Статьи

Главная страница  >>   Новости





Компании экспресс-доставки: почтовые ястребы.

Дмитрий симаков.

Нужно срочно доставить деловую документацию зарубежному партнеру или выставить счет клиенту? не можете доверить информацию факсу и электронной почте? или же попросту хочется попижонить перед любимой девушкой и прислать ей с курьером букет цветов? тогда вам прямая дорога в компании, занимающиеся экспресс-доставкой. Пользуясь их услугами, можно не держать в штате курьеров. Причем обойдется вам это дешевле, чем содержание штатных "ног".

Во всем мире услуги по экспресс-доставке документов и грузов чрезвычайно популярны. Судите сами: почта работает медленно, факс выплевывает сообщения с помарками, электронное письмо могут перехватить компьютерные гении - хакеры. И только компании экспресс-доставки гарантируют быстроту и качество обслуживания наряду с сохранением конфиденциальности. Короче говоря, экспресс-доставка - это быстро, надежно, а главное, удобно. Но, увы, дорого. Поэтому профессиональных курьеров нужно выбирать тщательно и с пристрастием.

Во всем мире компании экспресс-доставки делятся на международные и местные. Первые развозят корреспонденцию по всему миру, вторые занимаются обслуживанием внутригородских потоков. Аналогичная структура сложилась и в россии.

Еще в 80-х четыре мировых лидера в области экспресс-доставки - dhl, ups, tnt и fedex - открыли свои офисы в москве. Причем dhl опередила конкурентов ровно на пять лет. Что вкупе с агрессивным поведением на рынке позволило ей стать российским лидером в этой сфере бизнеса. Сейчас dhl контролирует, по разным оценкам, от 40% до 55% российского рынка экспресс-доставки.

По словам коммерческого директора представительства dhl в россии тихона евдокимова, в россии рост рынка услуг экспресс-доставки составляет 60-80% ежегодно. Тогда как в мире эта цифра чуть больше 15%. При этом совокупный оборот российских филиалов компаний, занимающихся экспресс-доставкой, за прошлый год составил, по данным экспертов, $50-65 млн.

Параллельно "варягами" в россии с 1994 года начали появляться и отечественные компании, предоставляющие услуги экспресс-доставки в пределах москвы. Сейчас в столице таких фирм около десятка. Лидерами среди них как по возрасту, так и по числу клиентов являются городская сервис-служба "курьер", city express, vv-express, zest express и "курьер-сервис".

На амазонку с приветом.

Критерии, на которые должен ориентироваться клиент при выборе фирмы по экспресс-доставке, в сущности, типичны: цена, спектр предоставляемых услуг, оперативность обслуживания, география, надежность.

Чем дальше едет корреспонденция, тем, разумеется, дороже услуга. Дешевле всего отправить корреспонденцию в европу, самое дорогое направление - южная америка.

Наиболее низкие тарифы у ups, затем следуют tnt и fedex. Самые высокие цены у dhl.

Например, отправка деловой документации весом 1 кг в страны европы - а это наиболее распространенный вес отправляемой корреспонденции - обойдется: dhl - $62,4, fedeex - $50-59, tnt - $49, ups - $48.

Доставка точно такого же письма в страны южной америки будет стоить: dhl - $97,2, fedex - $76, tnt - $68, ups - $64.

Столь ощутимая разница в ценах объясняется тем, что большую часть российского рынка контролирует компания dhl. Которая может себе позволить "задранные" цены, не опасаясь, что клиент уйдет к конкурентам. Тогда как fedex, контролирующая всего 5-7% рынка, наоборот, вынуждена снижать тарифы с целью привлечения новых клиентов. С ноября прошлого года тарифы российского представительства fedex стали ниже мировых.

Для регулярных клиентов все компании предлагают скидки от базовых тарифов, которые могут составлять от 5-10% до 40-50%. Все зависит от объема заказов. Чем их больше, тем, разумеется, и скидка выше. Правда, порог, с которого начинается скидка, разнится. В tnt вы можете рассчитывать на поблажки, если ежемесячный объем ваших заказов превышает $1000, тогда как в dhl разговор о скидках можно заводить после $5000.

Лети, лети, лепесток.

Весь мир уже давно опутан экспресс-сетями курьеров. И каждая из упомянутых компаний возьмется доставить вашу корреспонденцию практически в любую точку мира.

