Статьи

Главная страница  >>   Новости





Искупление... По заявлению.

Все мы в той или иной мере являемся "потребителями": товаров, которые покупаем; услуг, которые нам оказываются; работ, которые для нас выполняются. Потому и в ситуации, когда приходится отстаивать свои права потребителя, мы попадаем совсем не так редко. О некоторых способах защиты прав потребителя, применяемых на практике, "биржа" уже рассказывала в прошлом году в статье "потребил, но не употребил". В связи с публикацией этой статьи у читателей "биржи" возникли вопросы, относящиеся к защите прав потребителей, на которые мы сегодня и отвечаем.

Ситуация, о которой рассказала одна из читательниц "биржи", хотя и нетипична, но вполне узнаваема. В хозяйственном магазине супруги приобрели большое зеркало для прихожей. Договорились с представителями торговой организации о доставке этого зеркала в ближайшие дни. Однако вместо того зеркала, которое было куплено, супругам привезли совсем другое.

Естественно, покупатели отказались получить это зеркало и потребовали доставить то, которое было ими куплено. Ждут они доставки своей покупки уже две недели, а из магазина нет никаких вестей.

Какую же ответственность несет магазин за подобные действия - в частности за такую вот "доставку"?

в соответствии с законом рф "о защите прав потребителей", "при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию". В данном случае эта обязанность была продавцом не выполнена, так как вместо товара одного вида, выставленного в магазине в качестве образца, покупателю привезли другой товар, который покупатель не принял. Таким образом, договор купли-продажи был исполнен лишь одной стороной - покупателем, оплатившим товар, а продавец (магазин) свою обязанность по передаче товара в собственность покупателю не исполнил.

В статье 23 закона рф "о защите прав потребителей" предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя в виде выплаты неустойки (пени) за каждый день просрочки. Однако положения данной статьи распространяются лишь на случаи продажи товара с недостатками, ненадлежащего качества. В этой же ситуации речь идет о нарушении сроков исполнения обязательства продавца перед покупателем о передаче ему товара, а зеркало, которое было доставлено покупателям, не было принято последними не из-за ненадлежащего качества, а из-за не соответствия его образцу, выставленному в магазине.

Поэтому на основании ст. 23 закона рф "о защите прав потребителей" установленной в ней неустойки взыскать с магазина не удастся. Однако на основании ст. 4 (п. 4), ст. 15 указанного закона, супруги имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного им вследствие нарушения продавцом прав потребителя.

Но так как в соответствии со ст. 1 (п. 1) закона рф "о защите прав потребителей", ст. 9 закона рф "о введении в действие части второй гражданского кодекса рф" отношения в области защиты прав потребителей регулируются еще и гражданским кодексом рф, потребитель может применить к продавцу санкции, установленные гк рф за нарушение срока исполнения обязанности передать товар. Срок этот, согласно положениям ст. 457, 314 гк рф составляет семь дней со дня предъявления покупателем требования продавцу об исполнении обязательства передачи товара. Для этого покупателю нужно подать продавцу письменное заявление, с даты подачи которого и будет исчисляться указанный срок. При неисполнении продавцом обязательства по истечении этого срока, покупатель вправе взыскать с него проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 гк рф.

В другой ситуации был приобретен дорогой кухонный стол. Доставка производилась покупателями за свой счет, так как магазин, продавший стол, оказывает услуги по доставке лишь "особо крупногабаритной" мебели (шкафов, диванов и т.Д.). ЧЕрез два месяца на столешнице стал отклеиваться шпон. По требованию покупателя магазин-продавец заменил столешницу, однако вторичная доставка опять была произведена покупателем за свой счет.

Кто же должен оплачивать доставку товара из магазина при его замене в случае обнаружения недостатков?

согласно ст. 18 (п. 7) закона рф "о защите прав потребителей" доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. Если же доставка осуществляется потребителем, то продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

Имеет ли право покупатель предъявлять торгующей организации (продавцу) требования, связанные с продажей ему товара ненадлежащего качества, если не сохранился кассовый или товарный чек?

в соответствии со ст. 18 (п. 5), отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Адвокат специализированной юридической консультации n 9 телефон 37-69-62 пейджер 39-44-44, абонент 3844.

Елена губанова.




















Социальная сеть игроков Партнерская программа . Фотограф и видеооператор на свадьбу. . . . . Умные подарки на 23 февраля - . Оригинальный подарок на свадьбу.