Статьи

Главная страница  >>   Новости





Ноу-хау.

Ил-76 -- воздушный пожарный.

Николай таликов, главный конструктор ак им. Ильюшина.

В последние годы слово "экология" звучит в мире почти так же часто, как и "политика". В этих условиях многие предприятия различных отраслей промышленности в разных странах, в том числе и в россии, стараются использовать уже имеющиеся наработки в новых целях. Это можно отнести и к авиационному комплексу им. Ильюшина. Характерный пример -- пожарный вариант известного транспортного самолета ил-76. Он является самым большим в мире пожарным "бомбардировщиком". Ил-76 оснащен выливным авиационным прибором (вап), два бака которого вмещают 42000 л воды или специальной огнегасящей жидкости.

Первый полет ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. Самолет, помимо военно-транспортных перевозок (так называемое посадочное десантирование), должен был выполнять специальные задачи парашютного десантирования -- сброс грузов с большой высоты с применением вытяжной и спускаемой парашютных систем, сброс грузов с предельно малой (5 -- 10 м) высоты с применением только вытяжной парашютной системы, а также сброс моногруза массой до 50 т. Такие задачи определили компоновку, летно-технические характеристики и особенности пилотирования самолета. Полет на высоте 300 -- 500 м со скоростью 240 -- 280 км/ч со сбросом грузов общей массой в 40 т не является экстраординарным режимом для самолета. Это свойство впоследствии очень пригодилось для пожарного самолета, выполняющего сброс 42000 л жидкости (более четверти взлетной массы) за 6 -- 8 с с высоты 50 м, не выходя за пределы разрешенных режимов полета. Практическое освоение различных методов десантирования грузов и изменившаяся экономическая ситуация в стране подтолкнули коллектив окб к решению задачи тушения лесных пожаров методом сброса на огонь большого количества жидкости с использованием самолета ил-76. Разработка пожарного оборудования для ил-76 проводилась в инициативном порядке. Основными требованиями к системе стали: простота конструкции и эксплуатации, а также возможность переоборудования любого транспортного самолета ил-76 без каких-либо доработок его конструкции. Поскольку опыта работы в этой области не было, то вначале возникли довольно необычные идеи пожарной системы, например, использование платформ пгс-500, на которых размещаются пластиковые мешки с водой. В воздухе или при падании на землю мешки разрываются и вода гасит пожар. Опасность таких систем для людей, которые могли оказаться в зоне пожара, была вовремя оценена. Кроме того, при таком решении проблемы появлялось очень много расходного материала. В итоге остановились на конструкции, состоящей из двух резервуаров (труб), расположенных по всей длине грузовой кабины самолета и имеющих на одном конце систему заправки жидкостью (заливные горловины), а на другом -- систему слива (крышки с замками и желоба). Жидкость свободно сливалась через открытый грузовой люк самолета.

В конце 1998 г. Был спроектирован, а в начале 1989 г. Изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (вап), состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости каждая. Для быстроты воплощения идеи в конструкции использовались стальные трубы, применяемые в магистральных газопроводах, с наружным диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм. Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч) подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600 х 80 м при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно залпом из двух баков площадь составила 400 х 100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на 1 м2 в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 с. Летом 1990 г. Появилась возможность испытать самолет с оборудованием вап на реальных пожарах в красноярском крае. Тушение пожаров проводилось в тайге на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600 м) и в горах (высота рельефа до 2500 м). Сбросы воды велись по единичным (2 -- 5 га) очагам пожаров средней интенсивности и по крупным пожарам (до 50 га). В ходе этой работы была разработана методика полета самолета при тушении лесных пожаров в районах со сложным рельефом местности. Большое внимание этим работам уделял госкомитет по чрезвычайным ситуациям ссср (прежнее название мчс).

