Статьи

Главная страница  >>   Новости





Контейнер емкостью в $1 млрд.

Ежегодно делят российские транспортники.

Илья хренников

контейнерные перевозки на сегодня - самое технологичное и доходное направление транспортного бизнеса.

Российские морские перевозчики, по сути, оказались за бортом этого рынка. Но суммарная выручка на этом сегменте всех коллег по "транспортному цеху" - российских железнодорожников, автоперевозчиков, портовиков и моряков - внушительна: около $1 млрд в год.

Прелесть "ящика".

Перевозки грузов в контейнерах в последние десятилетия развиваются особенно интенсивно. Ставшие мировым стандартом 20- и 40-футовые "ящики", вмещающие до 25 т груза, универсальны: в них перевозится большинство промышленных и продовольственных товаров между разными странами. Магистральные суда-контейнеровозы вместимостью около 6000 контейнеров (более 100 000 т) перевозят грузы между крупнейшими узловыми портами мира (хаб-портами) , из которых грузы увозят непосредственному получателю.

По оценкам транспортников, на контейнерные перевозки приходится около 20% российского импорта и чуть менее 5% экспорта (без учета нефти). По словам гендиректора новороссийской компании "русский контейнер" василия козлобаева, в контейнерах импортируются в основном продовольственные товары, табак, чай, стройматериалы и оргтехника. А экспортируют в "ящиках" преимущественно продукцию нефтехимии (в частности, с предприятий "лукойла") , алюминий заводов "русала", автодетали, шины и бумагу. В контейнерах идет и большинство машиностроительного оборудования как в россию, так и за ее пределы.

Потерянное море.

В 1970-х советский союз смог успешно вклиниться в остроконкурентный и доходный мировой рынок морских контейнерных перевозок. В лучшие времена (середина 1980-х) три специализированных морских пароходства - дальневосточное, черноморское и балтийское, имевшие в сумме около 50 современных судов-контейнеровозов, получали совокупный доход свыше $5 млрд в год (работая в том числе с грузами иностранных фрахтователей). В начале 1990-х черноморское и балтийское пароходства со скандалом обанкротились, а их флот достался иностранным судовладельцам. Выжило только дальневосточное морское пароходство (двмп) , однако флот его заметно устарел, а прошлогодняя выручка составила лишь около $170 млн. Но и сейчас, по словам начальника службы линейных перевозок двмп сергея костяна, пароходство совместно с зарубежными партнерами контролирует около 85% морских контейнерных перевозок экспорта-импорта в дальневосточном бассейне россии. Этот рынок удается удержать благодаря межправительственным соглашениям россии с кореей и японией: согласно этим документам иностранцы могут создавать регулярные контейнерные линии на дальнем востоке только совместно с российскими компаниями.

Из российских морских перевозчиков контейнеры возят также "совкомфлот", "новошип", мурманское, северное и северо-западное пароходства. Но их доля на мировом контейнерном рынке ничтожна. В целом же рынок морских контейнерных перевозок в интересах российского экспорта и импорта оценивается минтрансом в $2 млрд, а доля на нем российских перевозчиков - менее 5%. Эту нишу заняли - похоже, безвозвратно - мировые "монстры": датская maersk sealand, англо-голландская p&o nedlloyd, тайваньская o.o. С.l. , ШВЕйцарская msc и ряд других компаний.

Удачливые стивидоры.

Несмотря на потерю наиболее доходного - морского - сегмента, рынок контейнерных перевозок перспективен для российских компаний. По оценкам экспертов росморфлота, "контейнерная" выручка российских стивидоров (компаний, специализирующихся на перевалке грузов в портах) составляет около $140 млн в год. Лидерами здесь являются крупнейшие российские порты: санкт-петербург и восточный, а также владивосток. Как сообщил "ведомостям" гендиректор порта санкт-петербург игорь русу, входящая в состав порта компания "первый контейнерный терминал" (пкт) в 2001 г. Почти удвоила грузооборот.

Компания смогла переключить на себя часть российских экспортно-импортных грузов, традиционно проходивших через порты финляндии и стран балтии. Контейнерный грузооборот 2001 г. В питерском порту прогнозируется на уровне 475 000 teu (специальная единица измерения - "20-футовый эквивалент") ; кроме пкт крупными игроками здесь являются "петролеспорт" (входит в концерн "орими") и завод "северная верфь" (наряду с северо-западным пароходством входит в близкий "интерросу" холдинг "нпк").

По оценке отдела маркeтинга порта санкт-петербург, через соседние порты северо-запада (финляндия, прибалтика, калининград, мурманск) за год прошло еще около 450 000 teu. В основном именно северо-западный регион кормит и автоперевозчиков, владеющих грузовиками с контейнерными платформами. Примерно 85% контейнерного импорта и около половины экспорта перевозится между портами и европейской частью россии автотранспортом. По расчетам президента автотранспортной компании "юникорн-нева" дмитрия дюмина, выручка российских автотранспортников на контейнерных перевозках - около $350 млн в год.

Мечты мпс.

Если питер сделал рывок вперед, то порт восточный (приморье) , с советских времен именовавшийся "контейнерными воротами" страны, сейчас загружает свой крупнейший в россии контейнерный терминал лишь на 30%. Оператором терминала является компания vostochny international container service (vics) , учрежденная портом совместно с иностранными гигантами, американской csx world terminal и англо-голландской p&o.

Именно с восточным связаны мечты мпс о возрождении транссиба как транзитной артерии между азией и европой. В 1980-х из восточного по транссибу шло до 150 000 транзитных контейнеров в год, но c распадом ссср грузы ушли с транссиба на море. Между тем, как считает ким соренсен, гендиректор железнодорожного экспедитора "тсэс" (100% -ная "дочка" датской группы a.p. moller, КУда входит и maersk sealand) , транссиб вполне конкурентоспособен. По данным соренсена, доставка 40-футового контейнера из азии в европу морем стоит $2800 и занимает примерно 40 дней. Сквозная ставка по транссибу - $2100, срок - 25 дней. В этом году железнодорожники перевезли 65 000 транзитных teu, в основном из стран азии (корея, вьетнам, китай, япония и др. ) В финляндию.

По данным цфто мпс, в 2001 г. Перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах выросли на 21%. По оценкам экспедиторов, это означает, что мпс перевезло около 10,7 млн т грузов в контейнерах (около 650 000 teu) , в том числе в международном сообщении - 135 000 teu. В собственности мпс - 56 000 крупнотоннажных контейнеров и 12 000 платформ для контейнерных перевозок. В мпс категорически отказались раскрывать "ведомостям" экономику этого бизнеса. На рынке выручку мпс от контейнерных перевозок (и сдачи контейнеров в аренду) в 2001 г. Оценивают в $400 млн. По словам вице-президента мтк "юнитранс" дмитрия амелина, контейнерный бизнес особенно привлекателен для железнодорожных экспедиторов: он предполагает целый комплекс дополнительных услуг (хранение, слежение за грузом, растаможка, услуги портов) , что гарантирует экспедитору более высокий доход.

Максим трудолюбов




















Зубные протезы нейлоновые лучшие цены в магазине. . .