Статьи

Главная страница  >>   Новости





Штрафная стоянка: взгляд снаружи (комментирует юрист).

"Уважаемая редакция!

мне нравится, что в вашем еженедельнике много внимания уделяется освещению юридических вопросов.

Хотелось бы больше узнать о штрафных стоянках. Гаи утверждает, что они нужны, а вот в среде водителей ходят слухи, что эти стоянки незаконны.

С уважением, ваш постоянный читатель, водитель-любитель с 15-летним стажем".

Этот вопрос мы задали адвокату по автотранспортным делам б.Г.Рассадину. Вот что он ответил.

В среде автомобилистов бытует мнение о незаконности так называемых "штрафных" стоянок. Основной аргумент - нарушение конституционных прав человека.

Действительно, в соответствии со ст. 35 конституции российской федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Казалось бы, все ясно. Но не будем спешить с выводами. В статье 17 конституции российской федерации записано, что осуществление права собственности человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ну кто, например, захочет, чтобы его ребенок оказался на пути автомобиля под управлением пьяного водителя? не секрет и то, что в созданном в нашем государстве обществе равнодушных с каждым годом увеличивается количество одичавших водителей, скрывающихся с мест дорожно-транспортных происшествий, оставляя без помощи пострадавших людей. И во многом этому способствует езда без регистрационных номерных знаков или с подложными знаками.

Именно для того, чтобы урезонить тех, кто хочет знать лишь свои права и не желает выполнять свои обязанности, часть 3 статьи 55 основного закона россии гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан.

Во исполнение конституции российской федерации статьей 245 коап определен ряд нарушений правил дорожного движения, за совершение которых водитель отстраняется от дальнейшего управления транспортным средством. В ней же предписано производить при том задержание транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.

Кто и за какие нарушения может задержать транспортное средство?

задержать транспортное средство могут только две категории должностных лиц. Это либо сотрудник гаи, либо сотрудник ваи.

Сотрудник гаи не только имеет право, но и обязан задержать транспортное средство, если его водитель допустил любое из следующих нарушений:

1. Управление транспортным средством лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

2. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.

3. Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами.

4. Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения.

5. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы.

6. Управление транспортным средством, имеющим неисправности рулевого управления.

7. Управление транспортным средством, имеющим неисправное тягово-сцепное устройство в составе автопоезда.

8. Управление зарегистрированным транспортным средством без государственного регистрационного знака.

9. Буксировка зарегистрированного прицепа грузового автомобиля без государственного регистрационного знака.

10. Управление транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками.

Этот перечень является окончательным и расширительному толкованию не подлежит.

Сотрудник ваи имеет право и обязан задержать транспортное средство, принадлежащее войскам, если его водитель допустил любое из следующих нарушений:

1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения.

2. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

3. Управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр.

4. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами дорожного движения запрещается их эксплуатация.

Этот перечень является окончательным и расширительному толкованию не подлежит.

Давайте, уважаемый читатель, рассмотрим более подробно вышеперечисленные основания.

В статье идет речь не только о водителях, чье состояние опьянения доказано, а и о тех, кто лишь подозревается в том, что управляет транспортным средством в состоянии опьянения. Для обоснованного подозрения нужны достаточные основания. В соответствии с "инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования" такими основаниями являются:

а) наличие признаков опьянения:

- запах алкоголя изо рта;

- неустойчивость позы;

- нарушение речи;

- выраженное дрожание пальцев рук;

- резкое изменение окраски кожных покровов лица;

- поведение, не соответствующее обстановке.

Б) заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков;

в) признание самого водителя в употреблении спиртных напитков.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению других нарушений, следует уяснить, что право управления транспортными средствами и водительское удостоверение - не одно и то же. Право управления транспортным средством - понятие нематериальное. Право нельзя взять в руки, измерить его температуру, определить объем, пощупать. В то же время водительское удостоверение представляет собой документ определенных размеров с имеющимися в нем записями, фотокарточкой, оттисками гербовой печати и штампов, защитной сеткой и т.П. Водительское удостоверение является лишь материальным носителям права управления транспортным средством.

В соответствии с федеральным законом "о безопасности дорожного движения" право управления транспортными средствами предоставляется гражданам, достигшим определенного возрастного ценза и сдавшим квалификационные экзамены.

Право управления транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории российской федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров российской федерации.

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений устанавливается правительством российской федерации.

Не имеют права управления транспортными средствами:

а) лицо, не достигшее возрастного ценза для допуска к экзаменам в гаи или управления транспортными средствами;

б) лицо, не сдавшее квалификационные экзамены в гаи (лицо, имеющее водительское удостоверение, но получившее его незаконно, не имеет права управления транспортным средством);

в) лицо, чье право управления транспортными средствами прекращено вследствие:

- истечения срока действия водительского удостоверения (срок действия указан в водительском удостоверении, а если не указан, то срок его действия истекает в 24 часа 31 декабря 1999 года);

- ухудшения здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

- лишения права управления транспортными средствами (факт наличия водительского удостоверения у водителя, лишенного права управления транспортными средствами, в течение срока лишения не подтверждает право управления, водительское удостоверение подлежит изъятию и с момента фактического изъятия начинает отсчитывать срок лишения права управления транспортными средствами).