Однако здесь есть и свои особенности. Скажем, для отправки в сша лучше обращаться в ups и fedex. Дело в том, что в штатах эти компании держат около 60-70% рынка, тогда как на долю той же dhl приходится всего 3%. Соответственно у ups и fedex и цены на этом направлении ниже на 3-5% чем у tnt и на 20-25%, чем у dhl, а филиальная сеть шире. Следовательно, выше скорость доставки. Правда, последнее относится, скорее, к провинции, потому что в крупные деловые центры все компании доставят вашу корреспонденцию примерно за одинаковый срок.

В европе сеть шире у tnt. Кроме того, tnt в европе доставляет корреспонденцию не только по воздуху, но и наземным транспортом. Конечно, наземная доставка будет раза в три медленнее, но и примерно во столько же раз дешевле.

Сорок тыщ одних курьеров.

Еще один немаловажный критерий выбора компании - спектр предоставляемых услуг.

dhl И tnt, помимо стандартной доставки корреспонденции и грузов в течение суток-двух в любую точку планеты, предлагают ускоренную доставку вашего письма индивидуальным курьером. Однако стоить это будет значительно дороже. Оно и понятно: если отправлять письмо с курьером, придется оплатить его расходы на визу, перелет, командировочные и т.Д. Характерно, что ни в tnt, ни в dhl "профилю" не смогли назвать даже примерную цену, в которую может обойтись доставка корреспонденции за рубеж индивидуальным курьером. Видимо, побоялись травмировать излишне впечатлительного читателя.

На зарубежных направлениях такая услуга спросом не пользуется. Зато она оказалась востребована при внутрироссийских перевозках. dhl, Например, отправит вашу корреспонденцию весом до 1 кг в сибирь за $600-700.

dhl В отличие от своих конкурентов отправляет грузы и корреспонденцию из крупнейших российских городов прямиком в свои западноевропейские сортировочные пункты, минуя москву. Зарубежная корреспонденция также попадает в эти регионы напрямую. Что позволяет, как минимум, на несколько часов быстрее обслуживать клиентов.

dhl Ежедневно 24 часа в сутки принимает заявки и отвечает по телефону на вопросы клиентов. В субботу служба работает по стандартным тарифам. Остальные компании круглосуточной работой похвастать не могут. Или не хотят. Потому что считают, что предоставлять особо "навороченные" услуги в россии пока бессмысленно. Нет спроса.

Иван шацких, финансовый директор компании ups:

"мы предоставляем только один вид услуг - экспресс-доставку документов и грузов в течение суток, максимум двух. И не видим необходимости расширять спектр услуг. Это в европе или сша идет жесточайшая борьба за каждые полчаса. В россии же клиенты не готовы доплачивать за ускоренную доставку корреспонденции. Мы можем доставить сообщение и в субботу, но обойдется это на $15 дороже. Зачем клиенту платить лишние деньги, если по субботам никто не работает, а в понедельник к 10.30 ваше отправление будет у адресата?".

Клиенты ups, tnt и fedex, если у них есть доступ в интернет, могут в любой момент проверить, где находится их груз или письмо: у адресата, на сортировочном складе компании или же, не дай бог, задержано таможней. Такие данные содержатся на серверах компаний. Для их получения клиенту достаточно набрать номер своей накладной.

Кроме того, в структуре tnt есть своя собственная почтовая служба. Которая в течение недели-двух за весьма умеренную плату доставит ваше письмо в любую точку планеты. Даже папуасам новой гвинеи.

У ups и fedex в москву летают собственные самолеты. Тогда как dhl и tnt для отправки сообщений своих клиентов используют пассажирские рейсы различных авиакомпаний.

Вся россия за одну цену.

Если вам нужно переслать корреспонденцию в пределах россии, обращаться придется только к dhl, ups и tnt.

fedex Вообще не занимается внутренними перевозками.

Лидером на рынке экспресс-доставки в пределах россии является dhl. У этой компании больше всего филиалов в нашей стране - 20. Соответственно шире география обслуживания клиентов.

Можно, конечно, обратиться и к российским компаниям, предоставляющим услуги экспресс-связи. Но они не могут пока (и неизвестно, смогут ли вообще) на равных конкурировать с мировыми гигантами. У них нет средств, чтобы оборудовать сортировочные центры или открыть такое число филиалов в регионах, как, скажем, у dhl и ups.

tnt Для передачи экспресс-почты внутри россии предлагает единый тариф. За отправку корреспонденции из москвы в петербург и из москвы во владивосток с вас возьмут одну и ту же сумму - письмо весом до 1 кг будет стоить $22.

dhl И ups предлагают дифференцированные тарифы. За отправку письма из москвы в петербург и владивосток dhl возьмет соответственно $24 и $38,4, а ups - $17,5 и $25.

Самые низкие тарифы на доставку корреспонденции в европейскую часть россии в dhl и ups.

