Статьи

Главная страница  >>   Новости





Санкт-петербург и ленинградская область: тандем или соревнование?

казалось бы, санкт-петербург и ленинградская область - два региона, обреченные быть вполне благополучным экономическим тандемом. Город, место паломничества туристов, активно развивает сферу услуг, а область снабжает город всем необходимым. И так бы оно, наверное, и было, находись этот выигрышный тандем в какой-нибудь благополучной европейской стране.

В россии - все сложнее. Лидеры обоих регионов - владимир яковлев и вадим густов честолюбивы и энергичны. Первый не хочет руководить чисто туристским центром, второй - его питающей средой. Оба вынашивают макропроекты, оба стараются поднять промышленность, что создает в отношениях между регионами атмосферу жесткой конкуренции во всем - от привлечения в регион крупных инвесторов до ремонта дорог.

Точка зрения.

Строительство петербурга еще не закончено.

В отличие от своего предшественника анатолия собчака нынешний губернатор санкт-петербурга владимир яковлев - человек, как теперь говорят, нетусовочный. Это вполне объяснимо - сейчас к руководству регионами все чаще приходят люди, которых с легкой руки сми окрестили "крепкими хозяйственниками". А им особенно тусоваться некогда. Тем не менее для журналистов городской глава санкт- петербурга вполне доступен.

- Какие позитивные сдвиги, на ваш взгляд, произошли в петербурге с момента вашего избрания губернатором?

- несмотря на сложности с финансированием, мы стараемся привести город в порядок, придать ему вид, соответствующий званию северной столицы россии. В городе активно ведется ремонт дорог, открыт большеохтинский мост и переход на станции метро "гостиный двор". Кроме того, мы активно изыскиваем способы профинансировать важные городские объекты и программы за счет внебюджетных средств, привлекая российских и зарубежных инвесторов, бизнесменов. Крупнейшей городской программой является программа восстановления исторического центра санкт-петербурга. Уже подписаны контракты на восстановление инженерных сетей и пилотный проект по реконструкции одного из центральных районов города.

Средства на эти цели - а это около 30 млн. Долл. - Представляют международный и европейский банки реконструкции и развития.

- Какие изменения, на ваш взгляд, были бы желательны в первую очередь для реального подъема экономики санкт-петербурга?

- на первом этапе рыночной реформы в условиях всеобщего дефицита в стране были созданы благоприятные условия для зарубежных поставок продукции как со стороны нашего правительства (низкие таможенные пошлины, либерализация цен, слабый контроль за качеством продукции и др.), Так и со стороны зарубежных фирм, осуществляющих поставки продукции в россию (заниженные цены, активная реклама, создание совместных предприятий по сбыту импортной продукции и прочее). Все это позволило вытеснить с российского рынка значительную часть отечественной продукции. В 1997 году удельный вес импортных товаров на нашем продовольственном рынке составил 57 проц., А по непродовольственным - 74 процента.

Сегодня необходимо переломить создавшуюся ситуацию, принять меры по защите уже отечественного производителя. Для этого необходимо в первую очередь установить высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, которые в достаточном количестве могут выпускаться отечественными производителями при одновременном снижении налогового бремени для местных предприятий.

- Как сегодня строится взаимодействие санкт-петербурга с ленинградской областью?

- мы вырабатываем совместную стратегическую политику по самому широкому кругу вопросов.

Первым шагом к возможно более полной интеграции регионов стало соглашение о создании единого пенсионного фонда города и области. В число совместных проектов и программ входят такие крупные мероприятия, как межотраслевая программа транспортно- технологического обеспечения транзитных грузов через прибрежные территории финского залива (программа "транзит"), согласно которой предусматривается строительство нескольких крупных портовых комплексов в разных частях акватории залива, кольцевая автомобильная дорога, создание транзитной линии "девятый интермодальный коридор", создание схемы экологической защиты зоны "финский залив - ладога" и другие.

Справка "интерфакс - аиф".

Проект федеральной целевой программы "развитие и сохранение исторического центра санкт-петербурга", утвержденный 28 марта 1996 года петербургским правительством, рассчитан на срок до 2010 года и включает в себя работы по реставрации исторических памятников и зданий, развитие инфраструктуры, а также вынос за пределы центра 200 промышленных предприятий. Общая стоимость программы оценивается в 27 млрд. Долларов.

Уже достигнуто соглашение с мбрр по пилотным проектам реконструкции центра петербурга с выделением кредита в 30 млн. Долларов. За счет этих средств предполагается финансирование трех пилотных проектов, первый из которых - реконструкция 130-го квартала, ограниченного невским проспектом и улицами восстания и жуковского. Проект предполагает создание пешеходной, зеленой и торговой зон, строительство новой экологически чистой котельной, а также расселение и реконструкцию всех зданий квартала.

