Статьи

Главная страница  >>   Новости





От редакции:

и так далее, и тому подобное... Писем, аналогичных приведенным, сотни. Каждую подписную кампанию повторяется одно и то же: подписчики наши возмущаются, негодуют, требуют вмешаться. Разброс цен на доставку - произвольный. От географии совершенно не зависит. А от чего тогда зависит? как вообще формируется цена на доставку? эти вопросы мы задали своим партнерам - представителям региональных отделений управления почтовой связи (упс) во время встречи за "круглым столом" на прошедшей выставке "пресса-2000". Разговор состоялся полезный, но далеко не завершенный.

Самое, пожалуй, парадоксальное, что к концу встречи участники состоявшегося "круглого стола" единодушно пришли к выводу, что интересы издателей газет и журналов и тех, кто их доставляет читателям, то есть почтовиков, в конечном итоге совпадают. Такой итог разговора на самом деле очень важен. Хотя бы потому, что в последние годы взаимоотношения издателей и представителей почтового ведомства, увы, не отличаются особой теплотой и взаимопониманием.

И это понятно: стоимость подписки и доставки газет и журналов возросла за последние годы многократно. Более того, региональные управления почтовой связи получили право самостоятельно, без оглядки на столичное руководство рассчитывать стоимость собственных услуг, согласовывая результат лишь с местной властью. Отсюда и непонятные различия в тарифах в расположенных рядом регионах, и неравные условия распространения и доставки читателям для местных и центральных газет, и вызванное этим недоумение под-писчиков, и, как следствие, недовольство издателей, теряющих из-за дорогой доставки тиражи.

Конечно, дорожают и сами издания. Но вот лишь одно сопоставление: с 1990 по 1997 год количество доставленных читателям газет и журналов упало в восемь раз, а общий тираж периодических изданий сократился лишь в пять раз. Значит, многие предпочитают дорогой подписке ежедневную головную боль с покупкой нужной газеты в киоске или на лотке. Но ведь сокращение тиражей задевает интересы не только редакций и издателей, но и самих почтовиков. Получается замкнутый круг: цены на печатную информацию растут, спрос падает, вызывая и сокращение тиража, а это в свою очередь - новое повышение, а то и завышение цен. Впрочем, не все оказались согласны с тезисом о завышении...

- Откуда вы знаете, что цена на доставку завышена? - так начала свое выступление заместитель начальника упс камчатской области валентина хитева. - У нас, например, отдаленный и протяженный регион. В некоторые районы почта доставляется только по воздуху. Недавно тарифы на авиаперевозки подняли вдвое, а мы подписку уже закончили. Дотаций от государства почта не получает. Выживать за счет рекламы, как большинство газет, мы не можем. Но и себе в убыток работать нельзя. Вот и крутимся: торгуем газетами в розницу, придумываем дополнительные услуги - доставляем почту к определенному времени или, по желанию заказчика, на предприятие, открываем абонементные ящики, подписываем пенсионеров в кредит. А что касается тарифов... Нас регулярно проверяют и наш комитет по ценам, и региональное подразделение антимонопольного ведомства. В стоимость услуги по доставке мы закладываем лишь 10 процентов рентабельности, а не 20 или 50, хотя имеем такое право. Так что мы-то стараемся сохранить подписчика.

Права в своей ведомственной логике, конечно, валентина хитева. Но и подписчик ведь прав: почему он из своего небогатого кармана должен оплачивать прибыльность почты?

во многих регионах, городах сами редакции и издательства, не удовлетворенные работой почты, пытаются организовать собственную службу доставки. Об интересном опыте рассказала главный редактор газеты "воткинские вести" эльвира быкова из удмуртии.

Четыре года назад она решилась на эксперимент: альтернативную доставку своей газеты жителям воткинска. Городок небольшой, оказалось, чтобы охватить его полностью, вполне достаточно 37 почтальонов. Не все получилось сразу. Были случаи, когда подписчики не находили своих газет в почтовых ящиках, а вновь принятый на работу почтальон бойко торговал ими, естественно кладя деньги в свой карман, на центральном рынке. Обострились у редакции поначалу отношения и с почтой. Но, по словам эльвиры быковой, с трудностями удалось справиться, и теперь ее почтальоны, чьи зарплаты напрямую зависят от количества разносимых газет, вовсю занимаются на своих участках агитационной работой. Тираж газеты вырос до 9,5 тысячи.

Конечно, в маленьком, компактно расположенном городке альтернативная доставка возможна. А как быть, задавали риторический вопрос почтовики, с удаленными районами? пусть в далеком селе два, три подписчика, но почта их все равно обслужит, даже себе в убыток. А "альтернативка" только, мол, "сливки" снимает.

- Естественно, издателям всегда будет казаться, что тарифы почтовики завышают, а те в свою очередь всегда найдут способ их обосновать, - сказал в своем выступлении представитель союза потребителей россии, один из разработчиков закона "о почтовой связи" игорь сергеев. - Только проведение независимого аудита, возможно, с привлечением местных потребительских организаций может определить, кто тут прав, а кто лукавит. Но есть масса и других негативных моментов в обслуживании подписчиков почтой. Например, подписные каталоги: их много, в регионах они оформлены по-разному, зачастую пользование ими затруднено, особенно для пожилых подписчиков. Нужна их унификация. Или кому и как должен предъявлять претензии подписчик, если с доставкой корреспонденции происходит сбой? четко этот вопрос до сих пор не урегулирован. Ведь почтовики зачастую руководствуются местными внутриведомственными, можно даже сказать, доморощенными нормативными актами и приказами. Типового договора с клиентом-подписчиком сегодня не существует. И он зачастую оказывается в цепочке редакция - издатель - почта - читатель попросту крайним.

Конечно, крайним он быть не должен. Поэтому предстоит искать отсутствующие, но необходимые решения. Поэтому участники встречи договорились: "круглый стол" на тему "газета: путь от редакции до подписчика" переходит на страницах "рг" в режим постоянной рубрики.

Ирина невинная.




















Срочное строительство бани из бруса. . . .