Статьи

Главная страница  >>   Новости





(Часть 2). О состоянии и развитии правовой базы экономической реформы. (Май 1998 года).

Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов российской федерации заключить аналогичные соглашения с органами местного самоуправления.

Указ направлен на обеспечение реализации комплекса мер по оздоровлению финансов субъектов российской федерации и местного самоуправления, что создает предпосылки для решения проблемы выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

В целях рационального использования бюджетных средств принято постановление правительства российской федерации от 22 мая 1998 г. n 481 "о расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников".

Постановлением установлено, что при сокращении численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в централизованном порядке или по решению руководителей высвобождаемые средства фонда оплаты труда и по другим статьям расходов изъятию не подлежат и остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать высвобождаемые средства на стимулирование труда работников этих органов.

Принят ряд нормативных актов, касающихся деятельности внебюджетных фондов. Так, федеральным законом от 4 мая 1998 г. "Об исполнении бюджета фонда социального страхования российской федерации за 1996 год" установлено, что правительство российской федерации должно возместить фонду задолженность федерального бюджета, образовавшуюся в 1994 - 1996 годах, по расходам на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской аэс.

Порядок, сроки и условия погашения задолженности устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и бюджете фонда социального страхования.

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. "Об исполнении бюджета пенсионного фонда российской федерации за 1996 год" установлен размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед фондом по расходам на выплату пенсий и пособий, доставку и пересылку всех видов государственных пенсий, осуществляемым фондом на возвратной основе. Определен также размер задолженности по обслуживанию долга федерального бюджета прошлых лет по состоянию на 1 января 1997 года.

В соответствии с законом правительство российской федерации оформляет в установленном порядке указанную задолженность перед фондом с условием ее погашения в первом полугодии 1999 года. Установлено, что расходы по обслуживанию кредитов банков, привлеченных фондом в связи с тем, что из федерального бюджета не были выделены беспроцентные ссуды, возмещаются фонду в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Принят также федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О бюджете пенсионного фонда российской федерации на 1997 год".

Законом установлено, что в 1997 году выплаты государственных пенсий и пособий за счет средств федерального бюджета, расходы на доставку и пересылку всех видов государственных пенсий и пособий, осуществляемых за счет государства, а также расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий и пособий за 1996 год за счет средств федерального бюджета осуществляются пенсионным фондом на возвратной основе.

Признано недопустимым расходование пенсионным фондом средств страховых взносов и связанных с ними поступлений на обслуживание привлеченных кредитов банков, не обеспеченных гарантиями правительства российской федерации.

В соответствии с законом средства бюджета пенсионного фонда, направленные на обслуживание привлеченных средств банков, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. Принятые федеральными законами о бюджете пенсионного фонда нормы, согласно которым обслуживание кредитов банков, привлеченных пенсионным фондом российской федерации, производится за счет средств федерального бюджета, повлекут увеличение внутреннего государственного долга.

В целях обеспечения стабильности и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов принят указ президента российской федерации от 29 мая 1998 г. n 609 "о дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов".

Указом запрещено федеральным органам исполнительной власти привлекать заемные средства путем выпуска государственных ценных бумаг, а также путем получения кредитов и займов, кроме случаев, когда это прямо установлено правительством российской федерации.

Аналогичный запрет введен и для государственных внебюджетных фондов, кроме пенсионного фонда российской федерации.

Указ направлен на снижение задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета.

В сфере налогового законодательства вступил в силу федеральный закон от 6 мая 1998 г. "О плате за пользование водными объектами".

Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением технических средств или устройств.

В зависимости от вида пользования водными объектами плата взимается за: - объем воды, забранной из водоема; - площадь акватории используемых водных объектов; - объем сточных вод, сбрасываемых в водные объемы.

Законом установлены минимальные и максимальные ставки платы для каждого вида использования, а в рамках этого "коридора" ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются правительством российской федерации.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния с учетом местных условий обеспечения населения водой устанавливаются законодательными органами субъектов российской федерации. Законом установлено, что до 1 января 2003 года ставка платы за забор воды для снабжения населения не должна превышать 30 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

На период до 1 января 2003 года устанавливается также льготная ставка организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики, а также добычу драгоценных металлов.

В целях стимулирования рационального использования воды установлено, что за воду, забираемую сверх лимита, ставка платы увеличивается в пять раз. Такое же увеличение ставки платы предусмотрено и при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии.

По закону сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет в размере 40 процентов и в бюджеты субъектов российской федерации - 60 процентов и направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50 процентов.

Установлено, что с вступлением в силу закона размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения не может быть увеличен более чем на 4 процента.

Закон направлен на создание финансовой базы для осуществления мероприятий по восстановлению водных ресурсов, увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов российской федерации, обеспечение рационального использования водных объектов. Вместе с тем, установление платы за пользование водными объектами приведет к соответствующему повышению себестоимости продукции, а также тарифов (в установленном законом пределе) на услуги водоснабжения для населения.

Институциональные преобразования. Важное место в нормативной правовой базе отводится созданию законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, которые наряду с решением социальных проблем являются значительным источником инвестиционных ресурсов. В течение последних лет в россии создавались негосударственные пенсионные фонды, однако их создание и осуществление деятельности проходили в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования, что негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Все это обусловило низкий уровень доверия населения к этим фондам, сдерживало их развитие.

