Главная страница >> Новости
Есть ли польза от электронной коммерции?
объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологии обработки информации было предшественником всех революционных изменений в истории человечества в наш век мы стали свидетелями третьего открытия в области обработки информации - появления компьютера, наиважнейшего изобретения современности.
Первыми двумя можно считать изобретение письменности и печатного станка. Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. Первый программируемый электронный компьютер с памятью на 20 слов был сконструирован в 1946 году, а в 1971 году был изобретен микропроцессор. В 1965 году гордон мур, один из учредителей intel, предсказал, что процессинговая мощность кремниевого чипа будет удваиваться каждые 18 месяцев. Так и случилось, что привело к огромному росту процессинговой мощности компьютеров и резкому падению цен на них.
Восемнадцать лет назад журнал time объявил компьютер "персоной года" и вынес его на обложку. Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность связывать разные структуры общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима. Датой зарождения таких сетей можно считать 1993 год, когда в результате существенного снижения стоимости и повышения производительности аппаратных и программных средств началась массовая эксплуатация интернета и системы world wide web (www).
Возникшая глобальная информационная структура стала основой развития систем новой экономики - сетевой, или электронной, коммерции.
Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (для краткости будем называть их интернет-технологиями) привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для бизнеса и других сфер социально-экономической деятельности человека.
Многие крупные компании уже давно прибегают к информационным технологиям при проведении деловых операций. Наиболее отработанной на сегодняшний день является электронный обмен данными - edi (electronic data interchange) - по частным компьютерным сетям, использование которых началось еще в 70-х годах; почти с того же времени банки успешно используют выделенные сети для электронного перевода денежных средств - eft (electronic funds transfer).
Это методы кодировки последовательных транзакций и их обработки в on-line режиме. edi Избавляет от необходимости обработки, почтовой пересылки и повторного ввода в компьютеры бумажных документов - процесса, который не только весьма неэффективен, но может также порождать и ошибки.
Уменьшение издержек - наиболее впечатляющий результат внедрения edi. Но лишь крупные корпорации смогли воспользоваться выгодами от внедрения технологии edi.
Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети. Бум создания корпоративных информационных систем, получивших название интранет, пришелся на 80-е годы. Интернет как международная сеть начал работать в 1989 году. Его прообразом стала одна из военных компьютерных сетей, которая в середине 80-х была передана для использования университетам сша. Последующее широкое (всемирное) распространение интернета в качестве коммуникационной основы для edi позволило устранить ценовой барьер и открыло небольшим компаниям пути к использованию этой технологии.
Затраты на транзакцию через интернет составляют сейчас 13 центов, через банкомат - 25 центов, в отделении банка - один доллар. В начале 1998 года управление банковскими счетами через интернет применяли 4,2 млн человек. (Крупный американский банк citibank развернул операции в великобритании, не создав филиалов или отделений. Вместо этого банк предложил своим клиентам бесплатный доступ к интернету. Соответствующие услуги обеспечиваются британским провайдером virgin net (http://www.virgin.net/). ЗА Счет снижения издержек процентная ставка по онлайновым вкладам до востребования составляет 4,5% годовых, тогда как в традиционных банках - 0,3-0,5%).
Датой зарождения систем электронной экономики можно считать 1993 год, когда в результате существенного снижения стоимости и повышения производительности аппаратных и программных средств началась массовая эксплуатация интернета и системы world wide web. Возникшая глобальная информационная структура стала основой развития систем электронной коммерции.
Еще в 1994-1995 годах интернет рассматривался преимущественно как гигантская библиотека и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. Если 1996-й был годом, когда интернет-узлы делали бизнес главным образом на размещении рекламы на своих "веб-страницах", то 1997 год обозначил перелом в росте коммерции на интернете, появились реклама, подписка, торговля, абонентное обслуживание.
В начале xxi века пользователи сети интернет кардинально меняют свое потребительское поведение. Так, опрос американских пользователей интернета показал, что 52% проводят свободное время совершенно иначе, чем раньше; 19% заявили, что интернет для них является основным источником развлечений, треть опрошенных пользуется интернетом во время, которое на телевидении называется "прайм-тайм"; 39% всех опрошенных ответили, что делают покупки по сети; 5% ежедневно играют в сетевые компьютерные игры.
Сетевая экономика - среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия.
Сегодня в сша более 120 млн пользователей интернета, в западной европе - более 50 млн, в азиатско-тихоокеанском регионе - 70 млн, в восточной европе - 12 млн, а в россии всего 2 млн человек.
