Статьи

Главная страница  >>   Новости





Министр энергетики рф игорь юсуфов: наибольшее беспокойство по-прежнему вызывает приморье.

На днях в центральном офисе информационного агентства интерфакс прошла пресс-конференция министра энергетики россии игоря юсуфова. Речь шла о ходе подготовки к зиме и реформировании российского топливно-энергетического комплекса. Предлагаем вниманию читателей наиболее важные ответы министра на вопросы журналистов.

- Основная задача, над которой мы сегодня работаем, - заявил во вступительном слове министр энергетики рф, - это подготовка экономики и населения страны к зиме. Вопрос находится практически на повседневном постоянном контроле у президента и у председателя правительства. Несколько дней назад у меня состоялась рабочая встреча с президентом в.Путиным, и этому вопросу было посвящено основное время нашей встречи.

Министерство энергетики россии должно регулировать процесс обеспечения топливно-энергетическими ресурсами всех потребителей на рынке страны. С этой задачей энергетики успешно справляются: нефти, по итогам семи месяцев работы, произведено больше расчетных показателей, угля добыто больше, произведено мазута больше - все показатели в плюсе. Но для нас также важная задача - доставка топливных ресурсов на энергетические объекты рао еэс россии и на объекты жилищно-коммунального хозяйства. Вот здесь существует множество вопросов организационного характера. Сегодня запасы топлива на электростанциях еэс составляют 90 проц. По углю и мазуту.

Но обеспечение топливом жилищно-коммунального хозяйства идет с большим отставанием от норматива - готовность только около 50 процентов. Подготовка объектов малой энергетики (жилищно-коммунального хозяйства) осуществлена только на 40 процентов.

Однако контрольный срок, когда госэнергонадзор (подразделение министерства энергетики) выдает паспорта готовности к зиме энергетических объектов, - 1 октября каждого года. Думаем, что к этому сроку энергетика страны будет обеспечена запасами топлива на осенне-зимний период.

Кроме того, мы держим на постоянном контроле вопрос текущего обеспечения топливом, поскольку помимо запасов энергетика страны должна быть постоянно обеспечена топливными ресурсами (уголь, мазут и дизельное топливо). И здесь один из ключевых вопросов - это продолжение схемы финансирования. Думаю, что и в этом вопросе больших проблем не будет.

А основная стратегическая задача минэнергетики рф - это реализация энергетической стратегии, принятой и одобренной правительством. Она рассчитана на 20 лет. Речь главным образом идет о реформировании топливно-энергетического комплекса в целях обеспечения экономики страны и населения топливными ресурсами. Сегодня прорабатывается в правительстве и будет внесен на рассмотрение президента проект указа об основах экономической политики российской экономики. В рамках этого указа правительство разработает план по реализации энергетической стратегии, будет принят ряд регламентирующих документов, поправок в законы, ряд федеральных целевых программ, над которыми мы уже в проектном режиме работаем со своими коллегами из других ведомств правительства.

- Какой регион сейчас самый неблагополучный с точки зрения обеспечения топливом? ваш прогноз на осенне-зимний период: будут ли отключения тепла в российских городах?

- наибольшее беспокойство по-прежнему вызывает приморье, где запасы топлива на зиму сегодня составляют порядка 40 проц. От нормы. Неожиданно для нас всплыли еще два региона, где еще 2-3 месяца назад ситуацию считали благополучной. Это камчатская область, где положение просто катастрофическое, потому что этот регион обременен долгами, образовавшимися в результате дефолта 1998 года. Учитывая их большую задолженность за поставленные ранее энергетические ресурсы, очень тяжело продвигается вопрос поставок топлива на предстоящий сезон. Аналогичная ситуация с поставками газа на энергетические объекты ульяновской области. Мы сейчас решаем эту проблему, и есть договоренность на самом высоком уровне о том, чтобы зафиксировать задолженность регионов за топливные ресурсы и за потребленную электро- и теплоэнергии, и это не стало бы в будущем поводом для отключения.

