Статьи

Главная страница  >>   Новости





Энергетика.

П.Юрьев.

Сохранение стабильности требует перемен.

Ао "самараэнерго" вступает в период глубокого реформирования созданная в советскую эпоху единая энергетическая система страны вплоть до середины 90-х годов без особых проблем обеспечивала надежное и бесперебойное энергоснабжение всего народнохозяйственного комплекса. Сегодняшний кризис отрасли явился закономерным следствием тотальных неплатежей потребителей и невыполнения государством своих бюджетных обязательств.

Что такое кризис, и как с ним бороться.

О том, что существующий подход к ценообразованию и сложившаяся за несколько последних лет тарифная система не обеспечивают отрасли даже простого воспроизводства, было известно давно. О том, что из-за отсутствия средств перестали проводиться в необходимых объемах регламентные и ремонтные работы, что основное энергооборудование приблизилось к пределу износа, что прекратился ввод новых генерирующих мощностей, не слышал только тот, кто не хотел слышать. Постоянно растущий разрыв между практически зафиксированными энерготарифами и свободными ценами на промышленные товары (в том числе на бензин, дизтопливо и особенно мазут) был очевиден. Однако об угрозах самому святому - надежности энергоснабжения - власти предержащие федерального уровня предпочитали не задумываться. Осознание кризисной ситуации и поиски путей выхода из нее начались около года назад - после того как к руководству отраслью пришел а.Чубайс.

С 1 ноября текущего года положение энергетических предприятий еще более усложнилось: на 15% была повышена оптовая цена на природный газ (основной вид топлива для всех более или менее крупных энергоисточников) и на 16% - стоимость электричества, приобретаемого "ао-энерго" на находящемся в ведении рао "еэс" форэм - федеральном оптовом рынке электрической мощности. После этого стало окончательно ясно: в условиях, когда энергетика остается одним из последних островков госрегулирования в бурной стихии российского псевдорынка, единственной альтернативой изнурительной борьбе за повышение энерготарифов является глубокая структурная перестройка отрасли.

И пока давно назревшие реформы не принесут ожидаемых результатов, обществу (хотя бы во имя стабильности российской энергосистемы) придется смириться с необходимостью постоянной корректировки отпускных цен на свет и тепло.

За два последних года было издано несколько директивных документов с описанием общей стратегии вывода энергетики из кризиса. Один из них - постановление правительства рф n 829 от 19.07.1999 г. "Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа мирового банка на структурную перестройку экономики)" - предусматривает, в частности, "создание независимых генерирующих компаний в количестве, достаточном для реальной конкуренции на электроэнергетических рынках россии," и привлечение для каждой из таких компаний частных стратегических инвесторов.

В рамках реализации этих положений рао "еэс россии" был составлен перечень сначала десяти, а потом пяти "ао-энерго", чьи акции в первоочередном порядке будут выставлены на продажу. Отбор производится на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности энергосистем, а также оценки существующего в данном регионе сочетания политических, экономических и хозяйственных факторов, которое принято называть "инвестиционным климатом". Скоординированные усилия администрации самарской области и руководства оао "самараэнерго" увенчались успехом: наша энергосистема вошла в заветную "пятерку", что послужило основанием для проведения широкомасштабного семинара-совещания "проблемы и перспективы развития региональной энергетики на примере оао "самараэнерго", в работе которого кроме топ-менеджеров рао "еэс" и ряда "ао-энерго" приняли участие представители региональных и мунципальных властей, акционеры и привлеченные эксперты. Семинар в форме деловой игры проходил с 12 по 15 ноября 1999 г. В правительственном санатории "волжский утес", и его итоги еще предстоит осмыслить, однако общий вывод звучит вполне обнадеживающе: "стремление наладить систему эффективного управления "самараэнерго" является обоюдным как для администрации области, так и для энергетиков".

Стратегия реформы.

По словам участвовавшего в семинаре заместителя председателя правления рао "еэс" валентина завадникова, конечная цель руководителей отрасли состоит в том, чтобы "ценообразование в энергетике осуществлялось не директивным путем, а по рыночным приниципам", то есть на основе баланса спроса и предложения. В сложившихся сейчас правовых и организационно-технических условиях для этого есть только один путь - четкая структуризация отрасли и вывод как можно большего число структурно-самостоятельных энергопредприятий за пределы действия антимонопольного законодательства. Объективные предпосылки для этого существовали всегда: из трех составляющих отрасль производственных комплексов два - генерация энергии и ее сбыт - вовсе не требуют контроля, а тем более, участия государства, и лишь один - доставка энергии конечному потребителю, включая диспетчерскую работу, транспортировку и распределение, - является естественной монополией и потому подлежит госрегулированию.

