Статьи

Главная страница  >>   Новости





Таможня дает добро.

С 1 января 2000 года планируется введение единого таможенного сбора.

Процесс прохождения таможни подорожает.

Заплавская мария.

В доходной части проекта закона о государственном бюджете на 2000

год налогоплательщики обнаружат новую строку - от единого

таможенного сбора. Законопроект с похожим названием "о введении

единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через

государственную границу украины" еще в июне прошел в парламенте

процедуру первого . При этом депутаты серьезно настроены

принять его в окончательной редакции до начала следующего

бюджетного года.

Законопроект о едином таможенном сборе, пожалуй, является тем редким примером, когда интересы налогоплательщиков и бюджета сочетаются удивительным образом. Министерство экономики, памятуя о близости верстки основного финансового документа страны, заранее позаботилось о дополнительных мероприятиях по его наполнению. В итоге в парламент был внесен документ, предписывающий с января следующего года вместо пяти различных сборов - таможенного, экологического, ветеринарного, фитосанитарного и за использование автомобильных дорог - ввести единый сбор, который взимается по единому платежному документу. Размер и порядок уплаты этого сбора одинаков для отечественных и зарубежных перевозчиков груза пересекающих таможенную границу украины.

Таможня от "а" до "я".

Каждый, кто хоть раз в своей жизни пересекал границу на автомобиле, имел возможность ощутить все прелести встречи или прощания с родиной. А желание въехать или наоборот выехать за пределы страны стимулировало к скорейшему завершению процедуры прохождения таможни без особого проникновения во все тонкости процесса - какие собственно сборы необходимо оплатить, насколько соответствуют те или иные требования работников таможни действующему законодательству и т. Д. Особенно труден и неприятен этот процесс для предприятий, занимающихся автомобильной транспортировкой груза. Ведь и у таможни, и у каждой из "околотаможенных" контролирующих служб свой собственный индивидуальный подход к перевозчику. (Несмотря на то, что до 40% средств, выплачиваемых налогоплательщиками этих служб - экологического, фитосанитарного, ветеринарного и таможенного контроля, направляются непосредственно на их содержание.).

СОгласно новому порядку, предложенному кабинетом министров, перевозчику будет достаточно лишь обратиться к инспектору таможенной службы. А все остальное - своевременная и оперативная "доставка" к автомобилю работников вышеперечисленных инстанций - станет прямой обязанностью таможенника.

Единый платеж за услуги прохождения контроля будет производиться по единому платежному документу в отделении банка, находящемся на территории таможни.

Таким образом, как ожидается, процедура прохождения таможни будет ускорена и упрощена.

Проще - не значит дешевле.

При общих положительных отзывах о предлагаемом законопроекте представители компаний, занимающиеся транспортными перевозками, нашли ряд недостатков.

Так, в проекте предусмотрено, что размер ставок соответствующих сборов (которые в сумме и составляют единый сбор) определяется кабинетом министров. Таким образом, легко прогнозировать частые изменения ставок с устойчивой тенденцией к их повышению, исходя из потребностей госбюджета.

Кроме того, поскольку, по мнению разработчиков документа, ситуация с грузами часто меняется (то есть их разнообразие быстро растет), то требовать от верховного совета утверждения ставок и перечня товаров, на которые распространяется тот или иной сбор, не представляется возможным - данные вопросы нуждаются в оперативном регулировании кму. Очевидно, оперативность важна настолько, что правительство считает возможным не исполнять нормы действующего законодательства, а точнее, ст.1 закона "о системе налогообложения", которая предусматривает, что ставки, механизмы взимание налогов и сборов определяются исключительно законами украины о налогообложении.

Еще один недостаток проекта (одновременно являющийся продолжением его достоинств), который отметили респонденты "&", представители предприятий-перевозчиков - это факт, что средства от всех "пограничных" сборов будут направляться в госбюджет. Ведь если даже сейчас, когда соответствующие ведомства кормят себя сами (поскольку часть средств, уплаченных налогоплательщиками, поступает на их счета), работники этих ведомств берут взятки, то скудные "бюджетные хлеба" со всеми их особенностями - задержкой заработной платы, призрачностью ставок бюджетной зарплаты и т .П. - Не исключено, только увеличат затраты перевозчиков.

Впрочем, пока это всего лишь предположения...И наконец, по мнению наших юридических экспертов, недостатком законопроекта является легко прогнозируемая путаница с одной из составляющих единого сбора - таможенным сбором. Как известно, данный вид платежа осуществляется и как плата за исполнение таможенниками их обязанностей, и как компенсация работникам этой службы за предоставление дополнительных услуг (ст. 76 таможенного кодекса украины). И размер таможенного сбора зависит от перечня этих услуг. Если введут единый сбор, то, возможно, будет составлен максимально полный перечень услуг таможни и определена некая усредненная величина таможенного сбора, которая-то и будет включена в единый сбор. Таким образом, каждый налогоплательщик, пересекающий таможенную границу украины, станет вынужден платить государству вне зависимости от того, какие услуги ему оказаны.

