Статьи

Главная страница  >>   Новости





Дорог связующая нить.

Железнодорожники расширяют единое транспортное пространство.

Белорусская железная дорога в ожидании скорого подписания межправительственного соглашения россии и беларуси о ценовой политике. Сотрудники стальных магистралей двух государств надеются на полную унификацию транспортных тарифов уже в нынешнем апреле.

Что особенно важно: белорусские грузы для россии больше не будут восприниматься как иностранные с вытекающей отсюда повышенной ценой за услуги. А то ведь работали себе в убыток. Открываются, например, совместные торговые дома в россии - их надо заполнять товаром. Но, кроме того, что белорусская продукция изготавливается с использованием более дорогих энергоресурсов, так еще и коллеги-железнодорожники норовят свой интерес получить. Таким образом, добравшийся, предположим, за уральский хребет груз становится абсолютно неликвидным. Чтобы преодолеть эти барьеры, предприниматели шли на всякого рода ухищрения. У российско-белорусской границы возникали перевалочные пункты, товар оформлялся на российского покупателя, и он развозил его уже по местным тарифам. Локально проблемы решались и на межправительственном уровне.

Скажем, с 1 июля 2000 года до стоимости белорусской подешевела доставка по россии сельхозмашин, тракторов и запчастей к ним. А с 1 декабря на тех же условиях пошли железнодорожные караваны с цементом и кирпичом в москву и санкт-петербург. Более 86 процентов транзитных грузов, направляющихся по территории беларуси в порты калининградской области, также перевозится по фиксированным договорным ставкам. Их уровень, как правило, не превышает внутригосударственный российский тариф. Экономический эффект не заставил себя долго ждать. В прошлом году вывоз продукции белорусских предприятий в калининградскую область по железной магистрали вырос на 115 процентов и приближается к миллиону тонн. С 1 января нынешнего года белорусская железная дорога пошла на дальнейшие льготы, предоставив понижающие коэффициенты к тарифной политике стран снг на 2002 фрахтовый год. И первые два месяца демонстрируют огромный по нынешним меркам прирост перевозок. Транзитные, например, увеличились на 20 процентов.

Помимо постепенных шагов к снижению тарифов велась и работа по "стиранию" границы. В октябре 2001 года таможенные и железнодорожные ведомства двух государств подписали протокол об упрощенном порядке оформления транзитных товаров. В качестве документа контроля доставки теперь служат дополнительные экземпляры дорожной ведомости, и стало вовсе не обязательным предъявление на границе счет-фактуры и указание стоимости товаров в сопроводительных транспортных бумагах. Одним словом, от бреста до находки отныне введен единый упрощенный порядок оформления грузов, что было сделано с дальним прицелом на перспективу сотрудничества с экспедиторскими компаниями японии и средне-азиатского региона. Сведя к минимуму время нахождения товара в пути и обеспечив его сохранность, железнодорожники россии и беларуси имеют уникальный шанс оттянуть на себя часть морских грузопотоков из стран азиатско-тихоокеанского региона в западную европу.

Сегодня белорусская железная дорога способна на европейском уровне обслужить транзит груза, направляющегося в любую страну мира. Информацию о состоянии и дислокации товара в вагонах и контейнерах клиент может получить практически в режиме реального времени, в том числе и через интернет. Для обеспечения всего комплекса услуг создана развитая инфраструктура на пограничных переходах белорусско-польской границы. В брестском железнодорожном узле круглосуточно задействованы современные мощности для перегрузки товаров из вагонов для узкой колеи в ширококолейные и наоборот. Так сложилось исторически, что ширина колеи в западной европе и на постсоветском пространстве не совпадает, и приграничный брест становится важным перевалочным пунктом.

Параллельно с грузоперевозками совершенствуются и пассажирские, открываются все новые совместные маршруты. За последние несколько лет сформированы и курсируют по сей день поезда из минска в иркутск, мурманск, челябинск, из бреста в свердловск и другие. На недавнем заседании совета по железнодорожному транспорту в кишиневе утвержден свод прямых международных поездов. Беларусь предложила солидные проекты. С 3 июня дважды в неделю будет ходить новый поезд минск - таллин и появится первый беспересадочный вагон гродно - санкт-петербург. Двумя днями позже стартует пассажирский состав брест - баку.

Географически и исторически беларусь всегда была западным транзитным коридором для российской федерации, поток грузов через который максимален. Например, белорусские транзитные перевозки на 94 процента завязаны на россию. Поэтому дальнейшие шаги к унификации тарифной политики, к упрощению таможенных процедур и развитию инфраструктуры будут не только способствовать единению экономик двух союзных стран, но также интеграции наших железных дорог в мировую транспортную систему.

Аэлита сюльжина,

татьяна бондарева,

минск.




















.