Статьи

Главная страница  >>   Новости





Дальше ехать некуда.

Заметки привередливого читателя на газетных полях.

Недавно вышло постановление правительства под номером 384, которое утвердило программу преобразований на железнодорожном транспорте на ближайшее десятилетие - с 2001 по 2010 год. По этому поводу министр путей сообщения рф николай аксененко счел необходимым выступить перед российскими журналистами на пресс-конференции, организованной в центральном офисе агентства "интерфакс" в москве. Произнесенные им слова:

"с такой ценой на билеты никто никаким другим видом транспорта пользоваться не станет" (понимай, ну просто смешные цены!) произвели особое впечатление на присутствующих и были вынесены в заголовки многих публикаций. Но вопрос о билетах, волнующий все население, застрял, как выбившийся из графика поезд, где-то в середине его выступления, и министр последовал по "наезженной колее" - по традиции начав свою речь с перечисления успехов и достижений руководимого им ведомства. Но именно на этом месте отчета николая аксененко перед средствами массовой информации я как читатель, для которого, очевидно, и проводилась та самая пресс-конференция, сразу же и споткнулся. Потому как:

если с одной стороны взглянуть, а с другой посмотреть...

С министерского взгляда, жизнь на железной дороге идет своим путем, и она, в общем-то, если не прекрасна, то не столь уж и драматична, как это представляется не причастным к ней людям. Железнодорожники неуклонно повышают производительность труда, и в этом плане многие зарубежные железные дороги не могут сравниться с российскими. За счет роста производительности доля расходов на железнодорожный транспорт в экономике россии в период с 1997 по 2000 год сократилась в два раза. Правда, производительность нашего труда сегодня составляет лишь 54 процента от аналогичного показателя в сша. Но николай аксененко устремлен в светлое будущее и выражает уверенность в том, что за первые пять лет процесса реформирования мы сможем выйти на уровень производительности как минимум соединенных штатов.

Какая страна являет собой пример "как максимум", для меня осталось загадкой. Зато открылось немало нового и доселе тоже известного. Узнал, например, о том, что в течение последних четырех лет министру удалось (!), опять за счет повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, добиться ряда показателей, характеризующих устойчивую работу и ее экономичность.

Поначалу усомнился: правильно ли прочитал слова?

ведь понятие "экономичный" трактуется однозначно - "дающий возможность что-то сэкономить, выгодный". А между тем, начиная с девяностых годов, от мпс только и приходится слышать, что ему не на что покупать вагоны и нечем оплачивать электроэнергию. Но нет, не оговорился аксененко. Он отметил, что в этом году капиталовложения в отрасль, которую он возглавляет, составили 110 миллиардов долларов, однако, начиная с 1998 года, корпорация за счет своей политики и экономики отдала государству 186 миллиардов дополнительных долларов. А мы никак не можем рассчитаться с заграничными долгами!

видно, нашему правительству нужно учиться у главы мпс, как строить свою политику и экономику. Ну хотя бы в сфере трудовой занятости. По словам министра, в настоящее время в основном производстве на железных дорогах россии заняты около 1,5 миллиона человек. Много это или мало, если учесть протяженность наших и американских железнодорожных сетей? об этом николай аксененко не говорит. Но задача перегнать америку по части "производительности и интенсивности" остается в силе, и он хочет решить ее простым способом. А в пользу такого решения приводит свои "веские" доказательства.

Сократили за последние четыре года в системе 540 тысяч работающих. Ну и что? производительность труда у оставшихся на своих местах тут же возросла на 47 процентов. В ходе реформирования планируется сократить еще 500 тысяч железнодорожников. Те, кого не уволят, конечно же, в знак благодарности будут трудиться, на зависть американцам, с еще большей эффективностью, и заработная плата у них увеличится в 2,2 раза. И что с того, что на сто километров пути, возможно, придется один обходчик? никуда не денется человек: будет бегать по шпалам быстрее, чем в кассу за зарплатой. К тому же есть утешительная статистика: в 1996 году, когда было много "лишних людей", на железных дорогах россии произошло 48 крушений, а в 2000-м - всего пять. Итак, "наш паровоз, вперед лети!", навстречу великим преобразованиям, тем более, что в железнодорожной корпорации существуют проекты, которые могут давать отдачу в короткий промежуток времени. Но... "На всю программу реформирования собственных денег не хватит", признает министр. И тут же, говоря о том, что в ближайшее время мпс не намерено привлекать заемные средства, утверждает, что на первом этапе реформ министерство будет инвестировать в развитие собственные капиталы. С личных банковских счетов их, что ли, возьмут? ну да! если хорошо подумать и согласовать "свою политику" со "своей экономикой", то и здесь можно найти простые решения. Надо только выдать их за аксиому, то есть за истину, не нуждающуюся в доказательствах, и не вдаваться в лишние объяснения.