Кредит является займом правительства рф, петербург выступает только как подзаемщик, а 6 из 30 млн. Кредита будут погашаться за счет федеральных средств. Оставшиеся 24 млн. Долл. Мбрр выдает на срок 15 лет.

Кстати, в 130-м квартале живет и сам владимир яковлев с семьей.

Реплика.

Мы обречены на процветание.

После разговора с главным стратегом города - губернатором - мы решили обратиться и к главному тактику - вице-губернатору илье клебанову, курирующему экономику и промышленность, с просьбой более конкретно объяснить, на чем все-таки зиждется уверенность городских властей в том, что петербург станет процветающим регионом. - А иначе и быть не может. Судите сами, в 1997 году произошло изменение существовавшей с 1992 года тенденции значительного сокращения промышленного производства. Спад производства в санкт- петербурге был остановлен. Индекс физического объема производства по крупным и средним предприятиям по сравнению с 1996 годом составил 108,1 проц., По полному кругу предприятий (с учетом малых и совместных) - 109 процентов.

По вполне реальным расчетам, валовой региональный продукт в 1998 году возрастет еще на 3,1 проц. По отношению к 1997 году, а в 1999-м - на 4,4 проц. К 1998 году.

Рост производства предполагается во всех отраслях промышленности, за исключением деревообрабатывающей. Доминирующее положение сохранится за машиностроением и металлообработкой, пищевой промышленностью и электроэнергетикой.

Уже подготовлен пакет законов санкт-петербурга о поддержке инвестиционной деятельности на территории города. Результатом такой работы должны стать стабилизация положительных тенденций в развитии инвестиционного процесса и рост инвестиций в экономику города на уровне 108 проц. В 1998 г. По сравнению с 1997 г. И 108-111 проц. В 1999 г. По отношению к 1998 г.

Впервые за все девяностые годы расходы бюджета города на 1998 год равны доходам. В нем реализованы три основных принципа: бездефицитность, социальная направленность, прозрачность.

Впечатления.

Невский, залитый пивом...

Отличить москву от санкт-петербурга и невский проспект от тверской улицы очень просто даже с завязанными глазами. Если в середине рабочего дня на главной городской улице вы оказываетесь в необыкновенно густой толпе, а ваши ноги неожиданно проваливаются в яму на ровном месте - вы в санкт-петербурге.

Дороги, которые нас выбирают.

В санкт-петербурге, даже в самом центре, не ты выбираешь дороги, а они выбирают тебя. Они старательно подкарауливают момент, когда ты зазеваешься, засмотришься на достопримечательность или сосредоточишься на продвижении в толпе, и тут настигают неожиданным вздутием мостовой, провалом возле трамвайного рельса, ступенькой на ровном месте.

Дороги - настоящий бич города на неве. Несмотря на то что практически каждое свое выступление высшие городские чиновники начинают с отчета о "решении дорожной проблемы", лучше от этого не становится. Автолюбители стонут. Передвигаться по городу на машине со скоростью, превышающей 40 км/час, означает через пять минут потерять один из мостов. Вокруг каждого трамвайного рельса с обеих сторон канавки по 15-20 см глубиной. Рельсы меняют, но очень медленно. Менеджер компании "филип моррис", с которым я разговаривал, уже полгода не может ездить на работу на машине, поскольку у его дома меняют 500 метров трамвайных путей. Он уверен, что до нового года ремонтники не управятся.

Скандинавы все-таки "захватили" город.

Слово "балтика" в санкт-петербурге встречается раз в тысячу чаще, чем слово "эрмитаж". Оно полощется где-то сверху, липнет ко всем стенам и окнам, вылезает из-под ног, настигает в метро и подземных переходах.

Что бы сказал царь петр, если бы увидел, что скандинавский концерн практически захватил его детище и дает, по разным оценкам, от 11 до 13 проц. Всех поступлений в городской бюджет? эта огромная для одного предприятия сумма обеспечивает крупнейшему производителю пива в восточной европе такой режим благоприятствования, что "балтика" вытеснила с рынка практически всех конкурентов. В каждой палатке, каждом подвальчике есть пара сортов "невского", один - "синебрюхофф", остальное - "балтика". Исключение сделано, пожалуй, только для "гиннесса". В интересах иностранных туристов ему отдали несколько павильонов в центре города. И даже этого "балтике" мало.

