Статьи

Главная страница  >>   Новости





Пустые прилавки омского онлайна.

10 октября в омске прошел бизнес-семинар "практикум электронной коммерции intel". Отголоски бума e-commerce наконец-то докатились и до нашего города.

Что же в омске уже сегодня произрастает на этой ниве?

хотя преимущества интернет-магазинов перед обычными очевидны, реально работающих проектов в нашем городе пока нет. Традиционным препятствием этому являются сложности с оплатой и доставкой товара. Плюс к этому малочисленность омской аудитории и неумение правильно организовать работу магазина.

Объяснение на пальцах. Заработать деньги с помощью интернет можно десятками способов. Можно показывать баннеры, спекулировать акциями, просто торговать, устраивать аукционы, организовывать финансовые пирамиды и так далее. То есть понятие "электронной коммерции" так же широко, как и понятие коммерции обычной.

Сегодняшний наш рассказ, адресованный тем, кто никогда раньше не слышал об e-commerce, о самой простой и одновременно самой сложной разновидности электронного бизнеса - онлайновом магазине.

Что такое онлайновый магазин - в состоянии понять даже малый ребенок. Хотя, впрочем, нет. Знавал я людей, которые никак не могли переварить телевизионную рекламу ozon.ru. "КАк это? ночью, голый, и в магазин?". Онлайновый магазин от магазина обычного для покупателя отличается только одним: в него не надо ходить, нужно просто набрать его электронный адрес, кликнуть "мышкой" на интересующем вас товаре, оформить заказ и ждать, пока его доставят к вам домой или в офис.

Самая близкая аналогия - заказ товара по телефону. Однако у интернет-магазина есть ряд серьезных преимуществ перед телефонным звонком или обычным магазином. Во-первых, он всегда открыт. Ситуации с "занято", "никого нет" или "у нас обед" исключены.

Во-вторых, ассортимент может быть бесконечно обширным. То, чего в обычных магазинах днем с огнем не сыщешь, здесь можно отыскать за пару минут. Можно просто просматривать витрины, а можно воспользоваться системой поиска. В-третьих, в-четвертых и так далее можете придумать сами.

Перечислять преимущества онлайнового магазина можно бесконечно.

Однако и тут есть свои сложности. Процесс покупки в таком магазине можно разложить на три этапа:

1) выбор товара,

2) оплата,

3) доставка.

С выбором товара все ясно. Обычно это реализовано так: покупатель "помещает" товар в корзину, затем все покупки суммируются и формируется счет. А вот процесс оплаты этого счета - это первая причина того, что в онлайновые магазины мы не ходим.

К сожалению, ввиду отсутствия нормально работающей банковской системы и соответствующей законодательной базы, проблема платежей стоит очень серьезно. Пластиковые карты у нас массово умерли, а кроме того, пересылать свои банковские реквизиты по сети - дело небезопасное, пароль могут запросто перехватить. Приобретя какую-нибудь книжицу можно впоследствии обнаружить, что денег на вашем счете больше нет. Наложенным платежом? тупо и медленно. Чем тащиться на почту, проще в магазин сходить. Дистанционное управление счетом, смарт-карты и всяческие там "дискеты-кошельки" - это штуки диковинные и пока мало распространенные.

Поэтому самым массовым видом платежей остается один - наличными курьеру. Что это означает? а то, что купить чего-то в той же москве не выйдет. Не придет к вам оттуда курьер. Значит, придется ограничиться местными магазинами.

Проблема доставки стоит еще острее. Если это "дальняя" покупка, то надо помнить, что услуги международных служб стоят очень дорого, а наша почта - вообще очень непредсказуемое учреждение. А что касается курьера... Если это мелкая покупка, например пачка сигарет в офис, то естественно, хотелось бы, чтобы доставили ее побыстрее. А все мы знаем, что такое наш российский сервис - или принесут через три часа, или вообще вместо пачки сигарет доставят рулон туалетной бумаги.

А мужики-то не знают...

Говорить о нюансах онлайновой торговли можно очень долго, и в следующих наших материалах на эту тему мы обязательно это сделаем. А сейчас перейдем к конкретным омским реалиям.