Если следовать этой логике, первым шагом в реформировании энергетической отрасли должен быть перевод существующих генерирующих предприятий (гэс и тэц) на полную структурную и юридическую самостоятельность, скорей всего, путем акционирования, смысл которого состоит в том, чтобы уменьшить долю рао "еэс" в акционерном капитале до величины, не превышающей установленный антимонопольным законодательством предел в 35%. После выделения генерирующих предприятий из состава нынешних рао "еэс" и "ао-энерго" они смогут выйти на рыночное ценообразование и начать, как выразился в.Завадников, "перекомпоновываться" в различные производственно-технические комплексы. В зависимости от конкретных условий это могут быть разного рода альянсы с крупными потребителями (производствами, в себестоимости которых энергоресурсы занимают не менее 20%) или производителями энергооборудования, объединения по территориальному принципу, причем как между собой, так и со структурами, оказывающими услуги по водо- и газоснабжению. По мнению в.Завадникова, "разделение и перекомпоновка потребуют от 6 до 12 месяцев, но задавать по этому поводу определенные сроки было бы преждевременно - все зависит от фактической готовности конкретного региона и его энергосистемы". Здесь, как говорится, возможны варианты, и они - в виде моделей, отражающих баланс интересов различных элит - должны были появиться как результат прошедшей деловой игры, для ведения которой были сформированы группы "власть", "рынок", "рао "еэс", "оао "самараэнерго", "потребители", "перепродавцы" и др.

Общие представления о содержании и темпах процесса реформирования российской энергетики должны сформироваться к декабрьскому заседанию совета директоров рао "еэс", где новый менеджмент рао во главе с а.Чубайсом доложит свою концепцию отечественным и зарубежным акционерам.

Однако, при любом исходе обсуждения практические шаги по реформированию отрасли будут предприняты не ранее осени следующего года. Что вполне понятно, ибо привлекать стратегических инвесторов и продавать пакеты акций "ао-энерго" до президентских выборов просто не имеет смысла: чтобы не прогадать, акционерам и менеджерам рао "еэс" необходимо будет дождаться стабилизации политической обстановки и завязанного на нее фондового рынка.

В силу названных политических факторов реформа энергетики пока что будет развиваться преимущественно в умозрительном плане - от идеи к системно разработанному проекту, а сама отрасль продолжит поиски путей выживания, по-прежнему оставаясь "естественной монополией" государства.

Реформа как коллизия сознания и бытия.

Пресс-конференцию по поводу окончания семинара в "волжском утесе" владимир аветисян, полтора месяца назад назначенный и.О. Генерального директора оао "самараэнерго", начал с признания: "все это время я решал основную проблему философии - что первично: сознание или бытие. Если сознание говорило о необходимости новых перспективных подходов к управлению, то бытие напоминало о социально-значимых функциях, о необходимости в любых условиях обеспечивать надежное и бесперебойное энергоснабжение региона.".

МОжно ли считать победой включение "самараэнерго" в число первых пяти энергосистем, где будут реализованы пилотные проекты реформирования отрасли? если принять во внимание общеэкономическую "продвинутость" региона, авторитет и амбиции губернатора константина титова, а также целенаправленную деятельность бывшего гендиректора "самараэнерго" бориса ремезенцева, наверное, да. Однако само это решение, как и последовавший за ним семинар- деловая игра, на данный момент - всего лишь публичное заявление о намерениях, начало довольно продолжительного и, можно с уверенностью предположить, очень непростого процесса адаптации региональной энергосистемы к рыночным реалиям. Ведь уже сейчас при общем согласии по поводу стратегии реформ отчетливо видны различия в интересах: рао "еэс", отражая позицию федерального центра, стремится к концентрации прибыли именно в москве, местные власти озабочены доступностью энерготарифов для хозяйствующих субъектов и минимизацией бюджетных платежей за энергоресурсы, а "самараэнерго" - дефицитом топлива, в особенности природного газа, неплатежами, а также нехваткой оборотных средств и инвестиций при угрожающе высокой изношенности основных фондов. В стратегическом плане (в своем, так сказать, сознании) "самараэнерго" вынуждено двигаться вместе со своей материнской компанией в лице рао "еэс", но если говорить об отображающей реальное бытие тактике - непременно будет блокироваться с областными и муниципальными властями, ибо без их заинтересованного участия подлинное реформирование региональной энергосистемы, в сущности, невозможно. В подтверждение этих соображений можно сослаться на недвусмысленно выраженное в.Аветисяном стремление не допустить (естественно, при поддержке местных властей) "каких-либо директивных мер со стороны рао "еэс".