При этом перед потребителями энергоресурсов стоит обязательное условие - текущие платежи они должны производить полностью и в срок. В случае нарушения этого регламента придется налаживать переговоры регион - министерство энергетики - рао еэс . Но если в рамках этих переговоров мы не найдем понимания (а мы очень надеемся, что на местах для решения этих вопросов будут мобилизованы все ресурсы), тогда решение останется за рао еэс .

- У вас есть способ договориться с рао еэс ? их позиция известна по этому вопросу?

- рао еэс - это акционерное общество с контрольным пакетом акций у государства, поэтому позиции определены, алгоритм взаимодействия известен и государство в лице министерства энергетики будет вести постоянный диалог с рао еэс .

- Будет ли реформирован существующий институт экспортеров нефти?

- комиссию по экспорту нефти и других ресурсов возглавляет вице-премьер правительства россии виктор христенко. А все документы, все предложения и по объемам экспорта, и, что очень важно, по направлению экспортных потоков энергоресурсов полностью прорабатываются в министерстве энергетики. И сейчас стоит вопрос о том, чтобы передать эти функции минэнерго, поскольку 90 проц. Работы и так выполняем мы.

До сих пор не был разработан четкий, ясный, понятный и прозрачный механизм экспорта. Сегодня подготовлено постановление правительства о доступе к магистральным нефте- и газопроводам, в котором четко прописан алгоритм и механизм того, как это будет происходить. Доступ и сдачу нефтепродуктов в нефтяную трубу в первую очередь получат производители нефти. В зависимости от объема добытой нефти определенное количество в рамках от 30 до 38 проц. Будет разрешено экспортировать, остальное придется поставлять на заводы россии.

Тут перед нами стоят две задачи: во-первых, обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, перерабатывая их на наших заводах, во-вторых, решить вопрос ограничения возможности наших экспортных нефтяных магистралей. Кроме экспорта по нефтепроводу существует экспорт по железной дороге, а регламент не регулирует поставки вне магистральных нефтепроводов. Поэтому вопрос этот в стадии принятия решения.

- Есть ли у федеральных ведомств действенные инструменты влияния на тех производителей, которые в общем-то были отпущены в свободное плавание? существует ли у минэнерго мониторинг их цен?

- да, безусловно, мониторинг цен есть, он существует. Но этот вопрос требует более глубокого и подробного ответа.

Основным потребителем наших энергоресурсов в экономике является рао еэс - они потребители газа, мазута, угля. Соответственно основной продукцией, потребляемой населением и экономикой, является продукция рао еэс - это электроэнергия и теплоэнергия. Действительно, растут цены на одни виды энергоресурсов и замораживаются на другие. Но до сегодняшнего дня цены на электроэнергию и теплоэнергию регулирует федеральная энергетическая комиссия (фэк), тарифы на транспортную составляющую регулирует департамент министерства по антимонопольной политике.

Большое беспокойство вызывало то, что увеличивается транспортная составляющая цены энергоресурсов, растут цены на услуги в портах, на услуги связи, но постоянно сдерживались цены на электроэнергию и теплоэнергию. Поэтому в правительстве принято решение о создании единого тарифного органа на базе фэка. Проект указа президента об этом сейчас готовится и согласовывается всеми ведомствами. В рамках единого тарифного органа будет гораздо проще и понятнее анализировать ценообразование в отрасли, отслеживать, что влияет на повышение цен на итоговую продукцию.

Правительство очень сдержанно относится к вопросу повышения тарифов на электроэнергию и теплоэнергию, поскольку это повлечет за собой очередной виток инфляции.

- Было сделано заявление, что в этом году не будут повышаться тарифы на газ, в то же время руководство газпрома обратилось с просьбой повысить оптовые цены на газ. Вы считаете целесообразным такое повышение уже в этом году?

