Статьи

Главная страница  >>   Новости





Реформа жкх: помогут ли банки сделать финансовые потоки прозрачными?

возможность участия банков тюмени в создании эффективной системы управления жкх и формировании четких финансовых потоков в отрасли обсуждалась в минувший четверг в областном департаменте жкх, который организовал встречу представителей ряда банков, в том числе и тюменских филиалов иногородних банков, руководителей тюменского почтамта, департамента координации систем жизнеобеспечения администрации тюмени.

Об опыте нижнего новгорода в реформировании жкх, а также о предложениях по внедрению в тюмени системы персонифицированной адресной защиты граждан собравшимся рассказал директор нижегородской энергетической компании сергей скобелев. Именно эту компанию, как сообщили нам в департаменте ксж тюмени, рекомендовали администрации города в госстрое россии. Там сейчас разрабатывается соглашение на реализацию в тюмени пилотного проекта. Система, которую предлагает нижегородская энергетическая компания, сертифицирована.

Сейчас глава администрации тюмени рассматривает договор с этой компанией, и до 1 марта должно быть принято решение.

Основная проблема отрасли - "непрозрачность" финансовых потоков.

Существующая доныне система, по словам с.Скобелева, не в состоянии обеспечить нормальное прохождение денежных средств от потребителя услуг к их производителю. "Непрозрачность" финансовых потоков в жкх - основная проблема отрасли. В соответствии с проводимой реформой бюджет больше не будет заниматься финансированием предприятий, он будет заниматься только адресной поддержкой граждан. Поэтому на данном этапе нужны рекомендации банков как профессиональных финансовых институтов по организации прохождения денежных средств, а также необходимо их участие в создании системы персональных счетов. "Эта система должна быть понятной и прозрачной и для граждан, и для административных органов, и создать ее нужно в достаточно короткие сроки", - сказал с.Скобелев.

Изменяя систему управления жкх, необходимо разделить функции собственника и функции управления собственностью. Собственник будет сдавать квартиры внаем и обеспечивать капитальный ремонт здания. Он же нанимает управляющую компанию, которая в свою очередь нанимает подрядные организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и содержанию жилья, благоустройству и заключает договор от имени граждан на поставку (а не покупку!) энергоресурсов. При этом покупателями энергоресурсов являются непосредственно граждане, которые и будут их оплачивать.

"При действующей системе денежные средства, поступающие от граждан, распределяются на уровне управляющих компаний, которые дальше направляют их по своему разумению. То есть, покупателем услуг является управляющая компания, которая эти услуги перепродает. Возникает дополнительное налогообложение, и часть денег вместо жкх уходит в виде налогов, - пояснил сергей скобелев. - Нам важно, чтобы банки сумели принять эти денежные средства и направить их непосредственно по назначению".

О работе ркц.

Предлагаемая базовая система прохождения денежных средств выглядит следующим образом. Создается расчетно-кассовый центр (хотя по сути это - биллинговая компания). Этот центр будет производить начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги и направлять гражданину формализованный расчетный документ.

На создание ркц, который будет частным предприятием, в рамках предлагаемого пилотного проекта необходимы инвестиции в сумме порядка 500 тыс.

Долларов.

Средства пойдут на организацию каналов связи, создание и оснащение пунктов по работе с населением, подготовку персонала. Это частное предприятие будет заключать договоры с поставщиками, банками и администрацией.

Стоимость услуг ркц закладывается в тарифы на коммунальные услуги.

"Население, собственно, и сейчас оплачивает такие услуги, только средства "размазаны" по всем мелким предприятиям, где есть кассы", - заметил с.Скобелев.

Жители, получив счета, будут оплачивать их только в учреждениях, имеющих право на работу с финансами. На сегодняшний день это банки и почта. Никаких касс в управляющих компаниях, жилищных организациях не будет.

Для аккумулирования денежных средств предполагается открыть единый транзитный счет. Биллинговая компания (ркц), получив "корешки" (извещения), обрабатывает информацию с помощью определенной компьютерной программы и дает результат этой обработки в банк, где открыт этот транзитный счет (их может быть несколько). А банк уже в соответствии с этими результатами зачисляет денежные средства на расчетные счета поставщиков услуг.