"Разделение энергосистемы на составляющие для нас не самоцель и тем более не "доведенная сверху" задача, которую нужно во что бы то ни стало выполнять", - заявил он.

В качестве обсуждаемых направлений реформирования "самараэнерго" в.Аветисян назвал, в частности, выделение из состава компании генерирующих мощностей (проще говоря, тэц) с последующей продажей их акций частным инвесторам, формирование условий, привлекательных для стратегических инвесторов, создание новых бизнесов с участием энергетических предприятий (например, энергопромышленных комплексов), структурное и организационно- правовое оформление "сетевых" компаний и налаживание их взаимодействия с муниципалитетами. При этом, отметил в.Аветисян, очень важно свести к разумному минимуму зависимость региональной энергосистемы от внешних условий. Так, в ее составе обязательно должна остаться собственная (независимая от рао "еэс") и достаточно мощная сетевая компания. По мнению главы "самараэнерго", подобную компанию целесообразно строить в структурной связи со "средневолжской газовой компанией", а возможно даже, с привлечением муниципальных предприятий, обеспечивающих работу городских инженерных и телефонных сетей.

По словам в.Аветисяна, многое в процессе грядущей реформы будет зависеть от себестоимости энергии, и здесь особую роль может сыграть расположенная на самарской земле, но находящаяся в собственности рао "еэс" волжская гэс. Речь идет о поддержании конкурентоспособности реформирующегося оао "самараэнерго" за счет предоставления ему права на прямое (а не через форэм) использование самой дешевой в регионе электроэнергии.

Запустить энергореформу под "зонтиком" стратегических договоренностей между губернатором к.Титовым и главой рао "еэс" а.Чубайсом наверняка проще, чем довести ее до существенных для бытия результатов: кроме безусловно важных, но зависящих от конкретных личностей политических ходов, здесь потребуется консолидация чисто экономических интересов. Примечательным, с этой точки зрения, сигналом прозвучало суждение в.Аветисяна о том, что искомым стратегическим инвестором оао "самараэнерго" (наряду с иностранными структурами) вполне могла бы стать наиболее жизнеспособная часть региональной промышленности.

Взаимоотношениям с промышленными энергопотребителями в.Аветисян уделил особое внимание. В силу целого ряда факторов российская энергетика в последние годы вынуждена фактически беспроцентно кредитовать все народное хозяйство, и чтобы изменить эту противоестественную в экономическом смысле ситуацию, не требуется глубоких реформ - вполне достаточно политической воли губернатора и последовательных действий со стороны руководства энергосистемы. С приходом в.Аветисяна позиция "самараэнерго", по всей видимости, станет более жесткой: энергия будет отпускаться под банковские или имущественные гарантии. Кроме того, "самараэнерго" намерено добиваться существенного снижения доли денежных суррогатов (векселей, бартера и взаимозачетов) в обороте компании: согласно новой финансовой политике долговые обязательства энергодолжников должны оформляться в котирующиеся на фондовом рынке ценные бумаги. Отвечая на вопрос о возможности прямого участия оао "самараэнерго" в прибылях конечных потребителей, в.Аветисян высказался в том смысле, что, хотя эта схема не вполне согласуется с долговременной стратегией развития отрасли, в ближне- и среднесрочной перспективе она имеет право на жизнь. Все дело в устойчивости взаимных интересов: вступая в альянс, промышленники должны быть уверены, что первоначально оговоренный уровень энерготарифов в дальнейшем будет выдержан, энергетики же хотят защиты от односторонних действий крупных потребителей, которые в какой-то момент могут отказаться от централизованного энергоснабжения и предпочесть ему собственный локальный энергоисточник. "Мы хотим строить отношения с предприятиями на взаимовыгодных основах, ибо весь наш опыт показывает, что директивные решения о предоставлении различных льгот, как правило, не дают устойчивого экономического эффекта", - заявил глава "самараэнерго".

Остроту накопившихся в энергетике проблем в.Аветисян резюмировал формулой "так жить нельзя!". Проведенный в "волжском утесе" семинар должен помочь обновленному руководству оао "самараэнерго" избрать верный путь реформирования отрасли. Как отнесутся к этому выбору акционеры, покажет внеочередное собрание, назначенное на 3 декабря, для утверждения кандидатуры нового генерального директора. Ясно одно: сохранение стабильной работы региональной энергосистемы требует перемен.




















Корпоративное обучение английскому языку . . . Дачные участки: аренда, продажа: .