своего намерения захватить лидерство на нем. Однако в 1999-м и даже первой половине 2000 года поверить в это было крайне сложно.

За исключением тарифного плана "универсальный" (абонентская плата $5,95, предусматривающая 30 бесплатных минут разговора; стоимость минуты - $0,28/0,14 в зависимости от времени суток), введенного в марте 2000 года, расценки "ссс-900" не выбивались из общей ценовой политики сотовых компаний города. Примерно то же можно было сказать и о темпах роста абонентской базы оператора. Почти за два года с момента выхода на рынок (с мая 1998-го по февраль 2000 года) "ссс-900" подключили порядка 6 тысяч абонентов. Даже со скидкой на период дефолта эта цифра для новосибирска была далеко не запредельной. Относительно быстрое увеличение числа клиентов началось как раз с введения "универсального". За пять месяцев (до момента появления нашумевшего тарифа "старт") абонентская база компании выросла примерно в два раза. Сколько человек из новых абонентов "ссс-900" выбирали план "универсальный", можно только предполагать.

Поистине стремительный рост абонентской базы "ссс-900" начался с августа 2000 года. За 9 месяцев (до приостановки подключения) количество абонентов компании увеличилось более чем в три раза. По официальным заявлениям, такие темпы стали возможны благодаря проведению взвешенной маркетинговой политики (ввод тарифных планов "старт", "5,95", "особый", "ежедневно 50", тарифных планов с посекундной тарификацией, карт "экспресс-оплаты" и т. Д.), А также благодаря стабилизации макроэкономической ситуации в россии. Аналитики отмечают, что, вероятнее всего, значительная часть новых подключений пришлась все же на "старт", аналогов которому не было ни у одного оператора города. На начало марта 2001 года по этому плану, согласно официальным данным, обслуживалось не менее 10 тысяч абонентов, а по информации из отделов маркетинга операторов-конкурентов - до 20 и более тысяч. Косвенно эти данные подтверждаются динамикой роста подключений. Всплеск начался именно с момента введения тарифных планов "старт" (без абонплаты со стоимостью минуты $0,29/0,09) и "5,95" (абонентская плата - $5,95, 30 бесплатных минут, стоимость минуты - $0,19/0,15) в августе 2000 года. Что касается "5,95", то по сути это был лишь улучшенный вариант "универсального", а другие выгодные тарифы "ссс-900", например "ежедневно 50", появились несколько позже.

Сейчас уже не секрет, что новые тарифные планы стали выбирать для подключения в основном низкодоходные абоненты - студенты и начинающие менеджеры коммерческих структур. Очевидно, для усиления эффекта от "старта" и скорейшего достижения пределов возможностей коммутатора, "ссс-900" начали с завидной регулярностью проводить акции по продажам дешевых моделей телефонов по специальным ценам, которые продолжались вплоть до начала "корректировки" тарифов.

К началу марта этого года у "ссс-900" возникли серьезные проблемы. Мало того, что не предусматривающий абонентской платы тариф "старт" имел сравнительно низкую стоимость минуты. Оказалось, что, обслуживаясь по нему, можно вообще не платить ни копейки, укладываясь в 10-секундный защитный интервал. Желающих пользоваться услугами сотовой связи "на халяву" оказалось предостаточно, и огромный слой абонентов "старта" не только стал создавать дополнительную нагрузку в сети и забивать бездоходными номерами коммутатор, но и "проедать" предусмотренные компанией средства на развитие.

В итоге "ссс-900" пошли на беспрецедентные в послекризисной истории развития сотового рынка меры: на одной из составляющих "взвешенной маркетинговой политики" была введена абонплата $1,1, а ранее бесплатные услуги стали платными: определитель и антиопределитель номера - $2 и $5 соответственно, доставка счета по почте - $2.

Неизвестно, насколько сложно было предвидеть такое развитие событий, однако говорить о проведении взвешенной политики можно лишь в одном случае: если "дивиденды" от быстрого набора абонентов перекрывают возможные проблемы компании. Тогда мотивы упорства, с которым "ссс-900" набирали неплатежеспособных абонентов, становятся понятными.

Причин, объясняющих стремление "сибирских сотовых" быстро набрать максимум абонентов, может быть несколько. Для потенциальных инвесторов и поставщиков оборудования большая по региональным меркам абонентская база и ее динамичный рост свидетельствуют о стабильном и устойчивом положении компании на рынке. Что, естественно, повышает шансы оператора на привлечение дополнительных средств и заключение выгодных договоров. Однако более вероятно, что введение тарифов "старт" и "5,95" было превентивной мерой "ссс-900", направленной на то, чтобы "взять на себя" потенциальную абонентскую базу конкурентов. В том числе тех компаний, которые имели лицензии на gsm-900/1800 (слухи о появлении столичных операторов на новосибирском рынке тогда обсуждались весьма активно), но на рынок еще не вышли. Если "сибирские сотовые системы-900" действительно ставили такую задачу, то выбрать более удачную политику для ее достижения было едва ли возможно. Правда, сейчас оценивать итоги этой политики явно преждевременно.