Это уже к вопросу о железнодорожных тарифах.

"Ох и дурят нашего брата!" в настоящее время, констатирует глава мпс, цена на железнодорожный билет (плацкартный) по многим направлениям в 20-28 раз ниже, чем на самолет. Аксиома?

безусловно. Но, отмечая этот факт, аксененко умалчивает о том, что авиация домчит пассажира от берегов балтики до тихого океана за считанные часы. А сколько суток, к примеру, тащился показательный поезд от москвы до владивостока, везущий ветеранов-железнодорожников, которых отправлял в путь-дорогу сам министр? они были обеспечены бесплатным питанием. А какие деньги "проест" обыкновенный гражданин за время следования к приморью?

мпс это не волнует. Министерство озабочено одним:

индекс роста цен на его билеты с 1998 по 2000 год составил (подумать только!) всего 1,48, в то время как многие транспортные предприятия уже ушли за индекс 3,4, а отдельные перевалили аж за 5. Но если учесть, что за этот же период средний по россии номинальный, то есть без всяких вычетов и поборов, рост заработной платы составил 3,19, то никак нельзя мириться с тем, что стоимость билета выросла почти в полтора раза.

Необходимо, с точки зрения мпс, срочно проиндексировать тарифы на пассажирские перевозки с индексом 1,3 и одновременно обеспечить поддержку железнодорожного комплекса (за счет государства, понятно, а точнее, нас с вами), работающего, как говорит н.Аксененко, убыточно во всем мире. Если это так, то почему столь много охотников во всем мире, в том числе и у нас, в россии, прибрать его к рукам? очередь заведомых добровольных банкротов выстраивается у рельсов. И николай аксененко тоже, оказывается, находится в их числе. Послушать его, то мпс уткнулось в тупик: "мы живем в экономике, которая имеет инфляцию, и увеличение тарифов - это объективная потребность для железнодорожного транспорта". Таким образом, заявляет он, по решению правительства рф, тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки в ближайшем будущем будут повышены на 30%. Что касается существующего на сегодняшний день индекса, то он сохранится как минимум до октября, а может быть, и до конца года. "По крайней мере, - успокоил общественность министр, - до октября выходить с этими вопросами на правительственную комиссию мы не собираемся".

По отношению к грузовым перевозкам мпс намерено поступить еще жестче - проиндексировать их, опять же с помощью правительства, на 33,6 процента. Причем, какая аргументация приводится! "в связи с общим ростом цен в стране".

Так что же ведет к этому "общему росту цен", как не бесконечное увеличение тарифов на транспорт (попробуйте привезти в рязань из близлежащих районов овощи или молоко с сельских подворий!) и на электроэнергию?

как всегда, когда говорится о росте цен, пилюля подслащивается благими заверениями, что все пойдет нам не во вред, а на пользу. И аксененко повторяет то же самое: "качество как грузовых, так и пассажирских перевозок будет значительно улучшено".

Но когда это "будет" - будет? я живу не завтра, а сегодня. И обращаюсь к конкретному случаю, который приключился со мною, а мог произойти или произошел с другим гражданином, который "никаким другим видом транспорта", кроме железнодорожного, пользоваться не стал.

Итак, провожаю родственника из рязани в петербург.

Человек едет туда впервые. Два дня ни свет ни заря он уезжал на вокзал, чтобы купить билет. Раньше, сказали, приобрести его нельзя. Наконец, приехал счастливый:

поезд n89 "астрахань - санкт-петербург" отвезет его в северную столицу 17 августа. И я тут же начал звонить другу, чтобы он встретил рязанца. Тот сказал: "порядок!

все будет сделано, старик". А поезд должен был прибыть к месту назначения в субботу, и я понимал, что мой звонок в петербург для товарища-дачника отнюдь не подарок. Но дружба прежде всего. В доску расшибется, а не подведет.

