Статьи

Главная страница  >>   Новости





К вопросу о международных транспортных коридорах.

Образно говоря, транспортный комплекс красноярского края занимает несколько пролетов евразийского транспортного моста, соединяющего грузопотоки европы и азиатско-тихоокеанского региона (атр).

В развивающем и глобализирующем мире особую значимость приобретают международные транспортные коридоры, имеющие сложнейшую инфраструктуру транспорта, связи, информатики, складского, транспортно-экспедиторского сервиса, правового обеспечения. Международное разделение труда, международная торговля настоятельно требуют от россии и сибирских регионов обустройства транссибирской железнодорожной магистрали и северного морского пути.

Беспокойство грузоотправителей и грузополучателей на других континентах вызвано тем, что мы не можем обеспечить на своих участках транспортных магистралей современную технологию перевозок "от двери до двери", обеспечить сроки, сохранность и культуру перевозок. Перевозить грузы морским путем вокруг африки через индийский океан (свыше 32000 км за 36 суток) невыгодно западным грузоотправителям. В то же время контейнеры по севморпути идут за 13 суток (расстояние 13000 км), а через панамский канал за 22 суток (22000 км).

Международные транспортные организации настойчиво ищут возможности проложить параллельно транссибу новую транспортную магистраль через китай и азиатские республики снг. Пока это не удается из-за того, что трасса пролегает по неспокойным регионам. Поэтому у нас пока имеется возможность перевести основные грузопотоки европы и атр на транссиб и севморпуть, задействуя мощности транспортного комплекса красноярского края. Задача это непростая, она требует переосмысления позиций всех участников транспортного процесса, участвующих в транспортировке груза из европы в японию, с его погрузкой, выгрузкой, хранением, перевалкой, транспортировкой.

Следует отметить, что в 1989 году мы перевозили по транссибу международные морские контейнеры с грузом из японии в европу и обратно. Общее количество перевозимых контейнеров достигало 140 тысяч в год. В дальнейшем планировалось довести количество перевозимых контейнеров до 1 миллиона в год. Всему этому способствовало: тариф на перевозку контейнера по транссибу был в четыре раза ниже морского тарифа, а доставка осуществлялась за 10-11 дней, а не за 36 дней. Обеспечивались сроки, сохранность, и в бюджет страны поступало столько денежных средств, что составляло 20% от всех остальных источников валютных поступлений.

Перестройка стремительно взвинтила тарифы на перевозку контейнеров, их перестали возить в охраняемых составах, по расписанию пассажирского поезда. В результате контейнеры по транссибу стало перевозить невыгодно. Ныне тариф на транссибе равен морскому тарифу, доставка не обеспечивает сроки и сохранность. И вот в 1999 году из пяти миллионов контейнеров, которыми обменивается европа с атр, мы перевозим только 20 тыс. Контейнеров.

Что же касается севморпути, то, чтобы вернуть туда грузы, необходимо провести ряд мероприятий, в том числе обеспечить необходимым современным навигационным оборудованием, привести в соответствие величину тарифа на морские перевозки и размер ледового сбора.

Пути повышения эффективности. Транспортный комплекс красноярского края, являясь сложным взаимосвязанным организмом, включает в себя предприятия разной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Сложные процессы экономических преобразований позволили сохранить управление коммуникационным комплексом края, его устойчивую работу в условиях спада промышленного производства и перехода принципов управления, финансирования от отраслевого к территориальному. При этом на первое место вышел ряд проблем.

Во-первых, организационные, в том числе создание оптимальных структур, систем управления, взаимодействия между отраслями транспорта, органами государственного управления, пользователями услуг транспорта.

Во-вторых, правовые, т.Е. Разработка нормативных актов, регламентирующих работу предприятий транспорта в условиях рыночных преобразований, многообразие форм собственности и порядка подчиненности.

В-третьих, финансовые. Определение порядка расчетов за транспортные услуги, определение источников инвестиций на обновление подвижного состава.

В-четвертых, вопросы, связанные с собственностью.

Требуется установление порядка управления предприятиями транспорта краевой собственности или долями краевой собственности в акционерных обществах.

Губернатор красноярского края александр лебедь с 1998 года определил, что развитие транспорта является необходимым условием подъема и развития экономики края. Было проведено несколько российских съездов-конференций по тарифной политике, в первую очередь, на железнодорожном транспорте.

Совместно с мпс россии, правительством российской федерации были найдены пути снижения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки ряда массовых грузов края, что дало значительное увеличение объемов перевозки лесных грузов, угля в другие регионы.

