Статьи

Главная страница  >>   Новости





Доходная территория.

В столичном департаменте финансов ведется точная статистика того, как, с какими затратами выполняется городской заказ в разных административных округах москвы. Это позволяет судить о том, кто умеет бережно расходовать бюджетные деньги, а кто - не очень. Юго-восточный административный округ известен среди бережливых. За счет чего же здесь умеют потратить на выполнение заказа меньше, чем другие? об этом рассказывает владимир зотов, префект юго-восточного административного округа.

На долю не самого богатого нашего округа приходится 5 процентов собираемых городских налогов. А по подоходному налогу, ндс и по акцизам - до 8 процентов. Удельный же вес окружных расходов составляет 3 процента в общегородских.

При таком раскладе, понятно, основной задачей префектуры является повышение доходности всех видов деятельности, тогда и сумма собираемых средств в виде налогов возрастет. Работники финансовых органов префектуры и районных управ учатся по-хозяйски использовать денежные средства, имеющиеся в резерве у города и префектуры. Учатся не теряться в любых кризисных и прочих неожиданных обстоятельствах. От их умелых действий зависит успешная реализация финансовой политики правительства москвы, краеугольный камень которой - экономия и контроль.

Всем известно, что основным источником повышения доходности территории являются арендные платежи и сбор арендной платы за пользование земельными участками.

За девять месяцев 1998 года арендный сбор составил всего 56 процентов. Неплатежи вызваны тяжелым финансовым положением многих землепользователей. Особенно промышленных предприятий.

Казалось бы, это - объективная и общая для города причина. Но стали мы обследовать территории предприятий-неплательщиков и обнаружили факты нецелевого использования земли. Часть территорий передана в субаренду. Происходит это не только в нашем округе. В таких случаях следует поступать, исходя из интересов города и округа. Разумно было бы изъять земельные участки у предприятий-должников, которые они сдали в субаренду. И предоставить право субарендаторам напрямую заключать договор аренды земельного участка с его собственником и на конкурсной основе. Или оформлять, как положено, продажу прав аренды субарендаторам, которые фактически и используют эти участки. Субарендаторы, став арендаторами, будут платить не предприятиям, а прямо городу. Продажа прав аренды на конкурсах - это дополнительный источник финансовых поступлений.

На мой взгляд, целесообразно было бы изменить практику предоставления льгот по арендным платежам за землю. По действующему законодательству на территории только нашего округа находится 567 льготных арендаторов. На их льготах город теряет ежегодно минимум 30,4 млн. Рублей.

Было бы разумно перейти к взиманию дифференцированной платы с землепользователей, имеющих льготы. Случается, они используют их в иных целях и тем самым присваивают средства, принадлежащие городу.

Еще одним резервом повышения доходности является более эффективное управление городским имуществом. Но при сложившейся схеме отчислений администрации округов не очень заинтересованы в продаже городского имущества, находящегося на территории, подведомственной им. Дело в том, что доля округа от продажи имущества реально составляет всего 10 процентов, а от аренды нежилых помещений округ получает 47,5 процента. Целесообразно сбалансировать финансовую заинтересованность города и округа в эффективном управлении имуществом, чтобы повысить его доходность. Если нет арендаторов, разумно продавать нежилое помещение.

Должен признать, что не все руководители предприятий, расположенных в нашем округе, активно ищут способ, как погасить налоговые долги. Потому администрация округа была вынуждена прибегнуть к созданию специальной комиссии, которая помогает руководителям изыскивать средства для уплаты долгов. Комиссия, в состав которой, кроме префекта, входят специалисты финансовых, налоговых и правоохранительных органов, собирается регулярно. Приглашаем и выслушиваем руководителей предприятий-должников. В результате приходим к взаимопониманию. Конечно, это мера административная, но дает ощутимую прибавку в бюджет. За 1997 и 1998 годы удалось вернуть почти 700 млн. Рублей, потерянных было для города.

Было бы полезно узаконить работу такой комиссии и наделить ее дополнительными полномочиями. Пока же она остается нашим собственным изобретением.

Когда мы говорим о повышении доходности территорий, нельзя не коснуться инвестиционной деятельности округа. На мой взгляд, существует ошибочное мнение о том, что округам крайне трудно привлекать на своем уровне инвесторов. Не скрываю, действительно трудно, но не невозможно.

Даже в нашем округе, который считается непривлекательным для инвесторов, в 1997 году инвестиционные вложения составили около 2 трлн. Неденоминированных рублей, а в 1998-м - почти 2 млрд. Деноминированных рублей. За счет средств инвесторов в округе построены автодорожная механизированная база в лефортове, помещения для отдела внутренних дел в нижнегородске и для управления внутренних дел нашего округа. В реализацию окружной программы реконструкции пятиэтажек вложено уже 675,5 млн. Инвестиционных рублей, собранных округом.

Большие резервы экономии скрыты и в расходовании бюджетных средств. Уже 4 года мы проводим так называемые балансовые комиссии по результатам хозяйствования в финансовом году.

На заседании комиссии руководители предприятий и организаций, работающие с бюджетными и внебюджетными средствами округа, защищают свои расходы. Такая контрольная деятельность, к сожалению, является тоже самодеятельностью администрации ювао.

Нужно видеть, как тщательно руководители готовятся к защите каждого потраченного рубля. Проводят экспертизу, сравнивают затраты, ищут пути экономии...

Защита расходов, вне всякого сомнения, помогает исследовать причины превышения затрат и найти способ сэкономить средства, выделяемые из бюджета города или внебюджетного фонда префектуры. Я бы назвал такую подготовку к защите и саму процедуру защиты хорошей финансовой школой бережливости. По итогам балансовых комиссий мы оцениваем работу руководителей предприятий и организаций и их подчиненных. Не скрою, приходилось принимать и крайние меры. При выборности руководителей низшего управленческого звена было бы полезно узаконить балансовую комиссию. Городу от деятельности подобных комиссий во всех административных округах была бы только польза.

О деловом принципе конкурсного отбора подрядных организаций на выполнение городских заказов сказано уже так много всего хорошего, что нет необходимости его пропагандировать. Но не всем и не всегда по душе этот принцип, хотя только в нашем округе в 1998 году конкурсы помогли сэкономить 21 млн. Рублей. Приведу такой пример.

Как только увеличилась доля округа в финансировании расходов, которые ранее осуществляли городские департаменты, управления и комитеты, мы по традиции решили по конкурсу искать подрядчиков.

Например, доставка продуктов питания для детских учреждений осуществлялась по договорам, которые заключало само городское управление образования. Когда же оплачивать расходы стал округ, мы вышли с предложением провести конкурс на такую транспортную услугу. И тут же ощутили мощное сопротивление тех, кто давно освоил рынок этих услуг. Без конкурса, только за то, чтобы мы его не проводили, подрядная организация предложила сразу снизить свои тарифы на 10 процентов. Но мы все же конкурс провели, и в результате стоимость такой услуги стала дешевле на 30 процентов. А услуга все равно осталась прибыльной. Вот так-то... И подобных примеров можно привести много.

Технология бережного расходования средств и снижения затрат, думаю, известна администрации всех округов. А успех придет к тем, кто сумеет организовать систематический контроль за использованием буквально каждого рубля.

Записала ирина лукьянова.




















. . Рекламные сувениры в интернет каталоге. . .