Весной 1992 г. Произошли два пожара на воинских складах, где хранилось большое количество боеприпасов. В ликвидации их принимал участие ил-76мд окб им. Ильюшина, оборудованный вап. Первый инцидент случился ночью 9 апреля под ереваном. Начался пожар на одном из складов боеприпасов, за ним последовали серии взрывов. Поскольку склады располагались вблизи от города баловит, то осколки снарядов и ракет сыпались на жилые дома. Население пришлось срочно эвакуировать. Сигнал о пожаре пришел в окб утром, в начале рабочего дня. Необходимо было загрузить вап в самолет и залить в резервуары воду, чтобы сэкономить время в районе пожара. Около полудня самолет под командованием заслуженного летчика-испытателя игоря закирова вылетел в ереван с базы ак им. Ильюшина в жуковском. После посадки самолета в аэропорту звартноц (ереван) пришлось уточнить обстановку в районе пожара и взять на борт штурмана, хорошо знавшего местность. Первый полет длился около часа -- разведка территории, определение интенсивности пожара, направления захода и слив воды на складе. Заходы на сброс воды затруднялись не только гористой местностью, но и молниеотводными мачтами на территории склада. После посадки -- заправка самолета водой за 10 -- 12 мин и снова вылет. Во время второго вылета начались взрывы боеприпасов -- пришлось повторить заход на сброс. Третий полет выполнялся уже в сумерках. Поздно вечером местные власти объявили населению, что пожар на складах потушен и можно возвращаться в свои жилища. На следующий день рано утром экипаж ил-76 на вертолете ми-8 выполнил облет складов. На территорию уже вошли воинские подразделения и начали работы по ликвидации последствий пожара. Этим же утром было выполнено еще два полета со сбросом воды для уничтожения оставшихся небольших очагов огня в различных местах складов. Прошло чуть больше месяца, и вновь -- взрывы на воинском складе боеприпасов, но уже во владивостоке. И вновь ильюшинскому экипажу, но уже под командованием шеф-пилота окб заслуженного летчика-испытателя, героя советского союза станислава близнюка дано задание срочно вылетать во владивосток и принять участие в ликвидации пожара. По прибытии самолета на место, ранним утром следующего дня был выполнен облет складов на вертолете ми-14, определена схема работы самолета.

Задачу предстояло выполнить очень сложную. Склады находились среди гор высотой 300 -- 400 м, расположенных в виде подковы ("тигровая падь"). Заход на источник пожара был возможен только с одной стороны, но и здесь он осложнялся заводской трубой высотой около 70 м. В этот день с раннего утра до полудня было выполнено семь полетов со сбросом воды. Пришлось делать и повторные заходы из-за разрывов боеприпасов. И вновь задача была выполнена. К началу 1993 г. Благодаря заинтересованности мчс в окб спроектировали усовершенствованный вап-2 с объемом резервуара 42000 л. Был получен заказ от мчс на производство пяти экземпляров системы. Общая масса конструкции вап-2 с водой составила около 45 т. Принципиально конструкция системы не изменилась. Два цилиндрических резервуара объемом по 21000 л каждый изготовлены из алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. Там же находятся и шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке. В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся специальным прижимным замком. Открытие крышек производят два оператора, открывая рукоятками замки крышек через систему тяг и качалок. Рукоятки размещены вблизи от сливной части системы, а операторы слива получают команду на открытие крышек от штурмана по внутрисамолетному переговорному устройству. Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. Вся конструкция вап-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для перемещения вап по земле предусмотрены съемный колесный ход и водило. Четыре человека, используя передвижные тельферы на потолочной части самолета, загружают и швартуют вап за 1,5 -- 2 ч. В это же время начала создаваться авиация центроспаса, которая предназначена для повышения оперативности реагирования на природные и техногенные катастрофы. Ее рождение связано с более глубоким пониманием властными структурами необходимости формирования в россии системы гражданской защиты. Постепенно определился круг задач, которые должна решать авиация центроспаса.

Это оперативная доставка спасателей, специалистов и экспертов в очаги чрезвычайных ситуаций, перевозка гуманитарной помощи, эвакуация пострадавших и беженцев, поддержка спасательных и гуманитарных акций, поисковые работы и мониторинг. Специальные виды работ -- пожаротушение, десантирование личного состава и грузов, оперативная работа в крупных городах и др. В августе 1993 г. Авиация центроспаса получила первые два самолета ил-76тд, а в 1995 г. В соответствии с постановлением правительства россии создано государственное унитарное авиационное предприятие, которое стало специализированным преемником отряда центроспаса. В то же время применение самолета на реальных пожарах продолжалось (например, летом 1993 г. В крыму и осенью того же года в районе кисловодска -- железноводска). Состоялся также дебют этого уникального самолета и на западном рынке. Начало было положено в париже на авиасалоне 1993 г., Затем в сентябреже года ил-76 с вап работал на учениях, проводимых оон в австрии. В 1994 г. -- Выставка "средства спасения-94" в москве с летной демонстрацией самолета под ногинском, а в сентябре 1994 г. Был произведен показательный слив на полигоне базы ввс великобритании боскомб даун во время международного авиасалона в фарнборо. В демонстрации принимали участие представители службы леса сша, проводившие оценку возможностей самолета. В апреле 1995 г. Самолет принял участие в австралийском аэрошоу в мельбурне. В ноябре 1995 г. Ил-76 в пожарном варианте демонстрировался в бельгии на 44-м всемирном салоне изобретений, научных исследований и инноваций "брюссель-эврика-95", где самолет и пожарное оборудование завоевали золотую медаль и диплом международного жюри. Результаты такой работы не заставили себя ждать. Многие страны проявили интерес к этой машине, учитывая тот факт, что предлагается не приобретение самолета, а покупка услуги по пожаротушению, которая будет выполняться летчиками авиации мчс на российском самолете. С другой стороны, проявились и сложности. Ведь тушение лесных пожаров -- это государственный заказ в большинстве стран, и чтобы его получить, надо преодолеть не только сопротивление местных "авиапожарных" компаний, опасающихся потерять немалые деньги, но и государственной бюрократии. Тем не менее некоторые успешные шаги уже сделаны -- австралийский совет пожарных ведомств рассматривал возможность использования пожарного ил-76 в австралии, и в соответствии с требованием австралийцев в октябре 1995 г. В жуковском были успешно проведены испытания ил-76 с вап-2 по сливу специальной огнегасящей пены, которая используется наряду с водой и ретардантом при тушении лесных пожаров.