Не шлите апельсины бочками.

Случаи, когда клиент не получил послание вовремя, встречаются редко. Во всех без исключения компаниях уверяют, что они составляют не более десятых или даже сотых долей процента от общего числа отправленных сообщений.

Но сбои, как показывает практика, все-таки бывают. Чаще всего это задержки на таможне. Иногда в результате неправильного заполнения накладной груз вместо англии летит в штаты.

Для поиска ошибок в накладных dhl разработала специальную программу, которая автоматически проверяет их содержание. И сообщает обо всех несуразностях клиенту.

С таможней "бороться" сложнее. Все без исключения представители компаний "большой четверки" жалуются на "неадекватность" российских таможенников, которые к экспресс-грузам предъявляют такие же требования по растаможке, как и к обычным. В результате совершенно невинные посылки нескольких дней пылятся на таможне. Тогда как на границах развитых стран экспресс-почте дают "зеленый свет". Ее таможенная очистка осуществляется по упрощенной процедуре, которая отнимает не более двух часов. Наконец, сама процедура растаможки начинается уже после того, как груз доставлен адресату. У нас же, как всегда, все наоборот.

Чтобы исключить возможные инциденты, на границе сами компании экспресс-доставки контролируют содержание посылок. Контроль производится и при приемке корреспонденции (это обязательно делает курьер компании), и на сортировочных терминалах. Здесь грузы "просвечиваются" на предмет их соответствия таможенной декларации. Ведь если содержание посылки не соответствует бумагам, груз будет задержан на таможне.

Кроме того, важно не допустить попадания в посылки наркотиков, взрывчатых веществ и так далее. Есть предметы, которые ни одна компания экспресс-доставки у вас не примет для перевозки по воздуху.

К таким грузам относятся: алкогольные напитки, деньги и ценные бумаги, животные, огнестрельное оружие, произведения искусства, антикварные изделия, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость и изделия из нее, порнографические материалы, пушнина, растения, семена, табак и табачные изделия, шкуры диких животных, жидкости в стеклянных емкостях.

Правда, мало-помалу взаимоотношения компаний экспресс-доставки с таможенниками начинают меняться к лучшему. Все компании в своих сортировочных терминалах уже разместили специальные таможенные посты. Что позволяет быстрее производить растаможку грузов. Клиенты на таком нововведении выиграли около суток.

Однако трудности по-прежнему возникают. Как правило, тогда, когда для получения груза необходимо наличие у принимающей стороны сертификата, дающего право на ввоз определенных товаров.

Скажем, для ввоза медикаментов адресату нужен сертификат минздрава, средств связи - госкомсвязи, средств шифровки - фапси. Хорошо, если все эти бумажки есть,- в этом случае принимающая сторона просто передает документы компании, которая предъявляет их таможне. А вот если сертификаты отсутствуют, получение груза может затянуться и на неделю, и на две. В подобных ситуациях компании по экспресс-доставке снимают с себя всякую ответственность за задержку посылки. Это не касается тех случаев, когда за отдельную плату курьеры сами получают все необходимые бумаги для принимающей стороны.

Отдельная история - если ваша корреспонденция была задержана или вовсе не попала к адресату по вине компании. В таком случае фирма возвратит вам лишь то, что составляет тариф на перевозку (если это были документы), или же заплатит символический штраф $100 (если это был груз). Возможно, в качестве компенсации вам предложат в другой раз бесплатно воспользоваться услугами фирмы по экспресс-доставке. Но тут уж - как в байке про дантиста, который вырвал пациенту здоровый зуб и предложил прийти к нему на прием еще раз. Вряд ли стоит прибегать к услугам фирмы, сервис в которой оставляет желать лучшего.

Если вы хотите получить не $100, а реальную стоимость пропавшего груза, его следует при отправке застраховать. Правда, документы страховать никто не будет. В компаниях объясняют, что это связано с невозможностью установить истинную ценность письма. Действительно, как отличить любовную записку от многомиллиардного контракта?

так называемую упущенную выгоду, даже если и случилась она по вине перевозчика (ваше сообщение не вовремя дошло до адресата), компенсировать вам никто не станет. Это предусмотрено международным правом.

Услуга для влюбленных лентяев.

Во всем мире крупные компании обычно занимаются перевозками на дальние расстояния. Обслуживание муниципальных потоков - прерогатива мелких фирм. И не потому, что крупные компании подобную услугу не оказывают. Просто стоит она слишком дорого. Так, за доставку письма по москве ups, dhl или tnt попросят с вас, как минимум, $20. Российская фирма "курьер-сервис" за аналогичную услугу возьмет $6.

