Статьи

Главная страница  >>   Новости





Конкурентоспособность японских компаний.
Г. В. Куликов.

В 1996 г. 6 японских компаний вошли в десятку крупнейших в мире фирм по объему продаж, тогда как число американских сократилось до 3 (с 5 в 1991 г.) И европейских - до 1 (с 4 в 1991 г.). В Этой связи рассмотрим опыт повышения конкурентоспособности японских фирм на мировых товарных рынках.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на две группы: макроэкономические и микроэкономические. К макроэкономическим факторам, в первую очередь, относятся степень и характер государственного регулирования экономики; общие условия конкуренции (ограничения выхода на рынок, наличие взаимосвязанных корпоративных групп и т. П.); Обменный курс валют, процентная ставка и распределение фондов через правительственные организации; степень вовлечения общественного сектора за счет налоговой и промышленной политики; уровень социальной стабильности в государстве; взаимоотношения между рабочими и предпринимателями.

К микроэкономическим относятся следующие факторы:.

Основные фонды. Качество, количество и стоимость основных фондов сказывается на конкурентоспособности предприятий или компаний; сумма капиталовложений, сфера приложения капитала и особенно уровень инвестирования в технологические нововведения безусловно влияют на конкурентоспособность;.

Рабочая сила. Ее качество, количество и стоимость тесно связаны с конкурентоспособностью: работоспособность и обученность персонала являются важными условиями достижения высокой конкурентоспособности;.

Технологические возможности. Высокая конкурентоспособность на мировом рынке невозможна без постоянного совершенствования технологии, причем речь идет как о конкретной технологии производства, так и постоянном развитии фундаментальных технологий. Особенно важной для компаний является технология производства, которая влияет на создание высокой добавленной стоимости, т. Е. Разности между продажами компании за определенный период и издержками на материалы, компоненты и услуги (кроме издержек на рабочую силу и платы за землю) за тот же период. Важно и постоянное внедрение производства новых товаров, а также новая технология процессов производства, что связано с эффективностью производства и с ростом производительности труда. Кроме того, одним из решающих условий для компаний является улучшение технологии в процессе ежедневной производственной деятельности и создание новых товаров, пользующихся более высоким спросом, а в долгосрочной перспективе - проведение эффективных исследований и научных разработок;.

Управление. Компании нуждаются в эффективных управленческих структурах, способных свести воедино основные фонды, рабочую силу и технологические возможности. Без высокоорганизованной системы менеджмента нельзя рассчитывать на конкурентоспособность на мировых рынках;.

Связь и инфраструктура. Эффективность и гибкость связей в таких аспектах, как обмен информацией, торговля, распределение и доставка деталей и других компонентов, материалов и сырья, также определяют конкурентоспособность компании.

Высокая конкурентоспособность продукции японских компаний на мировых рынках объясняется пятью основными факторами:.

Структурой капиталовложений и высоким уровнем расходов на ниокр;.

Наличием хорошо обученной рабочей силы;.

Оптимальной системой менеджмента;.

Комплексом разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений и наличием развитой инфраструктуры;.

Системой борьбы за качество.

В центре внимания японских промышленных компаний находятся расходы на ниокр. В течение 90-х годов япония устойчиво занимает первое место в мире по доле ниокр в внп. Согласно исследованиям, проведенным национальным институтом политики в области науки и техники, в 1995 г. Совокупный показатель уровня японской науки, составленный из многих параметров, был в 2 раза ниже, чем в сша, и в 2 раза выше, чем в германии, франции и великобритании вместе взятых.

Тем не менее, в последние годы обострилась главная проблема научно-технического развития японии - слабость фундаментальной науки и недостаточное финансирование фундаментальных исследований, что в конечном итоге отрицательно влияет на конкурентоспособность японских компаний. Эта проблема встречает понимание правительственных и промышленных кругов, которые формируют совместную стратегию по преодолению отсталости страны в данной области. В середине 1996 г. Правительство японии представило основной план развития науки и техники на 1996 - 2000 гг., Согласно которому расходы государства в этой области возрастут в 2 раза и составят к концу периода 17 трлн. Иен (около 14,7 млрд. Долл.). УКазанный план предусматривает:.

Поддержку исследователей и совершенствование научно-технической базы за счет помощи молодым исследователям через создание специальной программы поддержки, охватывающей 100 тыс. Ученых, пишущих докторскую диссертацию до получения ими постоянного места работы;.

Увеличение числа ассистентов исследователей в национальных университетах и исследовательских институтах;.

Предоставление возможности для исследователя работы в научно-исследовательских институтах на временных условиях;.

Возможность для исследователей, работающих в государственных институтах, давать консультации в частных предприятиях и фирмах;.

Переоборудование национальных университетов и нии в соответствии с новейшими технологиями, создание новейшей инфраструктуры, а также установление новых стандартов и требований к профессиональным качествам научных работников;.

Диверсификацию фондов, расширение финансирования конкурентоспособных и наиболее эффективных исследований;.

Совершенствование исследований в частных университетах, увеличение субсидий на развитие инфраструктуры и переоборудование;.

Поддержка частных ниокр, продолжение субсидирования частных фундаментальных исследований, предоставление права патентования изобретения исследователям, работающим в частном секторе;.

Поощрение международного обмена между исследователями;.

Поощрение регионального развития науки и техники;.

Повышение качества образования в технических вузах, повышение общенационального интереса к развитию науки и техники.

Данный план, как надеются, позволит объединить частные компании, научные учреждения и государство для достижения одной цели - повышения конкурентоспособности японских компаний на мировых рынках.

