Статьи

Главная страница  >>   Новости





Опасный рост.

Быстро развивающийся бизнес может принести убытки или привести к смерти компании.

Согласно недавнему отчету компании j'son & partners доля рынка мтс в москве упала на 2%. По мнению специалистов, причина этих сбоев в том, что крупнейший оператор не всегда справляется со стремительным ростом количества абонентов. В результате клиенты уходят к конкурентам. Этот случай - иллюстрация того, какие у компаний могут возникать проблемы, если захват рынка, развитие бизнеса происходит слишком бурно.

Проблема качества.

Если бизнес развивается динамично, у предпринимателя возникает вполне понятное желание быстро захватить максимально большой кусок рынка. В этот момент компании нередко сталкиваются с проблемами, которые могут ослабить бизнес или даже привести к его гибели.

В данном случае мы не будем говорить о необходимости изменения структуры управления растущей компании, остановимся на других сложностях.

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются компании при быстром развитии бизнеса, - это качество услуги или продукта. При быстром росте чрезвычайно тяжело сохранять качество на высоком уровне. По мнению заместителя директора московского офиса консультационной компании the boston consulting group станислава цырлина, чаще всего такого рода сложности случаются с компаниями, развивающимися через франчайзинг.

Классический пример из отечественной практики - сеть "русское бистро". Поначалу кафе пользовалось большим успехом, компания довольно активно продавала франшизу. Однако эффективный инструмент контроля за качеством разработан не был. Это привело к ухудшению обслуживания и качества изделий, оттоку клиентов и увяданию брэнда.

Руководители "русского бистро" отказались дать "ведомостям" свой анализ произошедшего. "Он [бизнес] успешно развивается! " - сказал гендиректор "русского бистро" константин комиссаров. Тем не менее, как уже писали "ведомости", после кризиса 1998 г. Компания "русское бистро" работала около года в убыток и до сих пор не пришла в себя. Теперь "русское бистро" планирует поправить свои дела за счет привлечения к управлению свежих сил. В ноябре-декабре состоится тендер на управление компанией.

По мнению консультанта the boston consulting group алексея савченко, проблема данного предприятия в том, что, вызвавшись быть конкурентом сети mcdonalds, компания не приняла во внимание то, что качество продукта и обслуживания в сети быстрого питания должно быть постоянным.

При быстром росте часто причиной ухудшения качества обслуживания становится нехватка персонала. Константин бамбуркин, генеральный директор компании "гала-пицца" (брэнд "алло-пицца" - производство и доставка пиццы на дом) , рассказал, что при запуске бизнеса они планировали через полгода выйти на 120 заказов в день.

Однако по истечении этого срока компании пришлось удовлетворять ежедневно более 200 заказов. Бамбуркин утверждает, что качество продукта не упало. Но компания столкнулась с нехваткой персонала, что плохо отражается на качестве обслуживания.

Не рассчитали.

Еще одна группа нефинансовых проблем роста связана с неготовностью определенных служб и подразделений компании к стремительному рывку. Часто это обусловлено неправильным прогнозом спроса.

Когда в сети "би лайн" были введены карточки предоплаты, этот способ оплаты услуг сотового оператора быстро стал популярным. Выбравших его абонентов оказалось так много, что возникли проблемы с учетом трафика. Чтобы избежать перегрузки сети, руководство решило в дневные часы включать обходной трафик, пользование которым не учитывалось. Часть абонентов получила возможность в течение нескольких часов в день говорить бесплатно.

"Ситуация была такова, что мы либо создаем проблемы клиенту, либо пускаем трафик в обход", - говорит вице-президент компании "вымпелком" николай прянишников. В критической ситуации компания предпочла сохранить клиентов за счет финансовых потерь.

Когда "би лайн" выпустила свои знаменитые "коробки" с дешевым комплектом "би+", спрос также превысил ожидаемый. Компания не успевала подвозить новые телефоны и не успевала их упаковывать. За "коробками" стояли очереди. Их продавали из-под полы. Ажиотаж настолько подхлестнул спрос, что потребители ринулись к мтс и стали покупать менее дешевые на тот момент телефоны и тарифы у конкурента.

Справедливости ради нужно заметить, что подобные сбои были свойственны и иностранным, европейским и американским, операторам связи в период быстрого захвата рынков.

Долговая смерть .

При быстром развитии бизнеса компании сталкиваются с необходимостью в больших оборотных средствах. Довольно часто непродуманная финансовая политика растущей компании становится причиной ее смерти.