- Мы планируем уже в этом году поднять выработку пива до 60 млн. Декалитров, - говорит генеральный директор предприятия таймураз боллоев, - что позволит "балтике" стать самым крупным пивоваренным заводом в европе.

В другом заявлении, посвященном открытию новой линии, т. Боллоев сказал, что его предприятие намерено до конца года вложить в производство 142 млн. Долл. Собственных средств, что вызвало шок у присутствовавших на мероприятии представителей крупнейших банков. По их словам, таких денег у предприятия нет и быть не может, а его кредитная политика не предполагает займов в таких объемах. Откуда возьмутся деньги? банкиры разводят руками.

Чей бродвей круче?

москвич, попадающий на невский проспект, волей-неволей начинает сравнивать главные улицы двух столиц. И сравнение это, как ни крути, получается в пользу северной пальмиры.

Несмотря на дорожные неурядицы, несмотря на то что реконструкция части зданий, выходящих на проспект, еще не начата и выглядят они просто ужасно, главная улица санкт-петербурга в ясный день намного праздничней и самобытней, чем тверская. Во-первых, огромное количество нестандартных, исторических и просто красивых зданий - от гостиного двора до храма "спас-на-крови", который стоит хоть и не на невском, но прекрасно смотрится с проспекта. Во-вторых, постоянная огромная яркая толпа, какой уже нет на тверской. В-третьих, масса всякого рода заведений, открытых кафе, подвальчиков и ларьков. Это создает атмосферу праздности, какую на деловой тверской можно встретить разве что в районе пушкинской площади. В-четвертых, каналы, пересекающие главную улицу, в-пятых, сравнительно низкие цены и т. Д., И т. П. Словом, суммировав все это, начинаешь понимать, почему не так давно санкт-петербургу присвоили звание самого благоустроенного города россии, даже несмотря на те недостатки, о которых мы упомянули.

Статистика.

Санкт-петербург.

На 1.01.1997 г. Численность населения в санкт-петербурге составила 4 млн. 750 тыс. Человек.

Денежные доходы, полученные населением в 1997 г., В санкт- петербурге оцениваются в 54,1 трлн. Рублей. Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная в январе - ноябре 1997 г., В расчете на одного работника увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. На 22 процента.

Объем валового регионального продукта за 1997 г. Составил 66,4 трлн. Рублей. В структуре врп в санкт-петербурге наибольший удельный вес - 60,8 проц. - Составляют услуги.

Объем промышленной продукции на крупных и средних предприятиях, доля которых в городе составляет 90 проц., Увеличился за прошедший год на 8,1 процента.

Проект. А порт и ныне там.

Точнее, его и ныне там нет.

В ленинградской области действуют два порта плюс один в санкт- петербурге. Запланировано строительство еще трех - в приморске, бухте батарейная, усть-луге. Кроме того, ведется реконструкция морского порта "санкт-петербург". Все они по проекту должны быть объединены кольцевой дорогой и создать единую систему для приема, обработки и дальнейшей транспортировки грузов. Естественно, такое колоссальное строительство в наше время ни один регион потянуть не может. Поэтому акцент сделан на двух первоочередных задачах. Ленинградская область практически на голом месте строит порт в бухте батарейная, который по идее должен стать альтернативой латвийскому вентспилсу в транспортировке российской нефти на запад, а санкт- петербург реконструирует свой порт - крупнейший на сегодняшний день на северо-западе россии.

Не вызывает сомнения, что строительство порта в бухте батарейная - задача стратегическая для россии. Огромные тарифы, которые латвия взимает за транзит нефти, терпеть бесконечно просто невозможно. Но при этом именно этот порт стал главной головной болью ленинградского губернатора. Здесь, по его словам, и "саботаж чиновников", и "негосударственный подход", и т. Д., И т. П.

История же строительства (или нестроительства) такова. Распоряжением правительства ленинградской области от 18.10.1994 г. n 1053-р государственной внешнеэкономической фирме "киришинефтехимэкспорт" предоставлен земельный участок в ломоносовском районе площадью 107,9 га под строительство нефтепорта сроком до 5 лет с продлением до 50 лет при условии выполнения договорных отношений.

12.09.94 г. Был заключен договор на строительство порта между региональной дирекцией государственного заказчика и государственным предприятием "киришинефтехимэкспорт", которое с 1.01.95 г. Преобразовано в ао "кинэкс".

Ао "кинэкс" заключило контракт с шотландской компанией "мардвелл бридж" (n 5766488/95001-826 от 19.01.95 г.)., ПО которому в соответствии с п. 2.1. Контракта компании переданы функции руководителя проекта шепелевского порта (так он назывался вначале), исполнителя работ по проектированию организации строительства и контроля за строительством. Компанией "мардвелл бридж" разработан график реализации проекта строительства порта. Однако из-за недостаточного финансирования техническая документация в полном объеме разработана не была.

