Статьи

Главная страница  >>   Новости





Северный императив.

Размышления у парадного подъезда белого дома. Михаил ефимович николаев - президент республики саха (якутия).

Долгая зима - тяжкое испытание для граждан северной республики: полярная ночь и морозы за пятьдесят достались нам в наследство не от советской власти, не от плановой экономики, а от бога, и никакая реформа, никакая демократия отменить их не может. Лютая стужа приходит и уходит с неизбежностью, но впечатления остаются разные. Все зависит от того, как мы готовились к долгой зиме.

Есть что вспомнить хорошего не только долгожителям: десяток лет назад, пока государство заботилось о жизни на крайнем севере, за короткое лето успевали доставить и создать необходимый для зимовки запас продовольствия, топлива, промышленных товаров. С объявлением реформ, сломом устоявшейся схемы снабжения положение резко изменилось. Изменилось в худшую сторону. Новая ситуация показала, что опыта решения такой проблемы, как создание зимних запасов на севере в условиях рынка, у нас нет. Частная инициатива оказалась беспомощной: запасы на зиму год от года сокращаются, а о ритмичных поставках круглый год и речи быть не может. Справедливые требования северян стали сильнейшим раздражителем в верхних эшелонах власти.

В самом деле, доставка грузов на крайний север - задача не из легких. Железной дороги нет. Время навигации на реках и морях северного ледовитого океана чрезвычайно короткое. Нынче доставка грузов северным морским путем началась с опозданием на месяц. Теперь из-за появления льда на баре реки яны танкер "самбург" разгружен на лене, в тикси. Встретил лед и другой танкер в устье колымы. Ждет благоприятных условий, а каждый день простоя обходится республике в десятки тысяч долларов сша. Кроме того, лето на лето не приходится - реки часто пересыхают, и крупнотоннажный флот в таких случаях простаивает. Добавьте сюда неустраненные катастрофические последствия от наводнения весной этого года - и картина окажется полной. Это, что называется, объективные причины.

Бывает, что неоправданно медлят поставщики, из-за чего в якутии простаивают флот и причалы. Бывает, плохо организованы перевозки внутри республики, и тогда груз скапливается на ее границе. Теперь никто не вспомнит, когда берега лены были завалены грузами. Такое нынче видится далеким чудом. Сегодня грузов просто нет. Все потому, что нечем заранее, до начала навигации, заплатить поставщику да еще и оплатить высокие тарифы на перевозку. Государственная финансовая поддержка северного завоза необоснованно сокращается. Если до 1990 года из союзного бюджета предусматривалось до 90% потребности, то в 1998 году уровень снизился до 5%, хотя предусматривалось10%. В управление республике передана ее собственная задолженность. При этом выдвигаются требования возвратить ранее выделенные по бюджетным ссудам средства. Но ведь они уходят на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, а у сельского населения и подавно денег нет на то, чтобы выплатить взятую ссуду. Такие долги по ссудам минфину следует просто списать.

Все вместе приводит к тому, что за последние пять лет объемы завозимых грузов сократились почти наполовину. Переходящих запасов практически нет.

Два месяца с начала ушедшего лета, когда реки наиболее полноводны, когда "семь футов под килем", флот простаивал. Не было грузов, потому что из федерального бюджета не поступали обещанные финансовые средства. На конец сентября, к закрытию навигации, поступило только 30% финансирования. Из-за падения курса рубля нефтяные компании изменили условия расчетов, ориентируясь на новый курс доллара. "Лукойл-арктик-танкер" увеличила ставку морского фрахта до бухты тикси в 1,5 раза, до колымы - в 2 раза. Удорожание нефтепродуктов составит соответственно 1200 и 2300 руб. За тонну. Оао "иркутскнефтепродукт" необоснованно завышает тарифы на хранение и перевалку нефтепродуктов, требует для расчетов только "живые" деньги. Это предприятие, правомочность акционирования которого надо еще проверить, стоит на входных воротах в республику, представляет собой огромную нефтебазу. Монополист, который диктует свои условия, совершенно не считаясь с интересами партнера. Потому республика ходит у него в должниках. Искусственно возникшая задолженность позволяет другой стороне арестовывать нефтепродукты, прекращать их отгрузку. Республика вынуждена нести дополнительные расходы по перевалке и хранению, превышающие в 4-5 раз аналогичные услуги на других перевалочных пунктах россии.

Сложная социальная обстановка на угольных шахтах возникла в связи с задолженностью по зарплате и чрезвычайной навигационной обстановкой на реке алдан. В результате угольный поток из магаданской области и внутри республики нарушился, и топливо не дошло до самых холодных точек республики: в оймякон, мому, на реку яну, в горы джугджура.

