Статьи

Главная страница  >>   Новости





Нездоровый бизнес.

Фармацевтический бизнес - один из самых динамично развивающихся в экономике самарской области.

Происходит это во многом благодаря либеральному отношению областной администрации к регулированию этого рынка. Свободное ценообразование и отсутствие препятствий в организации фармацевтического бизнеса на территории нашего региона привели к появлению жесточайшей конкуренции. В результате сегодня в самарской области самый большой аптечный выбор и едва ли не самые низкие цены на лекарственные препараты по россии. В среднем они на 10% ниже, чем в москве, на 3-5% ниже, чем в нижнем новгороде и на 5-7% ниже, чем в ульяновске.

Потребности определял минздрав.

До 1993 года монополия на обеспечение лекарственными препаратами лечебных учреждений и аптек принадлежала государству. Комиссия минздрава определяла количество и перечень необходимых населению препаратов, а минздрав централизованно закупал их и распределял по областям через областные управления здравоохранения. Роль государственных дистрибьюторов выполняли аптечные склады. Склады в свою очередь распределяли препараты по аптекам, стационарам и поликлиникам.

Таким образом, количество препаратов и цена на них определялись не потребностями лечебных учреждений и населения, а минздравом. Следствиями такой организации снабжения были дефицит и ограниченный выбор лекарственных средств.

Коммерциализировался фармацевтический рынок довольно поздно. Практика централизованного ценообразования и распределения препаратов существовала до 1991 года. Акционирование аптек и появление многочисленных посредников на фармацевтическом рынке привели к многократному росту цен на лекарственные препараты. Введение 50%-ного ограничения торговой надбавки не дало желаемого эффекта. В результате этого шага исчезли дешевые препараты, а цены на дорогие по-прежнему были высокими.

Плоды либерализма.

Надзор за проведением государственной политики в области лекарственного обеспечения, которая регламентируется федеральным законом "о лекарственных средствах", осуществляет фармацевтический отдел управления здравоохранения самарской области. В его компетенцию входит контроль за безопасностью и эффективностью лекарственных средств, осуществляемый независимым центром сертификации и контроля лекарственных средств, а также все, что связано с обеспечением препаратами.

По словам заместителя начальника фармацевтического отдела владимира грицука, с 1997 года администрация самарской области отказалась от ограничения торговой надбавки на лекарственные препараты. Несмотря на опасения, роста цен не произошло. Более того, средняя оптовая надбавка на лекарственные препараты в нашей области в прошлом году составила всего 8%, а розничная - 30%.

Согласно постановлению правительства, с апреля 1999 года была введена государственная регистрация цен производителей лекарственных препаратов. Всего должно быть зарегистрировано около 10 тысяч наименований препаратов. К настоящему времени зарегистрированы цены 4 тысяч наименований. Из этого числа цена 23% препаратов в самарской области ниже зарегистрированной. Это прямое следствие либеральной политики, проводимой областными властями.

За 1999 год оптовый и розничный оборот лекарственных средств в области составил 1,5 млрд. Рублей, что на 600 млн. Рублей больше, чем в 1998 году. На лечебные учреждения приходится 634 млн. Рублей, из которых 192,7 млн. Рублей составляет оплата бесплатного отпуска лекарств. Из всего спектра лекарственных препаратов, представленных в нашей области, 60% - импортные. По объему фармацевтический рынок самарской области занимает второе место в поволжье после республики татарстан.

Кто есть кто.

Сегодня на самарском фармацевтическом рынке присутствует 321 оптовик со статусом аптечного склада. Наиболее значительную часть рынка занимают крупнейшие национальные дистрибьюторы, которые в самарской области имеют свои филиалы: "протек", "сиа-интернешнл", "инвакорп", "шрея корпорейшн", "аптека-холдинг". В отличие от общероссийской практики, когда лидирующие позиции на региональных фармацевтических рынках безоговорочно занимают московские дистрибьюторы, в нашей области, помимо крупных общероссийских, активно работают и сильные самарские фирмы: "имплозия" и "вита" со своими аптеками. Из остальных местных оптовых фирм выделяются "восход", "фармбокс", "грата" и "фарм-скд".