Первый взгляд на раздел "web-коммерция" поискового сервера "омские страницы" впечатляет - 62 ссылки! здорово, не правда ли? только вот секундой спустя замечаешь, что названия очень слабо напоминают те, которые обычно присваивают магазинам. Все больше вроде: "как на халяву заработать $1000", "easy money", "это реально!" и т.Д. Вот она, оборотная сторона коммерции. К сожалению, большинство ссылок принадлежит не тем, кто предлагает что-нибудь купить, а тем, кто хочет научить заработать.

Ну да ладно, есть ведь и ссылки, в которых звучат два заветных слова - "omsk" и "shop". Начнем наш поход по магазинам... Чтобы не утомлять читателя перечислением всего того, чего нет, скажу только о том, что мне удалось найти. Итак, в более или менее рабочем состоянии находятся только четыре магазина: автомагазин "мерседес", интернет-магазин компании "оша", магазин оргтехники "magicom online" и книжный магазин "магистр". Все остальное - абсолютно нерабочие вещи.

"Отдел снят с обслуживания", "тестовый режим" и т.Д. По крайней мере, десяток "магазинов" и "ярмарок" являются таковыми только номинально. Приобрести там ничего нельзя. Кроме того, и по поводу тех магазинов, которые я перечислил, необходимы некоторые комментарии.

Во-первых, автомобиль или запчасть вам скорее всего не доставят, по крайней мере, я не понял, как это все функционирует.

Во-вторых, "ошовский" магазин вроде бы работает. Дизайн и навигация, на мой взгляд, оставляют желать лучшего, но тут уж не до претензий. В предвкушении заголовка "пробная покупка" я решил заказать себе в редакцию бутылку пива "премиум". Отыскал ее, поместил в корзину - стоимость бутылки с доставкой 10,3 рубля, то есть вполне по-божески (доставка обходится в 3% от суммы покупки).

Полез заполнять бланк и обмер: "минимальный размер заказа - 500 рублей". Опа, ничего себе порядки! мне не нужно три ящика пива, столько зараз не выпить всей нашей редакции, мне нужна всего одна бутылка! но в виртуальном магазине ругаться не с кем, упрашивать тоже некого. Так и отправился я восвояси, даже дверью не хлопнув.

Честно говоря, организаторов магазина понять можно. Не гонять ведь курьера ради одной бутылки пива - накладно слишком. Но интересы покупателя, который редко когда устраивает себе обед на рабочем месте стоимостью в 500 рублей, мне дороже.

Магазин оргтехники "magicom", вполне возможно, доживает свои последние деньки. Согласитесь, если в компьютерном магазине последнее обновление прайса датируется прошлым месяцем - это не к добру. Да и нулевой уровень удобств мне не по душе.

Магазин "магистр" - это первый мною увиденный в омске образец профессионального подхода к оформлению, навигации и содержанию. К сожалению, пока он находится в стадии отладки, поэтому не очень понятно, каким образом будет происходить оплата и доставка товара. Но это временное неудобство. Куда больше удручает время загрузки базы данных, ну очень уж долго ждать приходится.

Перспективы есть. Так что, уважаемые читатели, два часа, проведенные за разгребанием омских ресурсов интернета, не дали ответа на вопрос, где же можно сегодня на практике оценить все преимущества онлайновой торговли. Вернее, дали, но какой-то уж слишком отрицательный.

С чем же это связано? есть ли какие-то перспективы у омской электронной коммерции? эти вопросы я задал системному администратору компании кокос роману рыженко.

По его словам, перспективы у омской e-commerce, безусловно, есть. И хотя пока все находится в зачаточном состоянии, через год-два в интернете можно будет покупать все. Самый гигантский тормоз - отсутствие нормальной системы платежей, но некоторые омские банки уже начали свою работу в этом направлении.

Еще одна проблема - непрофессионализм исполнителей. Очень многие "пионеры" предлагают компаниям практически за бесплатно разработать интернет-магазин, и в результате получается продукт, который никому не нужен. Хороший магазин стоит дорого, пятью сотнями долларов здесь не обойтись. Нужен удачный универсальный engine, необходимы хорошие дизайнеры и web-психологи, нужна реклама и многое другое.

Большие надежды в компании кокос связывают с открытием магазина "магистр", в разработке которого специалисты компании принимали непосредственное участие. "Это будет первый, по-настоящему хороший онлайновый магазин в омске, мы использовали при его создании самые передовые технологии и те наработки, которые у нас уже были. Мы рассчитываем, что именно открытие этого магазина даст тот толчок, который сдвинет рынок с места", - заключил роман рыженко.

Андрей шинкарев.




















. . .