В результате из расчета минимальных потребностей запасено нефтепродуктов 54,8%, продовольствия - 41,2%. Если французские духи на север еще можно привезти зимой самолетом, то солярку лучше доставлять летом в танкерах. Практически остались без нефтепродуктов золото- и угледобытчики, энергетики и авиаторы. Село обеспечено только на треть от минимальных потребностей в топливе. Критическая ситуация с бензином а-76. Совсем нет дизельного масла.

Республика саха занимает огромную территорию, и потому 30-40% обеспеченности, о которых я говорю, в целом по республике приближаются к нулю в самых экстремальных по климату, наиболее удаленных от транспортных магистралей улусах. Наступившая зима стала уже настоящей трагедией для населения якутии. Конечно, будем искать выход, средства, способы сохранить жизнедеятельность крупнейшего российского региона. Но дальше с таким положением вещей мириться нельзя. Надо кардинально решать вечную проблему зимних северных запасов.

Чтобы в конце века избавиться от авралов северного завоза и превратить его в обыденную хозяйственную работу, следует, на мой взгляд, выполнить ряд условий.

Прежде всего необходимо обеспечить государственный протекционизм на территории всего севера россии. Думать о севере, его настоящем и будущем каждый день, а не сезонно. Забота о севере должна стать неотъемлемой частью российской национальной идеи. На этой основе должна быть разработана государственная программа снабжения северных территорий всем жизненно необходимым, развития транспортной схемы, маневрирования финансовыми ресурсами. Необходим закон, регулирующий завоз грузов на север. Следует наконец признать, что регионы, дающие стране две трети поступлений от экспорта, заслуживают большего внимания к себе, заслуживают достойной жизни.

Пора наконец оживить северный морской путь, рассматривать его как стратегический транспортный путь россии.

Первый шаг надо делать уже сегодня. Вернуться к итогам прошедшей навигации и найти ее слабые места. Поправить, насколько можно, ошибки и недоработки, обеспечить нормальную зимовку.

Прежде всего подготовиться к работе на "зимнике" - ледовых автодорогах, которые прокладываются с наступлением сильных морозов. Только в якутию таким способом необходимо завезти 497,5 тыс. Тонн нефтепродуктов, 168 тыс. Тонн угля, 91 тыс. Тонн продовольствия. Объемы большие, непосильные, но надо сделать все возможное.

Правительству российской федерации, конечно, надо выполнить до конца свои решения по обеспечению севера в текущем году. Требуется безотлагательно принять специальное постановление, в котором предусмотреть средства господдержки в чрезвычайном бюджете для завоза северных грузов в четвертом квартале текущего года. Этим постановлением обязать нефтяные и угольные компании, поставщиков продовольствия, железную дорогу обеспечить бесперебойную отгрузку и перевозку грузов без требований предварительной оплаты, одновременно предоставить им льготы по налогообложению, произвести расчеты по долгам в бюджет и во внебюджетные фонды, установить беспрепятственное продвижение грузов на север. Должны быть включены все механизмы, отвечающие интересам государства и соблюдающие интересы всех участвующих сторон.

Одновременно следует приступить к подготовке завоза грузов в предстоящую навигацию 1999 года. Для этого в ноябре-декабре осуществить комплекс мер для накопления на входных базах не менее 25% грузов для организованного начала будущей навигации.

В федеральном бюджете на 1999 год следует предусмотреть отдельными статьями:.

- Полное возмещение затрат по завозу топлива, нефтепродуктов, основных видов продовольствия, промышленных товаров народного потребления первой необходимости и материально-технических ресурсов для нужд жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы для арктической зоны и труднодоступных районов крайнего севера с ограниченными сроками доставки грузов;.

- Выдачу бюджетной ссуды администрациям районов крайнего севера для закупки товаров у товаропроизводителей на конкурсной основе;

- государственную финансовую поддержку на возвратной основе предприятиям топливно-энергетического комплекса для их самообеспечения необходимыми ресурсами, а также предприятиям всех видов транспорта, доставляющих грузы в труднодоступные районы крайнего севера.

В целях стимулирования торговых партнеров северян предоставить налоговые и иные льготы на средства, предназначенные для завоза на север:

- нефтяным и угольным компаниям, предприятиям продовольственного комплекса, предприятиям всех видов транспорта;

- финансовым и банковским органам, финансирующим досрочный завоз грузов на льготных условиях, учитывающих продолжительность оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов.

Предложения в общем-то не новые. Дело в том, что правительство у нас новое. Потому и приходится повторяться. Не теряю надежды быть на этот раз все же услышанным.

Если кому-то показалось, что северные регионы хотят переложить свои заботы на плечи федеральных органов власти, тем я поясню: нам нужны лишь нормальные условия и нормальные отношения для результативной работы.

(Продолжение темы - в приложении "нг-регионы")




















Кованые перила и ограждения: . Бригада сварщиков - строителей. . . Эффективное омоложение: . Лазерная эпиляция. Скидки.