Розничная сеть в области состоит из 475 аптек и 1117 аптечных пунктов. Из общего количества 40% аптек находится в государственной собственности, а остальные в частной. Помимо оптовых и розничных операторов рынка, неотъемлемой частью его являются и многочисленные представители иностранных фармацевтических компаний. Их на самарском рынке около 60. Они обеспечивают продвижение торговых марок своих компаний, при этом непосредственно торговлей не занимаются, а работают в тесной связке с дистрибьюторами и аптеками.

Малую, но все же достойную упоминания часть занимают фирмы, распространяющие дорогие импортные лекарственные препараты по технологии млм.

Пока места хватает всем.

На начальном этапе становления фармацевтического бизнеса, в силу того, что он оказался наиболее рентабельным, количество фирм, занимавшихся крупнооптовой продажей лекарственных препаратов, было большим. Обороты были значительными, так как крупные поставщики перепродавали препараты мелкооптовым, те в свою очереди через цепь посредников направляли препараты в розничную сеть. До потребителя лекарственные препараты доходили по баснословной цене. Тот факт, что с повышением курса доллара более чем в 4 раза цена на препараты во столько же раз не повысилась, связан с тем, что сократилось число посредников.

Сегодня в россии существует 7-10 крупных национальных дистрибьюторов, которые имеют прямые связи с более чем 250 иностранными компаниями. Прайс-листы этих компаний содержат более 3000 наименований препаратов. Филиалы национальных дистрибьюторов есть почти во всех регионах россии, и они сами занимаются реализацией препаратов в аптеки и лечебные учреждения.

Региональные дистрибьюторы, как, например, "вита" и "имплозия", создают свою собственную сеть аптек, что значительно снижает издержки и увеличивает объем сбыта. Сегодня и оптовики, и аптеки осознали тот факт, что наибольшую выгоду приносят не максимальные наценки, а оборот. Наши региональные дилеры чувствуют себя на рынке лекарственных препаратов уверенно еще и потому, что они поддерживают тесные связи с отечественными производителями. После кризиса крупные национальные дистрибьюторы, ориентированные в основном на импортные препараты, существенно сократили свои обороты и были вынуждены повернуться лицом к российским производителям. В более выигрышном положении оказались те дилеры, которые изначально сотрудничали с нашими фармацевтическими производствами.

Несмотря на то, что на губернском фармацевтическом рынке уже достаточно тесно, на него продолжают приходить новые операторы. Главные аргументы в весьма жесткой конкурентной борьбе - грамотная ценовая политика, лучший сервис, более быстрая доставка, удобства в приеме заявок, большее количество наименований в прайс-листе. Ведь аптекам и лечебным учреждениям удобнее работать с одним поставщиком, а не с 10-15 компаниями.

По мнению директора самарского филиала центра внедрения "протек" сергея кудинова у каждого оператора должна быть своя специализация: "мы сами доставляем препараты по городу в течение одного дня. Заказы принимаются в том числе и в электронном виде, через интернет. Мы вкладываем большие средства в то, чтобы развивать услуги, чтобы клиенту было удобно и чтобы он был уверен в том, что заказ будет доставлен точно и в срок. А большой ассортимент, обязательность, удобный сервис и наличие запаса могут обеспечить лишь крупные компании. Я уверен, что на рынке останутся лишь те компании, которые смогут эффективно наладить свой менеджмент и обеспечить большую производительность труда по сравнению с конкурентами".

Самарским аптекам процветание не грозит.

Как уже говорилось выше, аптечная сеть в области на 40% состоит из государственных аптек. Их нынешнее тяжелое положение объясняется тем, что издержки на их содержание выше, чем для коммерческих аптек. Дело в том, что ни в одной коммерческой аптеке нет так называемого рецептурного отдела, который изготавливает препараты. Например, аптеки в больницах имени калинина и пирогова по сути являются мини-фабриками по производству стерильных препаратов для лечебных учреждений. Это требует определенных расходов на организацию производства, содержание персонала, оплату больших площадей. Администрация области оказывает посильное содействие, рекомендовав установить для аптек, находящихся в государственной собственности льготные ставки арендной платы.