Одной из причин высокой конкурентоспособности японских компаний называют японскую систему наемного труда, отличительными чертами которой являются, во-первых, так называемый "пожизненный наем рабочих" (т. Е. Рабочему гарантируют непрерывную работу на данной компании до выхода на пенсию); во-вторых, особая система заработной платы, повышающаяся в зависимости от возраста и стажа работы в данной компании; в-третьих, внутрифирменная, а не отраслевая организация профсоюзов (т. Е. Рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия).

Система "пожизненного найма" остается важной частью японской системы наемного труда, хотя сейчас в японии раздается все больше голосов за устранение этой системы. Те новые реалии, в которых оказалась японская экономика, предполагают изменения и в системе наемного труда. Причины необходимости изменений следующие:.

Во-первых, происходит глобализация экономики. Интернационализация и углубляющаяся взаимозависимость всех стран мира не допускают закрытости системы наемного труда какой-либо из стран. Иностранные работники высокой квалификации все больше требуются японским компаниям, а иностранцев сложно привлечь системой найма и оплаты труда, сложившейся в японии.

Во-вторых, отмечается старение общества. По прогнозам японского правительства, с 1995 г. По 2000 г. Число работников старше 55 лет увеличится на 1,93 млн., Тогда как число работников моложе 55 лет снизится на 120 тыс. К 2010 г. Все работоспособное население сократится на 1 млн., Число работников старше 55 лет увеличится на 3,15 млн., Моложе 55 лет - снизится на 4,16 млн., Причем 90% снижения произойдет в группе, которую составляют работники до 29 лет;.

В-третьих, изменится структура экономики японии. В 1994 г. Число занятых в отраслях сферы обслуживания превысило число занятых в промышленности. В 1996 г. Отрасли промышленности по числу занятых оказались на третьем месте, пропустив вперед предприятия оптовой и розничной торговли. Вместе с тем спрос на высококвалифицированную рабочую силу в промышленности увеличился, причем "белые воротнички" составляют около 50% всей рабочей силы японии;.

В-четвертых, увеличивается "вынос" предприятий за рубеж. В 2000 г. Число занятых в японии снизится на 1,24 млн. По сравнению с уровнем 1995 г. Показатель отношения доли производства за рубежом к общему промышленному производству составлял для японии 7,9% в 1994 г., Однако темпы роста этого показателя в японии довольно высоки;.

В-пятых, наблюдается большой разрыв в производительности труда между конкурентоспособными отраслями промышленности, такими как автомобилестроение, сталелитейная промышленность, бытовая электроника, и остальными секторами экономики, особенно отраслями пищевой промышленности;.

В-шестых, существует большой разрыв в производительности труда между "синими воротничками" и "белыми воротничками", особенно старшего поколения;.

В седьмых, изменилось отношение к труду среди молодого поколения, которое считает систему "пожизненного найма" не отвечающей их устремлениям и развитию.

В целях решения перечисленных проблем предлагаются следующие меры:.

Создание комбинированной системы наемного труда, включающей в себя "пожизненный наем", контрактный наем специалистов и гибкий наем работников, работающих неполный рабочий день;.

Увеличение значения "внешнего" рынка труда, устранение бюрократических препон для поощрения частного бизнеса в области найма;.

Изменение в системе оплаты труда, базирующееся на профессионализме и эффективности труда, а не на возрасте и стаже;.

Увеличение пенсионного возраста с 60 до 65 лет;.

Создание в сфере наемного труда системы "just-in-time" (точно в срок)- кадровой системы, позволяющей нанимать необходимое количество людей с необходимыми способностями в необходимое время;.

Создание новых отраслей для решения проблемы занятости высвободившейся рабочей силы в результате изменений на рынке наемного труда.

Указанные выше меры уже предпринимаются и результаты вскоре найдут отражение в дальнейшем повышении конкурентоспособности японских компаний, хотя о безоговорочном успехе реформ системы наемного труда в японии говорить пока рано.

Главной стратегической целью японских компаний, в отличие от компаний других стран, является не получение прибыли за максимально короткий срок, а обеспечение долгосрочного роста производства и прибылей.

Сейчас многие специалисты утверждают, что японский менеджмент в прежнем его виде нуждается в корректировке. В результате распространенной до настоящего времени тенденции "предвосхищения запросов потребителя" в японии сложилась избыточная система менеджмента, которая в период кризиса начала оказывать негативное влияние на развитие японской промышленности.

Японские компании долгое время имели тенденцию делать товары слишком усложненными. Продавались системы с функциями и деталями, которыми потребители никогда не пользовались. Теперь многие компании упрощают свою продукцию, что снижает ее себестоимость, цену и делает ее привлекательнее для потребителя. В целом, говоря об изменениях в японском менеджменте, можно выделить пять моментов:.

Борьба за качество не всегда приводит к желаемым результатам, особенно в период кризисов;.

Важно изменять не только процесс производства продукта. Дизайн изделия может покрывать до 80% всех издержек производства;.

При проектировании изделия важно не то, что будет заложено в изделие, а то, что можно в нем использовать. Простота дизайна снижает издержки и сохраняет рабочее время;.

Иногда лучше предлагать потребителю меньше разнообразия моделей, но по более низким ценам.

Процесс принятия решений на основе консенсуса не всегда эффективен. Иногда отдельный работник, владеющий новейшими информационными системами, может принимать наиболее оптимальные решения.

Несмотря на перечисленные факторы, японский менеджмент остается одним из самых передовых в мире, и его гибкость и приспособляемость определяет высокую конкурентоспособность японских компаний.

(Продолжение темы - в следующих номерах бики)