Расчетный центр владеет всей информацией - о прописке-выписке, о предоставленных субсидиях и льготах, поэтому гражданин для оплаты жилищно-коммунальных услуг получает только формализованный документ.

Как должна работать сжс.

Работа службы жилищных субсидий (сжс) будет построена следующим образом.

Расчетный центр производит начисления платежей за жку в полном объеме (то есть столько, сколько положено заплатить производителю услуг).

Есть программа, в соответствии с которой государство берет на себя обязательства дотировать тех людей, которые не в состоянии оплачивать эти услуги. Те, кто нуждается в помощи, обращаются в сжс, которая анализирует их финансовое положение и определяет размер субсидии. Затем эту информацию сжс направляет в бюджет, который будет выделять средства на субсидию. Оттуда реестр получателей субсидии и денежные средства передаются в банк. Задача банка в такой системе - распределить эти денежные средства в соответствии с реестром на персональные счета граждан.

В тех городах нижегородской области, где эта схема субсидирования действует, адресные жилищные субсидии получают 42% населения. Пункты первичного приема граждан для оказания социальной помощи организованы по месту жительства в режиме единого окна с ведением баз данных по семьям, льготам, субсидиям и т.Д. Принцип единого окна предполагает, что территориально и ркц, и сжс, и паспортные столы будут находиться в одном месте. В тюмени таких центров по работе с населением планируется создать пять.

Та доля финансирования, которую бюджет должен обеспечивать в соответствии с документами (10% от стоимости услуг при том, что население оплачивает 90%), также направляется на персональные счета граждан.

Чем будут заниматься банки.

Итак, гражданин, получив документ с начислениями (там уже учтена субсидия), приходит в банк или на почту, платит указанную сумму (свою долю). Деньги поступают на транзитный счет. Расчетный центр после обработки документов определяет, какую сумму субсидии он недополучил, направляет запрос в банк, и после проверки реквизитов банк должен с персонального счета гражданина направить эту сумму на транзитный счет. И уже полная сумма с транзитного счета направляется поставщику услуг.

Рассказав все это, сергей скобелев подчеркнул, что для реализации подобной схемы в тюмени, во-первых, нужно знать возможности банков и почты принимать от граждан оплату услуг по квитанциям. Во-вторых, важно иметь банк, способный аккумулировать денежные средства на транзитном счете (а их сумма, по оценкам специалистов, составляет порядка 1 250 млн. Руб. В год) и направлять их поставщикам услуг. И в-третьих, необходима информация о возможности банка (банков) вести лицевые счета граждан, обеспечив сохранность денег и их целевое расходование. Для этого, собственно, и была организована встреча.

Есть еще один аспект проблемы, возможно, даже более важный, чем неплатежеспособность части населения. Одна из причин неплатежей в жкх - в том, что граждане не хотят платить, поскольку уровень сервиса при оплате жилищно-коммунальных услуг, по словам с.Скобелева, практически нулевой.

Только некоторые банки оказывают своим клиентам услуги по этим платежам.

Нужно, чтобы те, кто просто не имеет времени стоять в очередях, могли без проблем оплатить жку.

Вопросы с ответами и без.

У участников встречи, которые внимательно выслушали все, что рассказал сергей скобелев, сразу возникли вопросы. Например, как будет решаться главная, по мнению большинства, проблема - доставка счетов? по каким тарифам граждане будут оплачивать услуги банков по приему платежей? не разумнее ли прикреплять клиентов к конкретным банкам? каким образом будет собрана в единую базу вся информация? как будут выставляться счета по услугам, которые оплачиваются по счетчику? какова вероятность постороннего вмешательства в информационную систему, если она будет работать в режиме on-line и банки будут к ней подключены? а если в городе будет несколько поставщиков одних и тех же услуг, смогут ли люди их выбирать и как при этом будет работать информационная система? как быть с декларируемыми льготами, которые далеко не всегда бюджетами финансируются?

на некоторые вопросы ответы были получены сразу, другие же, наверное, смогут решиться лишь со временем.