По сообщениям прессы, правительство штата виктория также рассматривало возможность привлечения самолета ил-76 на испытательный пожарный сезон 1996 -- 1997 гг., Но, к сожалению до реализации дело не дошло. Об уникальных характеристиках ил-76 американцев заставило вспомнить лето 1998 г. В недавно завершившемся финансовом году служба охраны лесов сша потратила 262 млн. Долларов на борьбу с обширными лесными пожарами. Вполне очевиден факт -- американским самолетам, которые способны взять на борт максимум 10000 л воды, нужна солидная подмога. Некоторые американские специалисты называют ил-76 "стратегическим оружием в деле пожаротушения". Задыхаясь в дыму, власти штата флорида уже было приняли решение арендовать российский самолет, прозванный "водяным бомбардировщиком". Но переговоры об аренде, которые велись через компанию global resources inc., Базирующуюся в штате вирджиния, так ни к чему и не привели.

"Подобная сделка с сша, казалось бы, идеально соответствует обстановке, -- отмечает по данному поводу газета "cristian sience monitor". -- Американские власти тратят миллионы долларов на борьбу с лесными пожарами. Русские, со своей стороны, заключив контракт с правительством сша, могли бы заработать столь необходимую валюту и реально помочь западу вместо того, чтобы пользоваться его благотворительностью. Однако русский самолет по-прежнему остается в россии". В то же время американские пожарные уверены: "даже если этот самолет обладает лишь половиной достоинств, о которых говорят, мы бы хотели, чтобы этот самолет находился у нас". Другое положение в европе. Недавно греческое правительство обратилось с просьбой к мчс россии предоставить противопожарный самолет ил-76тд с экипажем и техническим персоналом на период с 15 июня по 31 августа 1999 г. Для тушения лесных пожаров, которые обычно происходят в это время в греции. Намерение пригласить российский самолет на весь пожароопасный период и отказаться от услуг небольших итальянских, французских и немецких самолетов и вертолетов греческая сторона выражала еще прошлым летом, когда ил-76тд показал свою высокую эффективность в тушении горевших лесных массивов в греции. За месяц уникальный российский самолет совершил 25 вылетов, вылив на очаги огня 1050 т воды.

Тушение пожаров проходило порой в крайне трудных условиях, когда самолету приходилось на скорости 300 км/ч в условиях ограниченной видимости и большой задымленности сбрасывать воду с высот от 50 до 100 м над верхушками пылающих деревьев и взмывать вверх, не располагая возможностью маневрировать в зажатых горами долинах. В ряде случаев для подавления огня было достаточно одного его многотонного залпа. И опять великолепная работа российского противопожарного самолета, не имеющего аналогов в мире, вызвала повышенный интерес не только в греции, но и в других средиземноморских странах европы. В то же время самолет ил-76тд в противопожарном варианте используется не только на работах за рубежом, но и в россии. Здесь уместно вспомнить работы авиации мчс в период 1997 -- 1998 гг. По тушению лесных пожаров в хабаровском крае, в подмосковье, опять же работы по тушению воинских складов с боеприпасами под екатеринбургом, а также пожары под волгоградом.

В этих работах специалисты авиации мчс, полностью освоившие методики работ, показали свой профессионализм и высокий уровень подготовки, что является залогом того, что они могут справиться с любой поставленной перед ними задачей.

Материал подготовлен только для электронной

версии журнала.




















По эпиляции: телефон. . . Кондиционеры, продажа, монтаж, установка кондиционеров. . . .