Статьи

Главная страница  >>   Новости





На правительство надейся, но сам не плошай.

В жаркую июльскую погоду как-то не хочется думать о грядущей зиме с ее холодами и метелями. Но с приближением холодов мы все больше обращаем внимание на звучащие по радио прогнозы погоды и все чаще трогаем руками батареи отопления с надеждой на появление в них долгожданного тепла. В наших северных условиях тепло в домах - такое же первоочередное условие жизнедеятельности, как еда, теплая одежда и крыша над головой.

Как же организуется и кем осуществляется доставка топлива в котельные, подающие тепловую энергию в наши дома? основные виды топлива, используемые в республике для выработки тепловой энергии - топочный мазут и каменный уголь. Карелия не располагает собственными запасами ни того, ни другого, и поэтому завозит их из других регионов в достаточно больших количествах.

За поставленный топочный мазут и каменный уголь надо платить немалые деньги. Без учета крупных градообразующих предприятий, обеспечивающих теплом петрозаводск, сортавалу, кондопогу, сегежу, костомукшу, питкяранту, в малых котельных, отапливающих социальную сферу других городов и районов республики, каждый день сжигается каменного угля на 500 тысяч рублей и топочного мазута на 800 тысяч рублей.

Цена топлива включается в стоимость тарифов на тепловую энергию и затем предъявляется потребителям тепловой энергии в виде счетов на оплату коммунальных услуг. При этом за учреждения, финансируемые за счет местных бюджетов, должны расплачиваться сами местные бюджеты, за республиканские и федеральные структуры соответственно - республиканский и федеральный бюджет. Тепловая энергия, потребляемая населением, на 60 процентов оплачивается населением, а 40 процентов ее стоимости возмещается государством.

Согласно действующим законам, обязанность за обеспечение тепловой энергией потребителей на своей территории возлагается на органы местного самоуправления. С учетом сложного финансово-экономического положения большинства районов республики правительство в течение последних лет для оказания помощи принимало решение по завозу топлива в централизованном порядке. Организация завоза возложена на региональную энергетическую комиссию. Централизованный завоз дает ряд преимуществ. Местным администрациям не надо содержать дополнительный штат сотрудников, занимающихся работой по поиску поставщиков и работой по заключению договоров и осуществлению поставок. Значительно выгоднее производить оптовые поставки топлива через надежных поставщиков под гарантии правительства республики по наиболее приемлемым ценам.

Для обеспечения централизованного завоза топлива на этот отопительный сезон правительство выделило из бюджета республики соответствующие финансовые средства. При подготовке к отопительному сезону 2000 - 2001 гг. Принято решение - централизованные поставки производить только для обеспечения теплом потребителей, попадающих под понятие социальной сферы, то есть населения, медицинских и образовательных учреждений.

Остальные потребители должны самостоятельно оплачивать затраты на получаемое тепло.

Для организации централизованных поставок региональной энергетической комиссией с каждым районом заключено соглашение на поставку топлива, согласно которому централизованные поставки топлива должны оплачиваться за счет средств республиканского бюджета и средств, перечисляемых на счет региональной энергетической комиссии местными администрациями.

В действительности текущие поставки топлива в районы оплачивались в основном только за счет республиканского бюджета. За три последних месяца 2000 года на эти цели министерство финансов направило 88 миллионов рублей из бюджета республики. На первое полугодие 2001 года для социальной сферы республики необходима сумма в 152 миллиона рублей. После принятия закона о бюджете республики на 2001 год при проведении соответствующих консультаций с местными администрациями министерством финансов республики предложено следующее распределение - 90 миллионов рублей расходов по завозу топлива производит республиканский бюджет за счет фонда поддержки бюджетов, оплата поставок топлива на сумму 62 миллиона рублей обеспечивается самими органами местного самоуправления.

Сейчас ряд районов, потребляющих в больших количествах наиболее дорогостоящий вид топлива - топочный мазут, уже полностью выбрали выделенные им из республиканского бюджета лимиты финансирования. Например, администрация сортавалы при выделенной ему на 2001 год сумме 15 миллионов рублей уже использовала 14,2 миллиона рублей. Оставшихся средств достаточно для обеспечения города мазутом на три дня.

В соответствии с заключенным с региональной энергетической комиссией соглашением для продолжения централизованных поставок топлива местным администрациям необходимо наконец начать оплачивать их из средств местного бюджета и за счет платежей потребителей за оказанные коммунальные услуги.

Вместо этого населению объясняется, что в отсутствии топлива в районах виноваты кто угодно, только не органы местного самоуправления. Создается впечатление, что на местах забыли, кто в установленном законодательством порядке в первую очередь отвечает за обеспечение населения тепловой энергией на их территории.

Часть руководителей районов рассматривают правительство республики и уполномоченную им региональную энергетическую комиссию как бездонный и неисчерпаемый источник любых количеств топливных ресурсов. Свою роль в решении топливной проблемы многие администрации районов видят в написании многочисленных обращений в правительство республики с требованием обеспечить поставки топлива на подведомственные им территории. Описывается тяжесть ожидаемых последствий, при этом обходится решение финансовой стороны вопроса.

Не стоит забывать, что возможности республиканского бюджета не безграничны. Выделенная из бюджета республики на первое полугодие 2001 года сумма 90 миллионов рублей составляет предельно возможную цифру, увеличить которую можно только за счет целевого перераспределения трансфертов, передаваемых местным бюджетам из республиканского. Такой вариант предлагался главам районов, но был ими отвергнут.

Неоднократные обращения региональной энергетической комиссии к администрациям районов с напоминанием о необходимости принять на местах соответствующие меры по поставкам топлива собственными силами не находят понимания. На вопрос, сколько же топлива завезли районы за счет средств местных бюджетов, платежей населения и прочих потребителей, не входящих в социальную сферу, нет четкого ответа. Исключение составляют лишь единицы. В нынешний отопительный сезон завоз достаточно значительных объемов топлива своими силами обеспечил и муезерский район, и город кемь.

Какая обстановка и перспективы на будущее складываются на середину февраля? в наилучшем отношении находятся районы, в которых в основном используется каменный уголь. Оставшихся республиканских средств достаточно для завоза 13000 тонн каменного угля. Такое количество топлива сжигается республикой за 20 дней. Уголь будет завозиться в кемь, питкяранту, лахденпохский, муезерский, пряжинский районы. В наихудшем положении находятся районы, потребляющие в большом количестве дорогостоящий топочный мазут. Суоярвский, олонецкий районы и сортавала на сегодня полностью исчерпали выделенные им из республиканского бюджета средства. В середине февраля получили мазут лоухский и медвежьегорский районы. Хотя поступившее в феврале в ряд районов топливо и обеспечит их до первых чисел марта, в дальнейшем местным властям придется самостоятельно решать, как обеспечить свои котельные в марте и апреле.

Игорь леонидов.




















. .