Статьи

Главная страница  >>   Новости





Сэндвич для клерка.

Между кофейней, супермаркетом и "макдоналдсом".

Ирина телицына.

Российскому предпринимателю димитросу сомовидису, пока он жил в лондоне, очень нравилась местная сеть быстрого питания pret a manger. Он даже хотел купить у них франшизу, но выяснил, что компания франчайзинг не практикует. Тогда сомовидис вернулся в москву и решил открыть аналогичное заведение самостоятельно.

36-летний сомовидис прежде никогда общепитом не занимался. Родился в грузии, окончил филологический факультет мгу, предпринимательскую деятельность начал в молодежном центре при университете - ездил с другими студентами по южным совхозам и возил оттуда фрукты-овощи в москву на перепродажу. В 1993 году уехал в грецию (на родину предков), но буквально через несколько месяцев перебрался в ниццу, где появилась возможность открыть собственный бизнес. С помощью французских знакомых сомовидис создал агентство недвижимости, в основном обслуживавшее русских, облюбовавших лазурный берег.

Димитрос сомовидис готов выслушать каждого посетителя.

Однако на курорте деятельный сомовидис заскучал и в 1996 году перебрался в лондон, где создал консалтинговую фирму для российских экспортеров. Сводил, например, продавцов отечественных машин направленного бурения с покупателями. Бизнес развивался, но великобритания показалась димитросу сомовидису слишком кастовой: "если ты не родился в англии - или, по крайней мере, не учился в престижной школе, - то обзавестись там связями сложно". В итоге около года назад сомовидис решил вернуться в россию. Фаст-фуд был выбран им как одно из наиболее перспективных для москвы направлений бизнеса: согласно последнему исследованию, проведенному компанией magram market research, 16% респондентов-мужчин и 6% женщин посещают московские заведения "быстрой еды" ежедневно, причем удобное расположение фаст-фуда для них важнее, чем цена. "В москве беда с едой, с логистикой, - говорит сомовидис. - А мне нравится решать сложные задачи".

Магазин готовой еды сомовидиса "прайм" - нечто среднее между фаст-фудом, отделом полуфабрикатов в хорошем супермаркете, кафе и фирмой, специализированной на доставке еды. Здесь быстро обслуживают, что роднит заведение с фаст-фудом. "Время обслуживания одного посетителя - с момента, когда тот вошел в магазин, до полного расчета - составляет 90 секунд. Если, конечно, клиент знает, чего хочет", - говорит сомовидис. На супермаркет "прайм" похож своими стеллажами с охлажденной продукцией, с которых покупатель сам берет еду. На ресторан - наличием кухни, шеф-повара и двух "супчиков дня" в меню. Сэндвичи, салаты, буррито и десерты, что будут здесь продаваться, приготовлены прямо в "прайме" - причем не из полуфабрикатов, а из свежих ингредиентов (среди которых фигурируют авокадо, морепродукты, курятина, рыба). Суши и сашими для магазина начнет поставлять ресторан "якитория". Сэндвичи и супы будут стоить по 65 руб., То есть полноценный обед обойдется посетителю не меньше чем в полторы сотни рублей - цены сравнимы с бизнес-ланчем в центре города, но сомовидис собирается привлекать клиента качеством и вкусом еды. Уже через пять часов после приготовления сэндвичи будут изыматься из продажи в пользу какой-нибудь благотворительной организации. Даже в этом "прайм" следует модели pret a manger. Кстати, и заявленные 90 секунд обслуживания, и стеллажи, и набор продукции - все, как в британских забегаловках.

"У нас будет 34 места в самом магазине плюс собственная доставка в офисы, находящиеся в пределах 10 минут ходьбы от "прайма", - рассказывает сомовидис. - Согласно маркетинговым исследованиям, в эту зону попадают 864 офиса, и после открытия "прайма" я отправлю в каждый из них по пробному сэндвичу". В декабре появится второй магазин готовой еды. В течение трех-четырех лет все новые заведения сомовидис планирует открывать в пределах садового кольца.

В создание первого магазина в камергерском переулке сомовидис и партнеры инвестировали $500 000. Новые магазины будут строиться по типовому проекту и обойдутся дешевле. Самые серьезные деньги, как это ни странно, пошли на одноразовую упаковку - на нее потрачено $85 000. Кухонное оборудование стоило $55 000, система вентиляции - порядка $24 000. О том, сколько стоила аренда помещения, сомовидис не говорит. Однако известно, что расценки в центре москвы доходят до $3000 в год за 1 кв. М.

Персонал сомовидис набирал через интернет: "ищущие работу через сайты - потенциально нужные мне люди. И по мотивации, и по образованию. Из обратившихся подошел каждый четвертый, а всего у нас 22 человека". Книги жалоб и предложений в "прайме" не будет, поскольку сомовидис считает, что замечание от клиента - катастрофа для заведения, рассчитанного на постоянную публику. Вместо жалобной книги появятся открытки с мобильным телефоном управляющего (он же совладелец, он же димитрос сомовидис), чтобы возникшие проблемы решались как можно быстрее.

Однако сомовидису придется справляться с проблемами и другого рода: конкуренция на рынке еды в москве растет бешеными темпами. "Не думаю, что подобные магазины смогут переманить посетителей у ресторанов быстрого обслуживания - таких, как "ростик'с", - считает рr-директор корпорации "ростик груп" валерия силкина, - наша аудитория - не только люди, желающие быстро перекусить, но и дети, родители, студенты. "Прайму" придется четко определить свою целевую аудиторию и конкурентные преимущества, чтобы соответственно позиционировать продукт, услуги и магазин в целом".

Если у сомовидиса получится внедрить свой западный опыт управления в заведении с европейской едой и русским персоналом, то, возможно, когда-нибудь ему удастся догнать pret a manger и с финансовой точки зрения. Эта сеть из 130 заведений с оборотом в $180 млн начиналась в 1986 году с одного-единственного кафе-магазина. Правда, к концу 1990-х компания достигла предела роста: pret a manger - заведение сугубо городское, а число городов в великобритании не бесконечно. Нужно было выходить на другие рынки, и для этого отцам-основателям компании пришлось продать треть своих акций mcdonald's.




















Оборудование для пр-ва окон - . Продажа по объявлениям. . . проведите ежегодное .