Во время управления транспортным средством водитель обязан иметь соответствующие документы, предусмотренные правилами дорожного движения. Это водительские и регистрационные документы, доверенности и гражданско-правовые договоры (или их заверенные копии), документы на перевозимый груз и путевые листы, разрешения гаи на перевозку негабаритных, тяжеловесных и опасных грузов и другие.

Однако, несмотря на то, что в правилах дорожного движения российской федерации указан такой документ, как лицензионная карточка, ее отсутствие не дает основания для отстранения водителя от управления транспортным средством и постановку его на специальную охраняемую стоянку.

Либо это изъять в законодательстве, либо законодатель умышленно принял действующую ныне редакцию коап. Но в компетенцию сотрудника милиции, в том числе и гаи, не входит проверка наличия у водителя лицензионной карточки, а также составление протокола об административном правонарушении при ее отсутствии или просрочке. А в соответствии с правилами дорожного движения российской федерации в обязанность водителя не входит предъявление лицензионной карточки сотруднику милиции, в том числе гаи. При таких условиях сотрудник милиции не в состоянии объективно выявить и законно оформить факт правонарушения, а значит и доставить транспортное средство на стоянку.

Выявить правонарушение при отсутствии лицензионной карточки или ее просрочке вправе лишь работник российской транспортной инспекции министерства транспорта российской федерации. И только он вправе при этом составить протокол об административном правонарушении. Но он не наделен компетенцией по задержанию транспортных средств.

Следует помнить, что по каким-то неведомым автору мотивам правительство российской федерации, обязав работников рти контролировать наличие у водителей лицензионных карточек, не предоставило работникам рти полномочий по остановке транспортных средств. Поэтому водитель не обязан выполнять просьбу работника транспортной инспекции об остановке.

Конечно, можно работать сотруднику гаи и рти совместно. Но и это не даст им возможности поставить машину на "штрафную" стоянку при отсутствии необходимой лицензионной карточки. Дело в том, что работник "штрафной" стоянки может принять на ответственное хранение транспортное средство лишь на основании протокола, составленного сотрдуником гаи или ваи. Но имеющий право остановить транспортное средство сотрудник гаи не имеет права в этом случае составить протокол, а имеющий право составить протокол работник рти не имеет права задерживать транспортное средство.

Задержание транспортного средства в связи с неисправными тормозной системой или рулевым управлением может иметь самые печальные последствия для водителя (владельца). Дело в том, что задержание транспортного средства осуществляется до устранения причины задержания. Чтобы устранить причину задержания, в этих случаях необходимо отремонтировать автомобиль. Но как раз этого сделать и не удается. По экологическим соображениям ремонт транспортных средств на территориях "штрафных" стоянок запрещен.

Кроме того, ремонт в условиях стоянки не может быть выполнен с соблюдением соответствующей технологии, на стоянке отсутствуют условия для инструментальной проверки качества ремонта, а при таких условиях ни один здравомыслящий государственный автомобильный инспектор не даст заключения об исправности транспортного средства, ведь при этом он возлагает на себя ответственность за его техническое состояние. Единственный в этих случаях путь по извлечению автомобиля из стоянки - мзда заинтересованным лицам или (как исключение) снисхождение руководителя гаи.

С одной стороны, для нарушителя плохо, что задержание транспортного средства осуществляется до устранения причины задержания. Но с другой стороны это условие говорит о том, что транспортное средство не всегда надо доставлять на "штрафную" стоянку.

Если неисправно тягово-сцепное устройство в составе автопоезда, то достаточно разъединить тягач и прицеп, чтобы причина задержания была устранена.

Если водитель отстранен от управления, а его пассажир трезв, имеет соответствующее водительское удостоверение, согласен продолжить движение в данном автомобиле в качестве водителя, а отстраненный от управления водитель не возражает против этого и согласен ехать в качестве пассажира, то причина задержания устранена.

Таких случаев на практике возникает множество.

Если же причина задержания не может быть устранена немедленно, а сотрудник гаи или ваи предлагают водителю проследовать на "штрафную" стоянку, то не следует отказываться от такого предложения. Иначе должностное лицо, задержавшее транспортное средство, вынуждено будет самостоятельно доставить автомобиль на охраняемую стоянку, а отказавшийся ограничивает себе в возможности защищать свои права.