Грядет очередной передел.

Как бы то ни было, другим сотовым компаниям новосибирска приходилось лишь констатировать, что "сибирские сотовые" по количеству абонентов стремительно выходят в лидеры рынка. Каких-либо достойных ответных мер они не приняли, более того, даже практически не использовали свой шанс, когда "ссс-900" сначала провели корректировку тарифов, а затем и вовсе перестали подключать новых абонентов. Тем не менее нельзя сказать, что конкуренты стояли на месте.

Компания "нсс-450" ("сотел") по меркам региональных "сотеловских" операторов развивалась достаточно успешно: за год она набрала порядка 1,5 тысячи абонентов. Каких-либо радикальных изменений в тарифной политике у этого оператора не произошло. Единственным исключением из правил можно считать "безлимитный" тариф, предусматривающий неограниченный местный трафик за $156 (подобные планы у других операторов оцениваются в сумму порядка $250). Такую тарифную политику представители "нсс-450" объясняют нежеланием набирать низкодоходных абонентов. Сейчас показатель средней доходности в "нсс-450" колеблется в пределах $30-40, а основной причиной, по которой абоненты идут в "сотел", по-прежнему остается наиболее разветвленная роуминговая сеть.

Судя по всему, "сотовая компания" придерживается той же тактики. Тем более что уже в течение длительного времени ей светила перспектива попасть под крыло "большого брата" - московской компании "вымпелком". Недавно эта мечта стала реальностью (""ъ"-сибирь" подробно писал об этом два номера назад), и контрольный пакет "сотовой" перешел к "вымпелкому-р", курирующему региональные проекты "вымпелкома". Это может означать только одно: "сотовая компания" станет базой для развертывания сети gsm в новосибирске, а в перспективе - и на всей лицензионной территории. По заверениям представителей компании, вторая сеть стандарта gsm появится в новосибирске в ближайшее время.

Очень вероятно, что с появлением в городе второй цифровой сети начнется очередной передел сотового рынка. При этом у нового оператора gsm будет несколько серьезных преимуществ перед "ссс-900". Прежде всего, торговая марка "би лайн gsm" является настолько раскрученной, что фактически не нуждается в рекламе. Кроме того, "вымпелком", в отличие от афк "система", владеющей контрольным пакетом "ссс-900", имеет лицензию gsm-900/1800 на весь западно-сибирский регион, и если компании удастся создать региональную сеть, то внутри нее абоненты будут обслуживаться без помощи роуминга. Для полноты картины можно добавить, что по крайней мере первое время "би лайн gsm" будет ассоциироваться с качеством "сотовой компании", а возросшему за последнее время количеству желающих сменить оператора достаточно будет заменить sim-карту в своем телефоне.

Очевидно, что все это прекрасно понимает и руководство "ссс-900".

Подтверждением тому служат обнародованные буквально вчера данные о планах дальнейшего развития компании. Только до конца этого года (сеть "вымпелкома" едва ли появится раньше) компания планирует набрать еще 50 тысяч новых абонентов. Если это действительно произойдет, "сотовой компании" придется не столько привлекать новых абонентов, сколько переманивать их из "ссс-900", что будет затруднительно и дорого.

Как и предсказывали эксперты, в тарифной политике "ссс-900" также произошел ряд существенных изменений. Набор абонентов на тарифные планы "старт" и "5,95" прекращен. Вместо них введены "молодежный" и "менеджер", предусматривающие снижение стоимости минуты в дневное время - до $0,19 и $0,15 соответственно. Однако любителей халявы ждет разочарование: тариф "молодежный" предусматривает абонплату в $2, а не будут тарифицироваться только входящие вызовы длительностью менее 5 секунд. Учтя прежний опыт, компания отсекла от себя группу абонентов, которая практически не приносила ей доходов. На самом деле эти не такие уж значительные изменения могут серьезно затруднить компании набор заявленных 50 тысяч абонентов.

Кроме того, "ссс-900" снизили стоимость подключения для телефонов с федеральными и городскими номерами, правда, не до первоначального уровня. Теперь плата за федеральный номер составляет $25, а за городской - от $75 до $95 (в зависимости от выбранного тарифного плана) и по-прежнему остается самой высокой среди операторов города.

Так что грядущие события на сотовом рынке города обещают быть очень интересными. Тем более что теперь борьба будет разворачиваться на уровне не местных компаний, а тех, за которыми стоят два самых мощных сотовых оператора россии.

Андрей думлер.




















Недорогие Стальные двери: . Железные двери. Недорого. . Умный туалет в Вашем доме: . Все, что нужно знать о моде. . Газовый котел Viessmann vitopend 100. . . . Http://www.lomond.ru/catalog/product...d=344&pid=1125. .