Доходы интернет-экономики растут пропорционально количеству пользователей интернета. По данным forrester research, в 2004 году доходы всей мировой электронной коммерции составят 6,9 трлн долларов. Несмотря на спад в 2000-2001 годах глобальной интернет-экономики, forrester предсказывает, что она будет иметь все условия для интенсивного развития. Объем продаж онлайновых товаров и услуг в сша уже сейчас составляет около 2% от общего объема продаж. К 2002 году эта доля повысится до 10%. В 1999 году доходы от электронной коммерции в европе составили 37 млрд долларов. К 2003 году общие доходы от e-commerce в европе составят 1,6 трлн долларов, или 6,3% от всего торгового оборота.
В целом по россии пользователей интернета - более 3% от взрослого населения, в крупных городах - более 5% (москва), в научных городках - 20-30% (новосибирск).
Уже в настоящее время сеть интернета образует новую, более совершенную среду для информационной активности людей. Обмен информацией и другие виды информационной активности, которые могут осуществляться в интернете, являются основой для реализации существенной части экономических процессов.
Глобальная сеть интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование интернета позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в world wide web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. На виртуальной витрине могут присутствовать товары, отсутствующие на складе.
Какие типы товаров продаются сегодня через web? можно выделить "мягкие" и "жесткие" товары. Под первыми понимаются товары, которые могут быть представлены в цифровой форме (информация, программное обеспечение и т. П.), А под вторыми - все остальные (вещественные товары, товары-предметы).
Такая трактовка соответствует в компьютерном сообществе толкованию терминов soft и hard.
Многие товары и услуги могут быть предоставлены клиенту по сети. Это сделки на биржевых рынках, текстовая и графическая информация, компьютерные программы, консультационные и образовательные услуги, газеты и журналы. Таким образом "мягкие" товары могут быть поставлены через web, а весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме. В результате оборотные фонды компаний, занимающихся такой продажей, оказываются полностью цифровыми. Доля продаж on-line товаров составляет сейчас 60-70%, тогда как на долю продаж доставляемых покупателю товаров приходится 30-40%.
В сфере интернет-продаж "жестких" товаров ключевым моментом станет доставка товара покупателю. Более того, по словам великого знатока науки управления питера друкера, в относительно сравнивающихся маркетинговых условиях электронной торговли "поставка товара становится основным конкурентным преимуществом". В своей статье о революции, которую произведет электронная торговля во всех областях хозяйственной деятельности, он заявляет: "в электронной коммерции поставка станет той единственной сферой, в которой компания действительно может отличиться. Она станет основной сферой компетенции. Фирмы будут торговать не тем, что производят, а тем, что смогут поставить покупателю".
Если появление средств транспорта привело к покорению пространства, то электронная торговля его ликвидирует. Заказчику все равно, где находится поставщик, если его удовлетворят цена и качество, а поставщику тоже не важно, где заказчик. Он может вести бизнес на рынке без физического присутствия, если сможет организовать поставку и сервисное обслуживание товара. Такое функционирование - минимизация запасов и времени выполнения заказов - требует четкого взаимодействия всех звеньев цепи: поставщиков, производителей, продавцов.
Благодаря возможностям интернета увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребления. Покупки, посещение банка, визит к врачу, для чего раньше приходилось выходить из дома, - все это будет доступно в собственном жилище. Снизятся затраты времени на перемещение и пользование услугами.
Не менее бурно будет развиваться и рынок дистанционного обучения. В сша очень успешно действует университет штата иллинойс, где обучение полностью идет через интернет. Есть элементы дистанционного обучения и в российских университетах, но в очень малом объеме. Правда, для максимально широкого внедрения как интернета, так и обучения через сеть надо раздать как можно больше компьютеров. Западный бизнес уже понял это. Корпорации "форд" и "интел" раздают сотни тысяч персональных компьютеров своим сотрудникам совершенно бесплатно.
Интернет позволяет повысить информационную коммуникацию между субъектами экономических отношений и снижает транзакционные издержки практически до нуля. Использование возможностей интернета позволяет сводить вместе продавцов и покупателей, которые прежде не могли бы найти друг друга, и осуществление сделки "купли или продажи" происходит с использованием средств электронного документооборота.
Всегда традиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя внимание на повышении эффективности каждого своего подразделения в отдельности. В противоположность этому интернет-экономика направлена на установление связей и заключение сделок со всем внешним миром.
Доктор экономических наук. e-mail: [email protected] (РОМашовой) ирина ромашова.
Онлайн игры как обыграть? . Покер, блог о казино . . Провайдеры интернета и телефон в офис цитаты на сайте. . . Iphone 4S 64gb купить дешево. .
|