Однажды в юридическую консультацию обратился за помощью в составлении жалобы и наказания сотрудника гаи возмущенный гражданин, автомобиль которого был доставлен работниками гаи на "штрафную" стоянку. На следующий день, когда ему было разрешено забрать свой автомобиль, он обнаружил, что его правая задняя дверь, правое крыло и задний бампер деформированы. Адвокат провел проверку. Выяснилось, что водитель возвращался в город с дачи и был остановлен на посту гаи для проверки документов. В связи с отсутствием водительского удостоверения сотрудник гаи составил протокол об административном правонарушении и задержании транспортного средства. На предложение проследовать на "штрафную" стоянку, расположенную около поста гаи, водитель отреагировал градом ругательств, швырнул ключ зажигания на проезжую часть и заявил, что у него отовариваются генералы, поэтому завтра же автомобиль ему будет возвращен, а работники гаи, участвовавшие в задержании, окажутся без погон. На следующей день водитель остыл, привез водительское удостоверение, оплатил штраф и получил разрешение на получение автомобиля. На "штрафной" стоянке имелся экземпляр акта приема-передачи автомобиля. В этом акте, в частности, было указано, что при въезде на территорию стоянки створка ворот от ветра стала закрываться и повредила правую заднюю часть автомобиля. Пришлось клиенту разъяснить, что его попытки обжаловать действия работника гаи и взыскать лично с него причиненный материальный и моральный вред, а не с подразделения гаи или "штрафной" стоянки, окажутся безрезультатными. Клиент понял ошибочность своего намерения, решил не жаловаться и не взыскивать ущерб ни с гаи, ни со спецстоянки. Но мысль о том, что автомобиль был поврежден сотрудником гаи умышленно в отместку за его угрозы, не оставляет его.

В все дело в том, что в соответствии с частью шестой рассматриваемой статьи должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.

Порядок задержания транспортных средств устанавливается министерством внутренних дел российской федерации, в частности, "наставлением по дорожно-патрульной службе государственной автомобильной инспекции министерства внутренних дел российской федерации", утвержденным приказом мвд рф от 10.01.94 n 6.

Сотрудник гаи, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании (копия выдается водителю) и приобщает его к административному протоколу о нарушении правил дорожного движения (копия которого также немедленно выдается водителю).

При задержании транспортного средства сотрудник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.

Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту (описи).

При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста гаи, кпм, кмп, а в случае, если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства в составе автопоезда, его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака.

По устранению причин задержания транспортного средства (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным транспортным средством, устранение неисправностей и т.Д.) Оно возвращается водителю (владельцу).

Порядок хранения задержанных транспортных средств на "штрафных" стоянках и порядок оплаты их хранения устанавливается местными органами государственной исполнительной власти.

В санкт-петербурге, например, порядок хранения и оплаты определен "положением о порядке доставки и хранения транспортных средств на специальных площадках", утвержденным распоряжением мэра санкт-петербурга от 07.02.94 n 122-р "об организации доставки и хранения транспортных средств на специальных площадках". Правда, это положение противоречило статье 245 коап в части установления порядка доставки транспортных средств и наделения департамента по благоустройству и дорожному хозяйству несвойственными полномочиями по организации доставки транспортных средств на "штрафные" стоянки за нарушение правил благоустройства. Поэтому распоряжение было опротестовано прокурором санкт-петербурга. В результате родилось новое распоряжение мэра санкт-петербурга от 06.12.95 n 1266-р "о внесении изменений в распоряжение мэра санкт-петербурга от 07.02.94 n 122-р".

Согласно его городская исполнительная власть отменила доставку транспорта на "штрафные" стоянки за нарушение правил благоустройства, освободилась от несвойственных ей функций по установлению порядка доставки, а также ввела единый тариф оплаты услуг по доставке, хранению и выдаче задержанных транспортных средств.

Приложение к распоряжению мэра санкт-петербурга от 06.12.95 n 1266-р.

Тарифы на услуги специальной площадки n показатель мрот.

1 прием на хранение (внешний осмотр, составление описи, оформление протокола, постановка транспортного средства на спецплощадку) 0,3.

2 хранение:

- мотоцикла (автоприцепа) за 1 сутки 0,4.

- Легкового автомобиля за 1 сутки 0,8.

- Грузового автомобиля за 1 сутки 1,2.

3 выдача автомобиля (мотоцикла) 0,1.

4 льготный тариф на хранение:

- легкового автомобиля (мотоцикла) за 1 сутки 0,1.

- Грузового автомобиля за 1 сутки 0,15.

5 механизированная погрузка и разгрузка:

- мотоцикла без коляски 0,5.

- Мотоцикла с коляской 1,0.

- Легкового автомобиля 2,0.

- Грузового автомобиля 3,0.

6 доставка на спецплощадку:

- автомобилем-эвакуатором за 1 км 0,15.

- Автомобилем-буксировщиком за 1 км 0,3.

Примечание: в течение первых суток оплата за хранение транспортного средства на специальной площадке производится по тарифам пункта 4 настоящего приложения.




















Кардиологическая служба: , абляция в Германии. . . Дом, Ремонт, Обустройство - . . Окна Modeline! Шок от цены: .