Статьи

Главная страница  >>   Новости





Новеллы транспортного устава.

Прежде всего необходимо отметить, что транспортный устав железных дорог рф (далее - устав), подобно большинству федеральных законов, принятых на протяжении последних лет, содержит статью о применяемых в нем понятиях, таких, как: грузоотправитель, грузополучатель, места общего и необщего пользования, перевозочные документы, сбор и некоторые другие. Это значительно облегчает пользование уставом при применении тех или иных положений и устраняет возможность различного их толкования.

Новеллой устава (ст. 8) является предоставление железной дороге возможности на условиях договора по просьбам грузоотправителей, грузополучателей выполнять дополнительные работы и услуги. В свою очередь грузоотправители и грузополучатели вправе осуществлять по просьбам железных дорог работы, цены на которые указаны в тарифном руководстве.

Мпс россии наделено правом совместно с заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями устанавливать на условиях договора особые условия перевозок грузов, отличные от действующих, в случаях, если груз не может быть перевезен на основании правил перевозок грузов. При этом в договоре обязательно должна быть предусмотрена ответственность сторон за сохранность таких грузов (ст. 13).

Уставом (ст. 17) введен новый вид договоров, заключаемых на железнодорожном транспорте, - долгосрочные договоры об организации перевозок. На других видах транспорта подобные договоры существовали и ранее. В долгосрочных договорах об организации перевозок могут быть определены объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов, порядок расчетов и иные условия организации перевозок. Следует иметь в виду, что порядок расчетов, предусматриваемый в таких договорах, не должен противоречить законодательству рф и порядку расчетов, установленному ст. 36 устава.

Заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не освобождает грузоотправителей от представления заявок на перевозку грузов (ст. 18), которые должны быть предъявлены грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении. При этом устав не содержит норм, регламентирующих годовое, квартальное и месячное планирование, которое имело место до введения в действие нового устава.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные нормативными актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Формы перевозочных документов утверждает мпс россии с последующим опубликованием в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте (ст. 31).

Одной из обязанностей железных дорог является доставка грузов по назначению и в установленные сроки (ст. 39). Сроки доставки грузов утверждаются мпс россии по согласованию с минэкономики россии. В то же время устав, предоставляя больше самостоятельности сторонам в данном вопросе, позволяет грузоотправителям и железным дорогам в долгосрочных договорах об организации перевозок грузов предусмотреть иной срок доставки грузов.

В условиях неплатежеспособности предприятий особую актуальность приобрел вопрос расчетов. В уставе порядку расчетов за перевозку грузов между железной дорогой и грузоотправителем посвящена ст. 36, согласно которой плата за перевозку должна быть внесена, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции. При несвоевременном внесении платы отправление груза железной дорогой может быть задержано.

Однако начальник железной дороги отправления по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении на железнодорожной станции назначения платы за перевозку груза. При этом должны быть предусмотрены гарантии внесения платы за перевозку, а также действия сторон при нарушении ими взятых на себя обязательств.

В случае, если грузоотправитель уклоняется от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей, последняя вправе удерживать груз с уведомлением в письменном виде об этом грузоотправителя, который обязан в течение 4 суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.

Если в течение указанного срока грузополучатель не примет меры по внесению вышеназванных платежей и грузоотправитель не распорядится грузом, железная дорога имеет право реализовать удерживаемый груз, если иное не предусмотрено договором перевозки (ст. 41).

Железная дорога может реализовать любые грузы, за исключением: груза, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами (предметы, которые не могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому); специального, в том числе воинского, груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд; груза, плата за перевозку которого и иные платежи вносятся на железнодорожной станции назначения по согласованию в соответствии со ст. 36 устава.

Кроме того, не могут быть удержаны и реализованы железной дорогой грузы, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (п. 3 ст. 349 гк рф).

Обращение взыскания на груз и его реализация осуществляются на основании решения руководителя железной дороги. Реализация железной дорогой грузов, багажа, грузобагажа происходит в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, багажа, грузобагажа, подтвержденной документами об оплате, или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 51).

Еще одной новеллой устава является норма, согласно которой за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами) (ст. 44). Прежде с грузоотправителей, грузополучателей взимался штраф за сверхнормативный простой вагонов.

О перевозках грузов в прямом смешанном сообщении идет речь в разделе 4 устава, где регламентируются отношения по взаимодействию железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Положения этого раздела будут применяться до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 145).

Хочется обратить особое внимание на изменение порядка предъявления претензий. Согласно ст. 136 устава до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки пассажиров или багажа, к железной дороге может быть предъявлена претензия. Ранее предъявление таких претензий было обязательным.

В то же время обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора сохранил свое значение применительно к перевозкам груза и грузобагажа (ст. 135).

Что касается ответственности железных дорог, то в случае несохранности груза, багажа, грузобагажа железная дорога несет ограниченную ответственность и возмещает ущерб в следующих размерах: в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения; в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной части груза, в случае утраты груза.

В заключение следует сказать, что транспортный устав железных дорог рф содержит много новых положений, ряд из которых в настоящее время невозможно применять, поскольку не приняты соответствующие документы правительства рф, ведомственные нормативные правовые акты мпс россии.

В ближайшее время предполагается утвердить распоряжением правительства рф план подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию федерального закона "транспортный устав железных дорог российской федерации".

В соответствии с этим планом до конца 1998 г. Предполагается разработать и утвердить правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, устав воинских железнодорожных перевозок, порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов.

Работа по подготовке указанных документов будет проводиться с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (минфин россии, минэкономики россии, фсемт россии, мвд россии, минобороны россии и минюст россии).

А. Кормилицина,.

Заместитель начальника отдела юридического управления мпс россии




















Ваш технадзор: . .