Доставку счетов, видимо, разумнее всего будет возложить на почту или специальных разносчиков. Как сказал начальник тюменского почтамта станислав валейкис, вряд ли кто-то еще справится с этой задачей. "Да, счета могут пропадать из почтовых ящиков. И письма, случается, пропадают. Нужно нормально ящики содержать.

Еще проблема - двери с замками на подъездах. Сейчас почтальон носит с собой килограмма полтора ключей... Но другого способа все равно нет", - сказал он. И привел пример тюменьтелекома, который в свое время отказался от услуг почты по доставке счетов, посчитав, что платить почтовикам 2% - это дорого. И теперь фактически эта компания вызывает к себе клиентов за счетом, с недавних пор еще и дважды в месяц.

А клиенту это неудобно, в том числе и потому, что он идет туда, точно не зная, сколько ему придется заплатить, потому что еще не видел квитанции. И платит столько, сколько есть в кармане, а потом идет еще раз.

Относительно тарифов для оплаты банковских услуг мнения разные.

Виктор демин, председатель правления тюменского городского банка, считает, например, что тариф должен быть единым для всех банков. Сергей скобелев полагает, что это вовсе не обязательно. В нижнем новгороде, по его словам, платежи принимают все банки, но у каждого - своя стратегия работы с клиентами. Один банк, например, для своих клиентов эту услугу оказывает бесплатно, а остальные эту операцию оплачивают по установленным банком тарифам. Другие банки берут деньги с поставщиков услуг. Некоторые банки заключают договор с почтой, оплачивают ее услуги по приему платежей. В других случаях почта сама организует прием денег, получая свой доход и неся при этом расходы на работу с денежными средствами...

По поводу прозвучавшего предложения о работе информационной системы в режиме on-line, чтобы избавиться от бумажных счетов, сергей скобелев сказал:

"мы это только приветствуем, и если банки найдут возможность подключиться к системе и не нужно будет печатать квитанции, расходы ркц будут меньше...".

ЧТо же касается высказанных опасений о вмешательстве в базу данных, то, по словам с.Скобелева, предлагаемая информационная система соответствующим образом зарегистрирована и сертифицирована. Включение новых данных в нее возможно только документированным образом. Вероятность пропустить поддельный бумажный счет, по его мнению, тоже минимальна, а проблема потерянных счетов решаема в рабочем порядке.

Выставление счетов за услуги, которые учитываются по счетчикам, как считает с.Скобелев, не проблема. "В настоящее время погрешность, например, при оплате за электроэнергию составляет около 30%, т.К. Население платит приблизительно. И нет четкой информации, кто сколько потребил. Поэтому разумно создать такую систему, при которой граждане будут планировать потребление этих услуг, а поставщики будут проводить периодические сверки...".

ПО льготам, как считает с.Скобелев, ситуация даже улучшится, поскольку предлагаемая схема дисциплинирует в том числе и бюджеты. Он также подчеркнул, что для поставщиков дешевле иметь одну расчетную систему и платить за нее "вскладчину", чем продавать свои услуги отдельно каждому потребителю, создавая собственные расчетные службы.

И еще он заметил: "мы заинтересованы в развитии бездокументарных систем оплаты".

В заключении сергей скобелев предложил представителям банков создать рабочую группу для взаимодействия друг с другом и органами власти города и области. Решили, что конкретные предложения в письменном виде участники встречи представят в департамент координации систем жизнеобеспечения администрации тюмени уже до конца этой недели.

Справочно: биллинг (от англ. bill - Счет на оплату) - услуга по печати, обработке счетов, предъявляемых к оплате гражданам.

Нижегородская энергетическая компания оказывает услуги биллинга примерно 650 000 владельцев и нанимателей жилых помещений, используя для работы программный комплекс "биллинг-2000", зарегистрированный и сертфицированный в соответствии с требованиями закона рф "об информации, информатизации и защите информации".

Ирина аббасова.




















Диваны недорого: . Мягкая мебель от производителя. . Ремонт квартир, офисов, коттеджей, домов, в Москве и подмосковье. . . Особенности установки окон: . .