В связи с отсутствием необходимых средств на строительство портового комплекса по предложению ао "нефтяная компания "сургутнефтегаз" и минэкономики, а также с согласия минтранса рф и администрации ленинградской области правительством рф принято постановление от 17.05.1996 г. n 591 об осуществлении строительства портового нефтекомплекса в бухте батарейной ао "нк "сургутнефтегаз". 1.07.96 г. Заключен договор n 284/9-3/96 на выполнение функций заказчика по финансированию, строительству и эксплуатации объектов ттпк в бухте батарейная между государственным заказчиком и ао "нк "сургутнефтегаз".

10.10.96 г. Произведен выбор земельного участка под строительство предпортовой железнодорожной станции и других объектов инженерной инфраструктуры для портового комплекса и подписан акт всеми членами рабочей комиссии.

Институтом "гипроспецгаз" и рао "газпром" разработана декларация о намерениях по строительству нефтепродуктовой системы протяженностью 321 км - от нефтеперерабатывающего завода в г. Кириши до портового комплекса в бухте батарейная. Декларацией предусматривается круглогодичная перекачка дизельного топлива в количестве 5,56 млн. Т в год и технологического топлива в количестве 7,35 млн. Т в год.

По состоянию на 1.01.98 г. Разработана рабочая документация: на подготовительные работы (по временному электроснабжению порта, по строительству объездной дороги, по переносу склада нефтепродуктов вмф, по разборке существующего пирса и по первому этапу дноуглубительных работ).

В итоге за весь 1997 год на проектно-изыскательские работы освоено всего около одного (!) миллиарда "старых" рублей. А ведь кто только не радеет за новый порт: правительство рф, минтранс, мин-экономики, "сургутнефтегаз", "газпром". Плюс латыши начали русских притеснять. Казалось бы, чего еще надо. Но... Россия, господа, россия-матушка. И сколько нам еще ждать открытия "нового окна в европу", в середине 1998 года остается тайной, покрытой мраком.

Справка "интерфакс - аиф" нефтеналивной порт в бухте батарейная расположен в 60 км от санкт-петербурга. Порт рассчитан на переработку нефтепродуктов, мощность портового комплекса - 7,5 млн. Т в год (с перспективой до 15 млн. Т в год). Стоимость работ первой очереди по предварительным расчетам составит 200 млн. Долларов. Продолжительность строительства - три года.

Доставка нефтепродуктов предполагается железной дорогой (на перспективу - по трубопроводам от нефтеперерабатывающего завода в г. Кириши).

Статистика.

Ленинградская область.

На 1.01.1997 г. Численность населения в ленинградской области составила 1 млн. 682 тыс. Человек. Денежные доходы, полученные населением ленинградской области в 1997 г., Составили, по официальным оценкам, 12,4 трлн. Рублей. Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная в январе - ноябре 1997 г., В расчете на одного работника увеличилась в ленинградской области по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. На 20 процентов. Объем валового регионального продукта за 1997 г. Составил 19,8 трлн. Рублей. Основная доля врп в области приходится на производство товаров - 56 процентов. Объем промышленной продукции на крупных и средних предприятиях, доля которых в городе составляет 76 проц., Уменьшился за прошедший год на 8,1 процента. Зато объем валовой продукции сельского хозяйства в целом увеличился на 5,6 проц. И составил в 1997 г. 6,4 трлн. Рублей.

Позиция.

Никому не завидуют, но своего не упустят.

Вадима густова удалось перехватить в тот момент, когда он почти исчез внутри вместительного джипа, который уже рокотал мотором, намереваясь перенести губернатора с одного планового мероприятия (десять минут - речь, пять минут - торжественная часть, пять минут - рукопожатия в толпе) на другое. И все же ради корреспондента "интерфакс - аиф" руководитель региона дал команду остановить машину и ответил на несколько вопросов.

- В последнее время вы сделали ряд весьма нестандартных заявлений. Таких, как предложение перенести выборы в госдуму с осени на весну 1999 года. Или, например, о том, что возрождение россии начнется с ленинградской области. Вот по поводу последнего можно сказать несколько слов.

- А тут и объяснять нечего. Посмотрите последние крупнейшие инвестиционные проекты. "Морской старт" у нас. Если понадобится вторая аналогичная платформа, ее тоже будем делать мы. Крупнейший проект в сфере производства потребительских товаров - фабрика "филип моррис ижора", оцениваемый в 317 млн. Долл., Тоже у нас. Далее строительство международного порта. Уже сейчас к аренде земли вокруг него проявляют интерес крупнейшие фирмы. Они готовы вкладывать в строительство своих терминалов по 200 млн. Долларов. У нас там города будут...

