Статьи

Главная страница  >>   Новости





Льготы должен покрывать бюджет, а не тарифы.

Прошло полгода с тех пор, как начала функционировать региональная энергетическая комиссия г. Москвы (рэк) - орган государственного регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. За это время оплата за свет и тепло была повышена один раз примерно на 25%. Что это дало городскому хозяйству и как это пережило население? чего им надо ожидать в дальнейшем? ответы на эти вопросы дает первый заместитель председателя рэк владимир мохов.

Мы в комиссии ежеквартально проверяем балансовые отчеты предприятий, производящих и распределяющих электроэнергию и тепло в системах "мосэнерго", "мостеплоэнерго" и "мосгортепло". И что же мы обнаружили? первый квартал производители работали рентабельно и закончили с хорошей прибылью. Следовательно, есть все основания сказать, что рэк справилась со своей основной задачей - сохранение баланса между интересами производителей и потребителей тепла и электроэнергии, ибо экономически обоснованное, взвешенное увеличение тарифов оказалось посильным для потребителей, в том числе населения, и достаточно эффективным для производителей.

В отличие от прошлого года, когда перерасчет за услуги электро- и теплоснабжения производился несколько раз, в текущем году этого не произойдет. Мы в рэк не видим оснований для повторения тарифной чехарды. Более того, по мнению председателя рэк вице-мэра москвы в. Шанцева, до конца нынешнего года не намечается повышать тарифы, установленные в феврале.

Не надо опасаться увеличения расходов на оплату света и тепла многочисленным бюджетным организациям вроде школ и больниц, что прежде ставило их в трудное положение. Полезна указанная перспектива и для производителей, ибо не будут меняться их уже сверстанные планы, обеспеченные гарантированными доходами. В то же время наши коллеги из рэк московской области после февральского пересмотра тарифов намечают их дальнейшее повышение для подмосковья до конца года, как это следует из недавнего интервью главного эксперта рэк в "российской газете".

Вышесказанное не означает, конечно, что тарифы вообще не будут в дальнейшем меняться. Нам надо уходить от сложившихся ценовых диспропорций, когда население за те же свет и тепло платит меньше, чем промышленность. Ведь более высокие тарифы для промышленности просто ведут к более высоким ценам на ее изделия, которые все равно оплачивает население. Рэк совместно с "мосэнерго" проанализировала потребности промышленных потребителей в электроэнергии и составила программу работ по снижению существующего уровня перекрестного субсидирования. Первым шагом в этом направлении станет переход к оплате электроэнергии в зависимости от такого объективного показателя, как напряжение у потребителя.

Дело в том, что выработка 1 квт.Ч электричества стоит одинаково для любого потребителя, но вот его доставка имеет разную стоимость. Если потребитель подключен к линии высокого напряжения в 220 - 110 киловольт, то расходы на транспортировку сравнительно невелики. Несколько больше затраты на передачу электроэнергии по сетям с напряжением 35 - 10 киловольт.

И, наконец, транспортные услуги и для потребителей по сетям с напряжением 380 - 220 вольт - а это мелкие предприятия и население - обходятся в 2 раза дороже. Тут сказываются как неоднократные трансформирования электроэнергии, так и потери в сетях. Таким образом крупные промышленные потребители вопреки логике платят сейчас за доставку больше, чем мелкий бизнес и население. Очевидно, что надо стремиться к устранению этой разновидности перекрестного субсидирования. Ведь если установить для промышленных потребителей более справедливый тариф на электроэнергию, рассчитанный по указанному принципу, то это повлечет за собой снижение себестоимости продукции, а следовательно, и цен на нее.

Столь же очевидно, что население не в состоянии сразу платить за электроэнергию в два раза больше. Поэтому рэк видит путь очень взвешенного и постепенного подхода к регулированию уровня энерготарифов в зависимости от роста зарплат и пенсий, который должен происходить опережающими темпами.

Другая не менее деликатная задача рэк - упорядочить пользование льготами по оплате тепла и света. Исторически сложилось так, что сейчас насчитывается более 70 категорий льготников - это, например, работники милиции и прокуратуры, ветераны войны и труда, инвалиды, многодетные матери и т. П. Все они оплачивают 50% стоимости тепла и света. Другая половина этой стоимости включается в энерготарифы, увеличивая таким образом их размеры. Не подлежит сомнению, что льготная система оплаты коммунальных услуг должна быть сохранена для многих категорий населения, особенно слабозащищенных в социальном отношении. Поэтому речь идет не об отмене льгот, а об их покрытии через городской бюджет, но не через энерготарифы.

Рэк считает, что средства на оплату льгот должны быть выделены в бюджете, а их получатели зарегистрированы в центрах жилищных субсидий. Это позволит точно знать всех, кто имеет право на льготы. Для самого льготника ничего не меняется: он как оплачивал половину стоимости тепла и света, так будет это делать и в дальнейшем. Однако контроль за предоставлением льгот позволит избегать появления "мертвых душ", приписок и др., А главное - снять дополнительную нагрузку с энерготарифов, что приблизит их к реальной стоимости. Это выгодно всем - и производителям, и потребителям.

Рэк считает, что настала пора приступить к отмене устаревшей системы штрафных санкций "мосэнерго", налагаемых на потребителей - юридических лиц. Казалось бы, это узко ведомственная проблема, но дело в том, что штрафы за перерасход электроэнергии затрагивают такой широкий круг потребителей, что невольно выводит ее за ведомственные рамки. Сейчас за превышение потребления электроэнергии сверх уровня, установленного в договоре об энергоснабжении, взимается штраф в 10-кратном размере. По мнению рэк, необходимо осуществить переход к оплате энергоснабжения по фактическому потреблению электроэнергии. Это облегчается тем, что сейчас в столице нет дефицита электроэнергии.

В таком случае отпадет и вся несправедливая система штрафных санкций. Совещание, проведенное рэк совместно с "мосэнерго" 30 мая, показало, что позиция рэк относительно отмены штрафных санкций находит понимание.

Анатолий парамонов.




















поисковое продвижение сайтов и в Москве . . Материалы для мебели на сайте . .