В чем причина заботы о налогоплательщике?.

Представляя парламентскому залу подготовленный кабинетом министров законопроект, заместитель министра экономики владимир игнащенко отметил: "законопроект будет способствовать увеличению транзитных потоков через украину. Ведь из-за трудностей при пересечении границы перевозчики часто выбирали альтернативные пути следования - через белоруссию или прибалтику, в результате чего мы теряли миллионы долларов". А вследствие принятия ряда мер, в том числе и данного законопроекта, правительство ожидает увеличения поступлений в бюджет в размере $500 миллионов. Этот факт объясняет стремление депутатов и правительства принять документ уже до конца текущего года. Впрочем, именно это может стать и основным камнем преткновения на пути нововведения.

Дело в том, что из процесса обсуждения достоинств и недостатков документа в парламентском зале выпала одна деталь, которая может серьезным образом повлиять как на судьбу законопроекта, так и на процесс интеграции украины в систему гатт/мот. Речь идет о том, что документ, одобренный парламентом в первом чтении, противоречит требованиям генерального соглашения по тарифам и торговле (гатт). Так, в соответствии со статьей viii генерального соглашения по тарифам и торговле "...Все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных таможенных пошлин), взимающиеся сторонами при импорте или экспорте, или в связи с импортом или экспортом, должны быть ограничены в сумме, которая приблизительно равна стоимости предоставленных услуг и не должна представлять собой опосредованную защиту отечественных товаров или налогообложение импорта или экспорта в фискальных целях".

Данная формулировка не допускает введение сбора, средства от которого будут поступать в госбюджет, поскольку тогда этот сбор может быть рассмотрен как налог, что и является противоречием с вышеупомянутой статьей соглашения.

Правда, украина пока не является членом мировой организации торговли и поэтому с правовой точки зрения программные документы мот необязательны для нее. Но с другой стороны, с декабря 1993 года наша страна инициировала процесс присоединения к системе гатт/мот. Более того, от успеха продвижения данного процесса во многом зависят судьбы украинских экспортеров, а точнее - таможенный режим ввоза продукции, применяемый к ним в странах-участницах гатт/мот. Не углубляясь в тонкости соглашения, отметим, что нечленство украины в организации чревато применением к отечественным экспортером нетарифных методов регулирования импорта их продукции, то есть введением квот и ограничений на импорт продуктов украинского производства. Поэтому принятие законопроекта, который противоречит нормам гатт/мот, вряд ли на руку правительству украины в долгосрочной перспективе. При этом важно отметить, что введение единого таможенного сбора в соответствии с предусмотренным кабмином принципом его уплаты возможно и без конфликта с требованиями гатт/мот.

Требуются эксперты.

К сожалению, во время парламентских слушаний законопроекта ни один из народных депутатов не выразил своих сомнений по поводу предлагаемого проекта. Удивительно, что и соответствующий парламентский комитет - комитет по вопросам финансов и банковской деятельности - поддержал его принятие без каких-либо возражений. Получается, что упрощение формальностей и процедуры, связанных с прохождением украинской таможни в парламенте посчитали достаточным аргументом для голосования "за".

Показательно, что при этом депутаты не посчитали нужным прислушаться к мнению парламентских юридических экспертов из научно-экспертного управления, предложивших свой вариант решения возникшего противоречия с нормами гатт/мот. С их точки зрения, поскольку единый сбор взимается при пересечении границы и рассматривается правилами гатт как компенсация за предоставленные услуги, то наиболее логичным шагом было бы выведение подразделений соответствующих служб за рамки бюджетного финансирования и содержание этих структур за счет взимаемого на границе сбора. Таким образом удалось бы, не нарушая логики законопроекта - упрощения процедуры прохождения таможни, - "снять" противоречия с нормами гатт.

Учитывая позицию депутатов и настрой инициаторов принятия документа, вероятность окончательного утверждения законопроекта о едином таможенном сборе высока. Более того, весьма вероятно, что его окончательная редакция будет отличаться от нынешней лишь небольшими косметическими изменениями.

Что до противоречий требованиям гатт, то, возможно, они так и останутся - проблема наполнения бюджета государства сегодня для парламентариев и правительства важнее имиджа украины на внешней арене, что уже неоднократно было продемонстрировано.




















OOO "Aptrend" с гарантией. . Хочу узнать о и способах их преодоления. . .