Одним из важных направлений практической работы администрации края и комитета межрегиональной ассоциации "сибирское соглашение" (масс) по транспорту и связи стало создание государственного унитарного предприятия "центр транспортной логистики". Предприятие обеспечивает взаимодействие в вопросах формирования и управления грузопотоками на территории края, сибирских регионов и взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами.

Кроме того, по инициативе администрации края создана компания-оператор перевозок грузов зао "красопергруз". Эта работа проведена в рамках концепции структурного реформирования федерального железнодорожного транспорта.

Важность и своевременность создания зао "красопергруз" заключается в том, что вагонный парк мпс россии выбывает из строя более высокими темпами, чем обновляется.

Уже сейчас имеются задержки из-за отсутствия грузовых вагонов при перевозке угля, леса. Предполагается, что зао "красопергруз" получит свыше 1000 грузовых вагонов. По согласованию с красноярской железной дорогой оно примет на себя объемы перевозок по ряду направлений, обеспечивая 40-60% перевозок угля в регионе.

Полученные средства компания-оператор планирует направлять на приобретение новых вагонов, таким образом, создавая новые рабочие места, сохраняя старые на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах.

Красноярской железной дорогой ведется работа на базе дорожного центра фирменного транспортного обслуживания по созданию структурного подразделения гуп "контейнер" - предприятия по контейнерным перевозкам.

Огромный объем грузов придется освоить транспортному комплексу края при освоении нефтегазовых месторождений края нефтяными и газовыми компаниями.

Но значительно больший объем, оплачиваемый в валюте, может прийти при эксплуатации международных транспортных коридоров, в том числе севморпути, транссиба и трансполярных трасс. Европейские грузы в контейнерах с севморпути и транссиба могут уходить через полюс на трансполярных авиатрассах в канаду и сша. В свою очередь, американские и канадские контейнеры могут быть перегружены из самолета в поезд и доставлены в финляндию, китай, японию.

Что же не дает пока получить такие значительные валютные заработки нашему транспортному комплексу? таких причин несколько.

Во-первых, у нас в крае незавершено создание региональной информационной системы, куда бы вошли предприятия всех отраслей транспорта, предприятия-грузоотправители, грузополучатели, государственные органы (таможня и т.Д.), Замыкающейся на гуп "центр транспортной логистики". Это обеспечило бы формирование наиболее оптимальных транспортных схем, обратную загрузку, сервис для грузоотправителей и т.Д.

Во-вторых, нет мощной межрегиональной компании-экспедитора по перевозке грузов на нескольких видах транспорта по привычной для западного грузоотправителя схеме "от двери до двери". Для этого нужна культура, традиции, доброе имя и доверие. Может быть, прообразом будущей компании интермодального оператора станет зао "красопергруз"?

в-третьих, как это ни горько, но мы лет на 40 отстали от западной бизнес-культуры в транспортно-экспедиционном обслуживании. У нас нет сквозного коносамента (перевозочного документа, если груз перевозится в одном маршруте речным, железнодорожным, автомобильным транспортом по схеме "от двери до двери").

Вот уже два года в государственной думе не рассматриваются проекты законов "о смешанных перевозках" и "о транспортно-экспедиционной деятельности". Если не будут решаться эти проблемы, то мы или потеряем грузопоток с транссиба и севморпути, или к нам придут мощные западные транспортно-экспедиционные фирмы и заберут грузопоток на себя вместе с огромными валютными поступлениями.

Мир меняется быстро, и тот, кто не успевает изменить свои инструменты познания мира и не способен модернизироваться вместе с ним, безнадежно устаревает, отстает от жизни. И наша задача - совершить очередной прорыв организационный, правовой, экономический, технологический. У нас все для этого есть, в том числе автоматизированный завод по производству универсальных крупнотоннажных контейнеров "абаканвагонмаш" (республика хакасия), незавершенное строительство терминала в красноярске, системы связи, сопровождения и контроля для контейнеров и вагонов (разработчик красноярский государственный технический университет). Кроме того, в крае имеются организации, способные завершить создание региональной информационной сети для гуп "центр транспортной логистики". Но не все можно решить собственными силами, необходимо завершить формирование правовой базы для смешанных перевозок и транспортно-экспедиционной деятельности на федеральном уровне.

Думается, что, используя географические преимущества красноярского края, мы сможем не только оживить транссиб и севморпуть и создать комплекс трансполярных авиатрасс, но и получить значительный источник дохода для регионального бюджета.

Василий ковалев.




















Обратите внимание. Покупайте на alaxar. Ru . Профессиональная грузов. . Отдых в танзании, туроператор по танзании. . . Каталог детской мебели IKEA 2012: .