- ситуация с ценами на газ сложилась нездоровая, прежде всего для газпрома . Компания продает на экспорт свой газ по цене от 130 до 150 долл. За 1 тыс. Куб. М (я имею в виду долгосрочные 20-летние контракты с западными потребителями). При этом российским потребителям газ поступает по заниженной цене - 12-14 долл. За 1 тыс. Куб. М, что ниже себестоимости. Получается, что газпром компенсирует свои потери на внутреннем рынке за счет экспортной выручки. Так продолжаться долго не может.

Мы провели прогнозные расчеты, что же будет происходить при поэтапном повышении цен на газ на российском рынке. Ситуация в общем довольно радужная, поскольку поэтапное повышение не даст скачка цен на продукцию конечного потребителя (я имею в виду продукцию промышленных предприятий). Анализ показал, что при 30-процентном повышении цен на газ на внутреннем рынке главный потребитель газа - рао еэс россии - вынужден будет увеличить цену на свою продукцию всего лишь на 8 процентов.

- Какова будет позиция россии на заседании опек - снижать добычу нефти?

- я получил приглашение от руководителя этой организации и после согласования с правительством, возможно, приму участие в очередном заседании опек в конце сентября. Выступлю там с нашей позицией.

А позиция у нас во всех отраслях одна - интересы россии и интересы государства в частном бизнесе приоритетны над всеми остальными интересами. Если россии выгодно больше добывать и экспортировать топлива, мы это будем делать. Конечно, при этом мы станем уважать и принципы этой международной организации, действовать согласованно в рамках принимаемых ею решений, но интересы национальной экономики для нас превыше всего. То же самое и в отношениях с частными нефтяными компаниями, интересы государства приоритетны в любой отрасли - в газовой, нефтяной, угольной и прочее.

- Какие проблемы с точки зрения энергетики вы считаете наиболее глобальными в россии?

- это отражено в нашей энергетической стратегии. Первое - мы очень обеспокоены ситуацией прироста запасов в нефтяной отрасли. То есть если мы добываем свыше 300 млн. Т нефти в год, то прирост запасов у нас приравнен к 200 млн. Т. И эта ситуация сохраняется на протяжении 15 лет. Мы имеем стабильное отставание уровня показателей добычи от уровня разведанных запасов на треть.

Решение вопроса лежит в плоскости поиска и разведки новых месторождений. Мы намерены проанализировать деятельность держателей лицензионных соглашений на разработку месторождений с точки зрения их эффективного использования. Если эта работа идет и продвигается благополучно, то мы готовы содействовать и способствовать этому процессу. Но если на месторождениях ничего не делается, а у нас на конкурсной основе намечаются более эффективные собственники, мы станем пересматривать прежние решения.

Вторая очень тяжелая проблема - это износ основных фондов в электроэнергетике, в нефтяной отрасли. Тэк, обеспечивая экономику страны и население энергетическими ресурсами, должен заботиться об эффективной работе себя самого. Для этого нужны широкомасштабные инвестиции. Есть и еще целый ряд проблем, которые мы обозначили в стратегической концепции.

- Какова ситуация с погашением задолженности проблемных с точки зрения обеспечения энергоресурсами регионов?

- задолженность за потребленные топливные ресурсы перед рао еэс составляет сегодня 111 млрд. Руб., Из этой суммы 68 млрд. Должны региональные потребители (жкх и население) и только 8 млрд. - Федеральные бюджетополучатели. По поручению правительства сейчас выдаются бюджетные кредиты и регионам, и потребителям из федеральных ведомств для того, чтобы они могли урегулировать свои отношения с рао еэс .

Принципиально одно - прощать старые долги нельзя, потому что это будет несправедливо по отношению к тем, кто сегодня рассчитывается по своим долгам. Эти иждивенческие настроения должны быть просто устранены. А условия таких расчетов будут обсуждаться между должниками, кредиторами. Я думаю, это вопрос технический. Рао еэс уже ведет интенсивные переговоры по этим вопросам.

Материал подготовила екатерина соколовская.




















. . Бесплатная доставка кофеварок, . .