Правда, это не относится к самаре, где администрация города ведет самостоятельную политику. Здесь для аптек введена дифференцированная арендная плата, которая в 20-40 раз превышает размер арендной платы предыдущего периода.

Ко всему этому прибавляются проблемы неэффективного управления и неграмотной ценовой политики. До определенного времени существовала практика, когда оптовики давали аптекам препараты на реализацию. Деньги от реализации первой партии аптеки направляли на закупку препаратов у других дилеров. Долги аптеки пытались гасить за счет увеличения наценки. Сейчас оптовики перешли на работу по предоплате, что оздоровило рынок. Это заставляет аптеки более четко составлять свои заявки и, соответственно, оптимизировать свою деятельность.

По словам сергея кудинова, аптекам, для того чтобы остаться на рынке, необходимо повышать уровень менеджмента, вкладывать средства в развитие инфраструктуры и делать оптимальные складские запасы.

Заграница нас лечит и учит.

По словам менеджера по региону поволжья французской фармацевтической компании beaufour ipsen international натальи филипповой, иностранные фармацевтические компании, которые предлагают импортные препараты и получили лицензию на эту деятельность, пришли на российский рынок в 93-95 годах. В связи с тем, что ввоз в россию препаратов разрешен лишь в том случае, когда препараты прошли клинические испытания у нас в стране, процесс проникновения иностранцев на наш рынок занял несколько лет.

Представительства иностранных компаний проводят маркетинговую политику своих материнских компаний. Они организуют обучение фармацевтов и врачей, разъясняя механизм действия своих препаратов, рассказывают об их преимуществах или недостатках на основе медицинских исследований. Проводят рекламные кампании тех препаратов, которые человек без консультации с врачом может приобрести как препарат скорой помощи.

Наибольшую сложность, по словам натальи филипповой, представляет проведение той мысли, что лечиться качественными, но дорогими препаратами зачастую выгоднее, нежели дешевыми: "мы объясняем на основе исследований и экономических расчетов, что покупать наши препараты выгоднее. Цена упаковки качественного препарата может быть и дороже, но курс лечения в целом получается дешевле.

При этом наша задача не в том, чтобы заставить врача выписать именно наш препарат, а в том, чтобы дать ему право выбора".

Представители иностранных компаний также активно работают с дистрибьюторами, отслеживая наличие своих препаратов в прайс-листах оптовиков. Объемы продаж напрямую зависят от сроков выплаты зарплат и пенсии. "Нашими конкурентами являются фирмы, которые имеют не аналоги наших препаратов, а препараты с другим химическим составом, но использующиеся по тем же показаниям. Конкуренция достаточно этична, и все доводы в пользу того или иного препарата аргументируются. Таким образом, у нас 2-3 фирмы, которые являются нашими прямыми конкурентами", - говорит наталья филиппова.

Работа представительств иностранных фармацевтических компаний на территории области осуществляется при поддержке областного управления здравоохранения. Образовательная деятельность в лечебных учреждениях и аптеках проводится представителями с ведома главных врачей и заведующих аптеками. Также, по словам натальи филипповой, представительства оказывают содействие в проведении медицинских научно-практических конференций, семинаров и съездов.

Равнение на запад.

В европе фармацевтический рынок имеет четкое деление. У завода-производителя, как правило, существует 10-15 межнациональных дистрибьюторов. У оптовиков имеется исторически сложившийся круг аптек, с которыми они и работают. Как следствие нет текучести, когда аптеки переходят от одного оптовика к другому.

Тенденции, наметившиеся на нашем фармацевтическом рынке, по-видимому, приведут к формированию у нас западной модели рынка. Сохранится процесс укрупнения оптовых компаний. Помимо национальных на рынке будет присутствовать 2-3 региональных компании. Стабилизация цен будет происходить за счет дальнейшего снижения торговых надбавок. Доля отечественных препаратов несколько увеличится. Кроме того, желание зарубежных фармацевтических компаний удешевить продукцию и приблизить ее к потребителю заставляет рассматривать российский рынок как перспективный для открытия вспомогательных производств. Но это дело отдаленного будущего.

Сергей герасимов.




















. Санаторий Звенигород мэрии подмосковье фото. . . Кровля полиэстер металлочерепица. .