По словам старшего менеджера департамента консалтинга консультационной компании "юникон/мс" андрея серпилина, здесь существует мерило риска - финансовый рычаг. Чем больше привлекает компания заемных ресурсов для финансирования своего расширенного воспроизводства, тем выше его значение. Как правило, быстро растущим компаниям свойственно высокое значение этого показателя, а это очень опасно. "Опыт показывает, что удержать в руках такой бизнес крайне сложно и, как правило, стремительные взлеты чередуются оглушительными провалами, что вполне закономерно", - говорит серпилин. Малейшее колебание рынка - и компания может погибнуть.

По словам алексея савченко из the bcg, множество дистрибьюторских, торговых предприятий, обанкротившихся во время кризиса 1998 г. , Не выдержали падения рынка прежде всего потому, что постоянно существовали в долг.

В 1998 г. Крупная фармацевтическая компания - дистрибьютор (сп) решила отвоевать большую долю рынка, предоставляя аптекам более длительные кредиты, нежели другие игроки в этом секторе рынка. В свою очередь компания брала товары в кредит у поставщиков. Причем сроки кредитов поставщиков были гораздо короче сроков, которые компания предложила аптекам. За короткий период компания захватила значительную долю рынка.

Однако аптеки с трудом возвращали кредиты в срок. Компания брала все больше и больше товара в кредит у поставщиков. Логическим завершением этой истории стало банкротство.

Ненужная экспансия.

Нередко на волне успеха компания создает новые отделения без достаточной подготовки.

Сеть магазинов одежды "вещь! " за год открыла пять торговых точек. Такой быстрый рост сети вызвал серьезные сбои в управлении. Дошло до того, что один магазин - в центре москвы, на белорусской - пришлось закрыть. Оказалось, что торговая площадь магазина слишком мала для быстро расширяющегося ассортимента. В спешке было выбрано неудачное для магазина недорогой одежды место. Компания зря потратилась на открытие магазина.

Подобные проколы свойственны не только молодому российскому бизнесу. Например, amazon.com На пике развития интернет-торговли понастроила массу товарных складов, которые в итоге оказались невостребованными.

Что делать?

собственно, нередко единственный способ сохранить бизнес и репутацию компании - это сдерживать ее рост. "Сдерживать рост не сложно. Сложнее его достигнуть, - говорит консультант по управлению санкт-петербургской консультационной компании "альт" игорь шелухин.

- Но если слишком быстрое развитие бизнеса может повредить имиджу и всему делу компании, то задача - вовремя от него отказаться или остановиться на время. Однако психологически это очень сложно для руководителей".

По мнению шелухина, при выходе на рынок необходимо прописывать несколько сценариев развития ситуации: реалистический, пессимистический, оптимистический. И в зависимости от возникающих на рынке условий менять стратегию.

Вице-президент "вымпелкома" николай прянишников рассказал, что негативный опыт заставил компанию внести серьезные коррективы в работу. Сейчас при разработке и выводе на рынок новых услуг создаются специальные комитеты из сотрудников всех подразделений и служб, включенных в процесс: биллинг, техника, обслуживание, маркетинг, продажи и т. П.

Кроссфункциональное общение в рамках рабочих и проектных групп позволяет учитывать все возможные проблемы, не упускать предложений ни одного из подразделений. На больших проектах предусмотрено дополнительное материальное поощрение сотрудников.

Чтобы избежать угрозы финансовой несостоятельности при развитии бизнеса, специалисты советуют следить за тем, чтобы соотношение заемных и собственных средств всегда оставалось приблизительно одинаковым. По мнению станислава цырлина, для компаний, уже достигших определенного уровня развития, наиболее надежное средство против подобных финансовых проблем - это акционирование. Средства, полученные от акционеров, - это уже не долги, а собственные средства компании. Кроме того, акционеры контролируют менеджмент, заставляя его взвешивать каждый шаг.

По мнению шелухина, при быстром росте компании руководители должны чутко улавливать "слабые сигналы", которые всегда поступают с рынка и которые компании просто игнорируют на волне успеха. Нужно очень внимательно следить за изменениями ситуации. Например, для банка "русский стандарт" таким сигналом могут служить пока небольшие очереди, которые появились в пунктах выплаты кредитов. Если банк не услышит этот слабый сигнал, очереди быстро могут стать большими, а рост числа клиентов снизиться за счет самой ценной для бизнеса доли - клиентов, которые обращаются в компанию повторно.

Федор сваровский




















. Полезная информация для будущих мам Сеть для мам. .