Статьи

Главная страница  >>   Новости





Интернет-технологии в экономике.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий(для краткости будем называть их интернет-технологии) привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для бизнеса и других сфер социально-экономической деятельности человека благодаря электронному бизнесу, эффективность повышается не только от ускорения и автоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности контактов с новыми поставщиками и заказчиками, и гигантского снижения транзакционных издержек (издержек на продвижение товаров и услуг).

Резко снижаются расходы на рекламу, на маркетинговые исследования, на получение и анализ информации о рынках. Уменьшается потребность в торговых посредниках. Экономия достигается также за счет повышения унификации торговых операций, проводимых через интернет.

Разные интернет-компании предлагают различные тарифные планы. Стоимость повременного доступа в интернет зависит в основном от времени суток. В наиболее популярное дневное время стоимость часа, проведенного в сети, составляет от 0,7 до 1доллара сша, в вечернее и ночное время, а также в выходные дни стоимость доступа уменьшается до $0,4-0,7. Тарифные планы с абонентской платой предлагают за месячный взнос в $50-70 не ограниченный по времени доступ в любое время суток. В качестве дополнительных услуг предлагается предоставление почтового ящика e-mail, выделение дискового пространства под web-страницу на площадке провайдера и услуги по ее поддержанию. Таким образом, за 1500 рублей в месяц любая российская компания или маленькая фирма может разместить информацию о себе в сети интернет, принимать электронную почту или сообщения от клиентов на своей web-странице, выбирать поставщиков и заключать сделки в сети, то есть стать участником интернет-экономики.

Конкретно сферу электронной коммерции принято разделять сейчас на две большие части:

- "бизнес для потребителя" (b2c, business to consumer), когда продавец оказывает услуги розничному потребителю;

- "бизнес для бизнеса" (b2b, business to business), то есть продажа товаров и услуг предприятиям.

Примером бизнеса для потребителя является розничная продажа книг, компакт-дисков, бытовой техники, одежды. Это прежде всего издательства в интернете (которые продают различную информацию, звуки, видеоизображения) и информационные агентства. Есть и другие услуги. Многие уже знакомы с системами управления финансами, домашними банками, системами резервирования билетов в гостиницах, самолетах и т. Д.

Схема "бизнес для бизнеса" - это не просто оптовая торговля через интернет, а осуществление операций с различными контрагентами (банками, поставщиками и пр.) Через интернет. Это означает, что любой контрагент предприятия имеет возможность просматривать текущие потребности компании в соответствующих товарах или услугах и незамедлительно реагировать на сформировавшийся запрос, то есть планировать поставку, определять сроки и способы доставки, выставлять счета и т.Д. Операции на рынке b2b могут осуществляться при помощи нескольких механизмов - механизма каталогов, аукционов или электронных бирж.

Если рассматривать цепочку "производитель-дистрибьютор -продавец-покупатель", то в каждом ее звене можно создать торговую интернет-систему. Каждая из них представляет собой в2в-систему, а объединение всех в единую систему - "marketplace", или b4b ("business for business" - термин предложен директором по технологиям компании etops consulting леонидом новомлинским).

Межфирменная интернет-торговля развивается наиболее бурными темпами. По некоторым оценкам, электронная торговля "бизнес-потребитель" вырастет с $8 млрд (в 1999 году) до $108 млрд в 2003 году. В то же время электронная торговля в отношениях "бизнес-бизнес" вырастет за тот же период с $43 млрд до $1,3 триллиона.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

Общая схема работы бизнес-модели b2c, применяемая большинством предприятий, может быть описана следующим образом. Через сеть интернет покупатель при помощи броузера заходит на web-сайт интернет-магазина. web-Сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи. Покупатель, щелкая мышью, ходит по серверу с одной страницы на другую, как в обычном торговом зале, и выбирает нужный ему товар.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему интернет-магазина. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе.

При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При возможности оплаты через интернет подключается платежная система.

Подробное описание всех возможных способов, применимых для электронных платежей, будет приведено ниже. После сообщения о проведении on-line платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.

Таким образом, технология обслуживания покупателя при электронной торговле включает в себя следующие операции: а) выбор товара; б) заказ товара; в) оплата товара; г) доставка товара покупателю.

В настоящее время в рунете существует 700-800 магазинов, большинство из которых было создано в последние полтора года (на начало 1999 года существовало менее сотни магазинов). Наиболее популярными товарами, представленными в интернет-магазинах, являются книги, видео, cd, dvd, компьютеры и комплектующие, сувениры, бытовые товары.