Конечно, приятно, когда вашу корреспонденцию доставит машина с символикой всемирно известных dhl, ups или tnt, а курьер будет одет в фирменную униформу. Есть заказчики, которые из соображений престижа готовы платить такие деньги. Но их мало.

Подавляющее большинство отправителей предпочитает прибегать к помощи операторов-"аборигенов" - городской сервис-службы "курьер", city express, vv-express, zest express, "курьер-сервис".

Безусловным лидером на этом сегменте рынка является городская сервис-служба "курьер", общее число заказов которой в прошлом году достигло миллиона. Кстати, простите за каламбур, курьеры "курьера" тоже одеты в униформу и тоже передвигаются на машинах с фирменной символикой. Другое дело, что сама компания известна гораздо меньше, чем западные монстры.

Показательно, что представители "большой четверки" довольно часто обращаются к услугам московских фирм для доставки по городу собственной корреспонденции - счетов, рекламы, поздравлений, уведомлений и т.Д.

Цены различные. Наиболее низкие тарифы у vv-express. Килограммовая бандероль со сроком доставки четыре часа "потянет" на $4,8. Тогда как "курьер" и "курьер-сервис" доставят ее за $8. Доставка в течение четырех часов письма весом 100 граммов в vv-express тоже будет стоить $4,8, тогда как "курьер" или city express попросят за него $6 и $7,2 соответственно.

Бывает, некоторые компании экспресс-доставки, не повышая собственно тарифы, вводят обязательные платные услуги. Вас могут попросить оплатить вызов курьера или уведомление о доставке сообщения. Кроме того, в некоторых конторах существует определенный минимум. Так, в vv-express примут не менее 10 писем, доставить которые нужно в течение 48 часов. А в сity express за любой заказ, будь то письмо или бандероль, с вас возьмут не менее 70 рублей "новыми". При этом, как и представители "большой четверки", московские компании экспресс-доставки крупным клиентам предоставляют скидки. Которые могут достигать 50%.

Правда, продвигать свои услуги на рынке московским компаниям гораздо труднее. Поскольку большинство российских фирм по старой привычке предпочитают все делать "на коленках" и держат собственных курьеров.

Максим смирнов, президент службы "курьер":

"наши бизнесмены пока не привыкли прибегать к услугам курьерских фирм для доставки корреспонденции по москве. Им легче оторвать от работы и послать на другой конец города секретаршу или водителя. Хотя, если посчитать, это обойдется почти в десять раз дороже".

Максиму смирнову вторит сергей дракин, генеральный директор компании vv-express:

"держать в штате собственных курьеров экономически нецелесообразно. Для этого нужно набрать и обучить людей, а затем контролировать их работу. Это очень дорого. Только для того, чтобы делать 2-3 тысячи рассылок в месяц, нужно сначала потратить около $2-3 тысяч".

Рынок экспресс-доставки корреспонденции в москве еще не развит. К услугам московских компаний обращаются в основном западные фирмы, компании сотовой и пейджинговой связи (им надо ежемесячно рассылать массу счетов), а также всевозможные телевизионные "магазины на диванах". Доля частных клиентов городских компаний также ничтожно мала. Если у компаний "большой четверки" на долю частника приходится около половины всех заказов, то в российских компаниях их процент не превышает десяти.

Максим смирнов, президент службы "курьер":

"пока мы еще не можем обслуживать частного клиента. Для этого нужно намного больше ресурсов, чем есть сейчас у любой московской компании. Хотя во всем мире принято через курьеров дарить цветы любимым женщинам, пересылать какую-то мелочь родителям, поздравлять с праздниками и т.Д.".

ПРавда, и москвичи иногда не чужды красивого жеста. Первым заказом "курьера" стала доставка ста одной розы обыкновенной студентке в обыкновенную "хрущовку". Так что, вполне возможно, вскоре в москве, чтобы подарить девушке цветы, не придется самому бегать по цветочным ларькам и магазинам. Всего-то и надо будет набрать номер курьерской компании и ленивым голосом сообщить: "99 роз на газгольдерную, 1/13, пожалуйста".