У провожающего переживаний всегда больше, чем у отъезжающего. Тороплю родича: "собирайся быстрей!" выходим с ним к троллейбусной остановке с таким расчетом, чтобы "пятерка" доставила нас к рязани-2 за полчаса до прибытия поезда. Время отправления - 21.50 минут. На часах уже полдевятого, а троллейбуса все нет.

Ловим такси и приезжаем на вокзал заранее.

Располагаемся на перроне, ждем. И когда уже берем в руки чемоданы, станционный диспетчер по радио извещает:

"поезд n89 опаздывает на два часа". Деваться некуда, придется сидеть на скамеечке и кормить комаров.

Настроение у обоих, понятно, подавленное. А диспетчер капает на нервы, периодически повторяя об опоздании состава. Последнее сообщение, ближе к полуночи:

"восемьдесят девятый ожидается в 00 часов". И ни одного слова извинения перед пассажирами за причиненные им неприятности. Это что касается морального ущерба.

Относительно материального - железная дорога, как в рот воды набрала. Кто компенсирует пассажиру вынужденные затраты времени? свои обязательства перед железнодорожниками он выполнил "от" и "до" - купил билет, к поезду не опоздал. А если бы опоздал, представляете, что было бы! сколько грубостей наслушался бы человек. И ежели бы над ним "смилостивились" и согласились переоформить билет, то денег за эту услугу взяли бы порядком. А тут, когда опаздывают поезда (не на час-полтора, а порой и на треть суток), железная дорога никакой ответственности перед пассажирами не несет: денег им не возмещает, скидок на проезд не делает. Проблема, выходит, для тех, кто едет, а не для тех, кто везет. И вспомнилось мне, какой порядок на железной дороге был прежде, в послевоенные годы. Грузовые и пассажирские составы тянули паровозы, а не нынешние локомотивы. Но по ним сверяли часы: на станцию они приходили минута в минуту.

Улучшалось обслуживание. Билет можно было заказать за 10-15 суток, причем и по телефону. Практиковалась доставка билетов на дом. За услуги, конечно, взимали плату, но от скольких хлопот освобождали они людей!

увы, сегодня настоящей заботы о пассажире у железной дороги нет. А есть циничное (иначе сказать не могу) стремление обобрать его - с максимальной выгодой для себя и с минимальными удобствами для "отъезжающих".

Николая аксененко умиляют очереди в кассы: все хотят "заблаговременно купить билет туда и обратно, причем по низким ценам". Непонятно, право. Во-первых, по относительно низким ценам билеты продаются в вагоны низшего класса, а не в люкс. А во-вторых, билет "туда" стоит столько, как и "обратно". Я, например, не знаю случая, чтобы билет на электричку, скажем, до сасова, а "оттуда" до рязани мне стоил хоть на копейку ниже.

В оба конца взял билет и мой родственник, отправившийся в петербург. Его "астраханский" поезд время в пути не нагнал и опоздал на те же два часа.

Встречавший его друг, как и я, провожающий, промаялся на питерском вокзале в ожидании гостя. Но из петербурга поезд уже отходил по расписанию и в пути не задержался.

Правда, окно в вагоне возле его полки не закрывалось, и постельное белье было серое и волглое. Однако путешествие закончилось благополучно.

А я после проводов на общественный транспорт уже не попал. На второе такси денег не оказалось. Добирался домой пешком, как и другие провожатые. Ночь спал плохо.

Утром встал, что называется, с левой ноги. Предстояло идти на работу. Было не до веселья. Но снова взял в руки газету с выступлением главы мпс и получил мощный заряд оптимизма. Взгляд задержался на абзаце, где николай аксененко говорил, что в течение двух этапов реформирования мпс тарифы на перевозки будут снижаться в отличие от реформы электроэнергетики, которая предполагает увеличение тарифов на электроэнергию в 2 раза. И подумалось мне, что я еще, видно, не проснулся, когда прочитал заключительные слова министра:

"подчеркиваю: цены на билеты будут ниже, чем сейчас".

На каком топливе будут ездить его электровозы? вот интересно!




















. Ваш успех, в силе команды: . Хочешь быть Успешным. . Obogrevdomov. Прочный thermo.