Статьи

Главная страница  >>   Новости





Перевозки с условиями.

Последние инициативы "укрзалiзницi" привели к резкому подорожанию перевозок лома по железной дороге.

Влад никифоров.

"Укрзалiзниця" предписала осуществлять перевозку металлолома по

железной дороге на условиях охраны груза. Цель - снизить масштабы

хищений лома и предупредить возможные аварийные ситуации на ж/д

транспорте. Однако операторы утверждают, что новые правила

перевозки приводят не только к резкому их подорожанию, но и к

необоснованным простоям груза в пути.

Госпредприятие "укрзалiзниця" 28.09.2000 г. Разослало в свои подразделения на местах телеграмму за подписью первого замминистра транспорта украины, гендиректора "укрзалiзницi" георгия кирпы. Документ предписывает подразделениям железной дороги (грузоперевозчика) принимать металлолом к перевозке только при выполнении отправителями некоторых условий.

"Укрзалiзниця" выставляет условия.

Во-первых, согласно телеграмме "мелкий лом должен быть связан или приварен друг к другу, сверху прикрыт более крупным ломом и закрыт металлической сеткой". В противном случае лом может отправляться лишь в сопровождении проводника отправителя или военизированной охраны железной дороги, с которой подписывается соответствующее соглашение об охране груза.

Во-вторых, в документе предусматривается определение "опорных станций для сбора вагонов с металлоломом в группы не менее 10 вагонов. Для этой цели должны быть определены календарные графики и станции приема металлолома". В случае стоянки поездов без локомотивов на промежуточных станциях начальники железных дорог обязаны обеспечить вагоны с ломом соответствующей охраной.

Причины появления этой телеграммы в некоторой мере объяснил президент ассоциации металлического лома валентин куличенко, заявивший корреспонденту "&" следующее: "воровство металлолома на железной дороге приобрело громадные масштабы. Бывали случаи, когда из отправленной партии "на сторону уходило" до 30% лома. Наши неоднократные обращения к железной дороге ни к каким положительным результатам не приводили. Так происходило до тех пор, пока недавно на железной дороге не случилось чп - воры сбросили лом с вагона, в результате чего произошла авария железнодорожного состава. После этого появилась телеграмма".

Впрочем, если саму идею борьбы с хищениями лома на железной дороге операторы поддерживают, то предложенные в телеграмме меры вызывают у них, по меньшей мере, неприятие.

Чем недовольны операторы?.

Валентин куличенко, как и другой наш собеседник, начальник отдела фирмы "алвест лтд." (Один из операторов рынка металлолома) андрей соколов дают одинаково негативную оценку требованию отправлять лом "по правилам" - в определенное время и с определенных станций. Так, по их словам, данное указание приводит к тому, что "зачастую вагоны с ломом в ожидании отправления простаивают длительное время (что наносит существенный ущерб грузоотправителям). При этом многие грузополучатели - металлургические предприятия - работают без остановок, и перебои с поставками лома также негативно отражаются на их деятельности".

Причина простоев еще и в том, что управления железных дорог по-разному выполняют предписанные в телеграмме правила: одни требуют измельчать металлолом, другие принимают груз только на условиях сопровождения отправителем, третьи навязывают в качестве охраны железнодорожный вохр.

Но критичнее всего операторы относятся к определению тарифов на услуги железнодорожной охраны. Наши собеседники указывают на то, что единых цен просто нет - в каждом управлении железной дороги они отличаются в зависимости от длительности пути, станции доставки (к примеру, внутренняя перевозка стоит дешевле, чем транспортировка на экспорт), специфики груза и т. Д. С этим согласился и руководитель центра информирования общественности государственной администрации железнодорожного транспорта украины виктор сальков, отметивший в разговоре с корреспондентом "&", что "сумма может колебаться в пределах 500-1000 грн.".

ОТсутствие единой ценовой политики в этой сфере, по мнению операторов, приводит к тому, что вохр железной дороги в разных областях украины устанавливает разные цены. Например, в киеве требуют 28 коп. За 1 км "прогона". Такой же тариф действует и в закарпатской области, но уже во львове цена установлена на уровне 6,79 грн. В сутки за содержание одного стрелка-охранника. А в некоторых областях охранники от железной дороги настаивают на почасовой оплате своих услуг. В результате, по словам валентина куличенко, бывают случаи, когда охрана лома стоит дороже, чем сама его доставка.

Возможные варианты.

Операторы рынка металлолома называют свое положение "довольно сложным". По нашей информации, одни пытаются по возможности исполнять требования телеграммы, другие "договариваются" с руководством железных дорог, третьи своими силами сопровождают груз, четвертые оформляют командировочные документы на свою охрану (с тем, чтобы железнодорожники предоставили вагоны), но реально никого с грузом не отправляют. Еще кто-то договаривается с вохром, а некоторые вообще приостановили отправку лома до выяснения обстоятельств.

Ситуация осложняется еще и тем, что, как справедливо отметил г-н сальков, реальной альтернативы железной дороге у отправителей нет - перевозка другими видами транспорта стоит слишком дорого. И хотя некоторые операторы уже начинают возить лом автомобилями, серьезно этот вариант не рассматривает никто.

Таким образом, операторам рынка придется или смириться с "условиями игры" при отправлении лома, или пролоббировать отмену телеграммы "укрзалiзницi" в высших структурах исполнительной власти. По информации "&", последний вариант уже начал осуществляться.




















.