Рейтинг международных компаний экспресс-доставки по объему мирового оборота в 1997 году. *1.1* - место *1.2* - название *1.3* - базовая страна *1.4* - год создания *1.5* - год открытия российского представительства *1.6* - руководитель представительства в россии *1.7* - оборот в 1997 году в целом ($, млрд.) *1.8* - количество исполненных заказов в 1997 году по россии *1.9* - количество стран в обслуживании в россии *1.10* - география обслуживания *1.11* - количество филиалов в россии *1.12* - наиболее крупные постоянные клиенты *1.12.a* - В мире *1.12.b* - В россии 1-2-----3----------4----5----6-------------7----8--------------9---------10----------------11-12.a---------------12.b------------ 1 ups сша 1907 1989 сергей 23,5 - более 220 более 80 городов 12 ibm, sony, coca- "ренессанс-

мануилов cola, microsoft, капитал",

kodak, intel инкомбанк, альфа-

банк, межкомбанк,

r-style,

международный

московский банк 2 fedex сша 1973 1990 пол кейн 11,5 - 211 стран 720 городов в 1 motorola, siemens, гостиницы

россии и странах at&t "метрополь" и

снг** "националь",

oracle, российский

кардиологический

центр 3 dhl сша 1969 1984 крэйг кэрфи 5 свыше 100 млн. 227 стран свыше 200 городов 20 мвф, мбрр, bp "лукойл", автоваз 4 tnt нидерланды 1946 1989 абилио варэла 4,3 300 тыс. Более 200 вся территория рф 3 philips, vw, fiat, цб рф, "сбс-агро",

rover цкб

** корреспонденция доставляется в 720 городов россии и снг. Прием корреспонденции для доставки по назначению производится всего в 115 городах россии и снг.

Прочерк - нет данных.

Тарифы международных компаний экспресс-доставки.

Австрия, великобритания, германия, италия, нидерланды, франция, швейцария. Компания срок доставки (дней) цена ($)

документы посылки документы посылки

0,5 кг 1 кг 2 кг 4 кг 10 кг 1 кг 5 кг 10 кг 20 кг 30 кг fedex 1-2 1-2 43 59 79 118 175 70 130 175 255 325 fedex

(великобритания,

германия) 1-2 1-2 38 50 66 102 162 63 112 162 212 262 ups 1-2 1-3 40 48 64 88 140 63 113 153 222 282 dhl 1-2 2-3 52,8 62,4 81,6 112,8 175,2 79,2 144 252 324 396 tnt 1-2 2-4 41 49 65 91 153 62 116 166 266 356

сша, канада. fedex 1-2 1-2 38 53 75 117 189 66 129 189 279 369 ups 1-2 1-2 42 52 68 94 156 66 119 169 249 329 tnt 1-2 2-3 48 56 72 107 205 69 138 218 348 488 dhl 2 3 52,8 66 92,4 134,4 225,6 85,2 172,8 244,8 340,8 436,8

аргентина, бразилия, боливия, колумбия, парагвай, перу, уругвай. fedex 1-2 1-2 58 76 98 154 262 88 172 262 402 542 ups 1-2 1-3 54 64 84 118 194 80 166 246 366 446 dhl 2 3 80,4 97,2 130,8 190,8 339,6 112,8 235,2 355,2 547,2 739,2 tnt 2-3 4-5 56 68 92 131 239 84 165 255 415 575

китай, индия, гонконг, израиль, япония, сингапур, южная корея, турция, австралия и новая зеландия. fedex* 1-2 1-2 58 76 98 154 262 88 172 262 402 542 ups 1-2 1-3 49 59 79 113 189 76 149 209 299 379 dhl (турция) 1-2 2-3 61,2 73,2 97,2 141,6 235,2 90 180 252 336 420 dhl 2 3 72 85,2 111,6 157,2 274,8 103,2 196,8 292,8 412,8 532,8 tnt (турция) 2 3 48 56 72 107 205 69 138 218 348 448 tnt 2-3 3-4 53 65 89 125 221 81 157 237 387 537

* для fedex цены по турции - см. Европа, цены по индии - см. Южная америка.

Рейтинг московских компаний экспресс-доставки по числу доставленных в 1997 году сообщений. Место компания год руководитель количество цены ($)

создания выполненных письмо (100 г) бандероль (1 кг) посылка (до 5 кг)

заказов в 4 часа 48 часов 4 часа 48 часов 4 часа 48 часов

1997 году

(тыс.) 1 курьер 1994 максим смирнов 1000 6 1-1,2 8 2 12 6 2 city express 1993 сергей быков 450-500 7,2 0,9-1,3* 7,2 2,4-3* 12 7,2* 3 vv-express 1994 сергей дракин 240 4,8 0,96 4,8 3,6 8,4 6 4 zest express 1993 сергей швоев 70 5,1 0,9-3 5,2-6,8 3,5-4 6,2-8 5-8 5 "курьер-сервис" июнь 1997 александр понсеченко 30 5 2 8 5 12 8

* цены зависят от количества сообщений. Минимальный взнос 70 рублей.




















, лечение эрозии . . . .