На некоторых информационных и специализированных сайтах появилось несколько аналитических обзоров по проблемам в2с-коммерции: исследование зарубежных интернет-магазинов с точки зрения соответствия их запросам потребителей, качеству оформления, удобству для пользователя и др. Полученные результаты, по сути, можно считать готовым бизнес-решением для компаний, развивающих или только внедряющих электронный бизнес в структуру своего предприятия.

Магазины оценивались по ряду параметров: дизайн (наличие витрины, качественная оценка общего оформления и пр.), Наличие технологических ошибок (незагружаемые элементы графики, ошибки в гиперссылках), оценивался ассортимент товаров, качество и объем представленной информации о товаре, сложность работы с каталогом товаров и наличие системы внутреннего поиска.

Ряд исследований основан на онлайновом опросе посетителей интернет-магазинов для определения их оценок интернет-торговли и их покупательских и пользовательских предпочтений.

Подавляющее большинство потенциальных покупателей, посещающих магазины, составляют мужчины (70,7% против 29,3% женщин). Однако и у женщин, и у мужчин наличие опыта покупок в сети одинаково, всего на момент опроса имели опыт совершения покупок 77% мужчин и 80% женщин. Процесс принятия решения о покупке у мужской части сетевых покупателей более рационален, чем у женской ее части. Так, хотя покупки в сети планируют и женщины, и мужчины в равной мере (47,7% и 45% соответственно), однако большая часть женщин совершила незапланированные покупки по сравнению с мужчинами (21 и 14% соответственно).

Можно выделить две группы респондентов, наиболее часто совершающих покупки в сетевых магазинах. Первая группа - посетители в возрасте 25-34 лет (внутри этой группы опыт совершения покупок был у 78,7%). Вторая по численности группа более молода - 18-24 года (однако эта группа более активна, 81% респондентов в этом возрасте уже имеют опыт совершения покупок в сети). Среди всех остальных групп наиболее низкий показатель активности (совершенная покупка) в возрастной группе 35-44 года, что может быть объяснено с позиции консерватизма, более свойственного людям среднего возраста.

На выбор того или иного сетевого магазина посетителями влияют прежде всего следующие факторы: 71% респондентов руководствуется ценой товара, 69% - системой доставки, 58% респондентов выбирают сетевой магазин, если уже имели опыт совершения покупок в нем. На выбор сетевого магазина для 56% респондентов влияет ассортимент товара и система оплаты (54%). Менее значимыми являются факторы, описывающие товар, - наглядное представление товара (48%), описание товара, его характеристик (45%). В отдельную группу факторов можно выделить те, которые относятся к структуре построения сайта - легкость оформления заказа и поиска товара (42 и 40% соответственно), удобство навигации сайта (30%).

В ходе опроса изучалась связь между активностью покупателей и работой магазинов с клиентами. 38,7% респондентов в той или иной степени не удовлетворены совершенными покупками в сети. Основной причиной неудовлетворенности является отсутствие ответной реакции со стороны магазина после оформления заказа, что говорит о низком уровне сервиса в онлайновой торговле. Также отмечается плохая онлайновая помощь в совершении покупки, несовершенство системы оплаты.

Среди тех, кто совершил покупку, но остался недоволен, чаще всего в качестве причины неудовлетворенности назывались задержки при доставке товара (71,8%). На несоответствие заявленного качества товара полученному указали 18,3%. На то, что окончательная стоимость товара оказалась выше заявленной в ценнике, указали 19,8%. На сложность системы оплаты сетовали 13,7%, столько же (13,7%) просто не дождались получения своего товара.

Послепродажным обслуживанием остались недовольны 3,1%.

При оплате товаров в интернете покупатели чаще всего выбирают два вида платежей: 1) наличные платежи курьеру при доставке товара или при визите в реальный магазин (71,4% респондентов) и 2) наложенный платеж (оплата в почтовом отделении при получении товара) (14%).

Интернет-магазины в россии, как известно, развиты пока крайне недостаточно. Можно условно разделить причины пока слабого развития интернет-торговли в россии на два типа. Внешняя причина, связанная с низким уровнем развития интернета и низким уровнем платежеспособности большинства населения. Это приводит к тому, что интернет-магазины не могут полностью использовать преимущества электронной торговли, а цены в on-line-магазинах оказываются даже выше, чем в обычных. Вторая причина является внутренней и связана с пока еще низким профессиональным уровнем создателей интернет-магазинов, неразвитой системой оплаты и доставки товара.

(Продолжение следует).

Ирина ромашова, доктор экономических наук.




















. . Вечерние и коктейльные платья онлайн магазин сумок.