- Но ведь, насколько я знаю, строительство порта продвигается достаточно тяжело.

- Это так. Люди работают по три месяца, не получая зарплату. Они действительно верят, что прорубают новое окно в европу. И это правда. Даже по самым пессимистичным оценкам стоимость обработки тонны груза в новом порту, учитывая его чрезвычайно удобное географическое положение, будет раза в три ниже, чем где бы то ни было. В реальных цифрах это означает, что если сейчас мы платим 8-15 долл. За тонну, то с введением комплекса нового порта будем платить два. Естественно, все крупнейшие экспортеры потянутся к нам. Тот же "филип моррис", "катерпиллар", еще ряд крупнейших компаний готовы оплатить четыре кола, которые обозначат территорию их будущих терминалов.

Есть еще одна задумка. Вам говорю о ней первым. Построить при порте крупнейшую в россии фабрику по переработке табака. Чтобы получать его сырьем по самым низким ценам, перерабатывать здесь и отправлять на фабрики по всей стране, где его будут только расфасовывать по сигаретам и пачкам. Предполагаемая мощность - 15 тыс. Т в год. Это будет в несколько раз дешевле, чем сейчас. Проект грандиозный, инвесторы под него уже есть.

И при таких перспективах мы постоянно сталкиваемся с непониманием со стороны чиновников. Государство выделило 360 млн. Долл. На канал в три километра и портовое строительство. Это - государевы деньги, не областные. Но, видимо, именно поэтому с ними ничего и не происходит. Воз, как говорится, и ныне там.

- Насколько мне известно, масштабная реконструкция существующего порта ведется и в санкт-петербурге. Не кажется ли вам, что строительство двух морских портов практически рядом - это распыление средств?

- я не могу отвечать за другой регион. Замечу только, что глубина в районе порта санкт-петербурга не превышает 3-4 метров. А это означает, что крупные суда просто не смогут там швартоваться. В области же глубина финского залива - 12-14 метров, что вполне подходит для судов любого класса. Кроме того, если мы хотим торговать напрямую с китаем, японией, тайванем, нам надо изначально закладывать в расчеты колоссальные объемы, под которые необходимы площади. Город просто физически не сможет их обеспечить. Область же - пожалуйста. Привез контейнер, заплатил два доллара за портовые услуги - и торгуй на здоровье. А это означает оживление транспорта, инфраструктуры, создание новых дилерских сетей... Собирается уникальная цепочка. Поверьте, мы будем первыми. А насчет распыления средств - это уж вам решать. Возможно, эти деньги можно было бы направить на более насущные нужды...

- Реконструкцию дорог, например?

- без комментариев.

- Фабрика "филип моррис" находится в санкт-петербурге, а крупнейший проект они решили осуществлять в области. Не означает ли это, что вы увели из города триста с лишним миллионов долларов потенциальных инвестиций?

- ну если начать друг с другом считаться, то я по идее должен сильно завидовать тому, что в городе находится "балтика". Но я же этого не делаю. Мы просто работаем, создаем благоприятный инвестиционный климат. Мы никому не завидуем, но делаем все, что в наших силах, для экономического подъема региона.

Реплика.

Семь лет примерь, один раз построй.

Старания губернатора ленинградской области по привлечению иностранных инвестиций мы попросили прокомментировать президента компании "филип моррис" в восточной европе ханса флюри.

- Переговоры о строительстве крупной фабрики в регионе санкт- петербург - ленинградская область компания "филип моррис" вела в течение семи лет. Это понятно - сумма более чем в 300 млн. Долл. Настолько солидна, что инвестировать ее второпях просто глупо. Мы смотрели, как работает наша маленькая фабрика в санкт-петербурге, мы видели, какие силы вкладывают администрации регионов (еще прежние) для того, чтобы создать необходимую законодательную и юридическую базу по обеспечению гарантий сохранности инвестиций. Надо сказать, с приходом к руководству в области вадима густова ситуация в этом отношении заметно улучшилась. Поэтому мы и остановили свой выбор на ижоре. Хочу особо отметить, что компания "филип моррис" не получила каких-либо особых льгот от руководства области. Мы пользуемся только тем, что областное законодательство гарантирует любой иностранной компании, изъявившей желание инвестировать средства в развитие области.

Галина громова и сергей гончаров.




















building.electroshield.ru . Лучший форум про интернет магазин для беременных. .