Указанный пробел в нормативной правовой базе ликвидируется принятием федерального закона от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Законом определено, что негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая норма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Учредителями фонда могут быть как физические, так и юридические лица.

Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию, при этом совокупный вклад учредителей, внесенный в денежной форме, на день подачи документов на получение лицензии должен быть не менее пятнадцатитысячекратного минимального размера оплаты труда.

Фонд аккумулирует пенсионные взносы, перечисляемые вкладчиками фонда, в качестве которых выступают юридические и физические лица.

Вкладчики заключают с фондом договор в пользу назначенных участников (физических лиц), которым выплачивается негосударственная пенсия. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Деятельность фонда включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, выплату негосударственных пенсий.

Фонд осуществляет деятельность в соответствии с уставом, а также правилами фонда, определяющими порядок и условия исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Законом определен перечень документов, которые должны содержаться в правилах фонда, что направлено на обеспечение интересов и прав вкладчиков и участников.

Законом определены права и обязанности вкладчиков и участников, а также содержание пенсионного договора.

В целях охраны интересов участников установлено, что фонд не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог пенсионные резервы, выступать в роли учредителя в организациях, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность, выпускать ценные бумаги.

По закону информация о состоянии пенсионных счетов и производимых выплатах негосударственных пенсий отнесена к коммерческой тайне.

На обеспечение стабильности фондов направлена норма закона, согласно которой собственное имущество разделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Пенсионные резервы должны быть достаточными для обеспечения покрытия обязательств фонда, в связи с чем законом предусмотрено установление их нормативного размера.

Для обеспечения устойчивости выплат негосударственной пенсии фонды создают страховые резервы в нормативном размере.

В целях обеспечения контроля за деятельностью фондов установлено, что фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности и доходов от размещения пенсионных резервов, а также независимую аудиторскую проверку, при этом соответствующие заключения являются неотъемлемой частью годового отчета, который фонды обязаны ежегодно публиковать в периодической печати.

В целях сохранения и прироста пенсионных резервов фонды осуществляют размещение пенсионных резервов на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходность и диверсификации. Размещение пенсионных резервов осуществляется через управляющего, в роли которого выступает коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая соответствующую лицензию. Управляющий заключает договор с фондом и по закону несет ответственность перед фондом за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

При размещении пенсионных резервов в недвижимое имущество фонд обязан представлять государственному уполномоченному органу данные об оценке объекта недвижимости, проведенной независимым оценщиком.

Если пенсионные резервы размещаются в ценные бумаги, то хранение сертификатов ценных бумаг и учет и переход прав на ценные бумаги осуществляется депозитарием, с которым фонд заключает договор. На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария.

Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.

Доход от размещения пенсионных резервов направляется на их пополнение, а также на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью фонда. В первые три года деятельности фонда указанный доход распределяется в пропорции: не менее 80 процентов - на пополнение пенсионных резервов, а в последующие годы - не менее 85 процентов.

Система органов управления фонда включает совет фонда, исполнительную (генеральную) дирекцию, а контроль осуществляют ревизионная комиссия и попечительский совет, при этом в состав последнего включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов.

В целях соблюдения требований закона, защиты прав и интересов участников и государства законом предусмотрено, что государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроль за этой деятельностью осуществляет государственный уполномоченный орган.

Таким образом, закон содержит ряд норм, нацеленных на обеспечение платежеспособности, стабильности, "прозрачности" деятельности фондов, на защиту интересов вкладчиков и участников фондов, что создает предпосылки для развития негосударственного пенсионного обеспечения в стране.

Развитию негосударственных пенсионных фондов будет способствовать положение, по которому в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаются платежи по заключенным организациями в пользу своих работников договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию. Эта правовая норма введена постановлением правительства российской федерации от 27 мая 1998 г. n 509 "о внесении изменения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".

Дальнейшее развитие получило антимонопольное законодательство. Принят федеральный закон от 6 мая 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в закон рсфср "о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", которым внесены уточнения и дополнения в определение одного из основных понятий закона - "группа лиц", трактуемое как группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняются определенные условия, предусмотренные законом, при этом по сравнению с действующим законодательством перечень условий значительно расширен, т.Е. Расширилось число оснований для признания юридических и (или) физических лиц группой.

В целях настоящего закона определено понятие - "аффилированные лица". По закону аффилированные лица - это физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Законом определены аффилированные лица юридического лица, а также физического лица. Так, аффилированными лицами юридического лица являются члены совета директоров (наблюдательного совета), члены правления, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа. Кроме того, это - лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

Аффилированным лицом юридического лица является также юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов. И, наконец, к категории аффилированного лица относятся лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. К аффилированным лицам юридического лица, являющегося участником фпг, также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников фпг, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников фпг.

Законом определены аффилированные лица физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Ими являются: - юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов; - лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.

Законом установлено, что акционерное общество ведет учет своих аффилированных лиц и представляет отчетность, а за нарушение установленного порядка представления сведений об аффилированных лицах предусматривается ответственность в виде штрафа до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Закон направлен на усиление контроля за монополистической деятельностью на товарных рынках.

В сфере естественных монополий принят федеральный закон от 7 мая 1998 г. "Об особенностях распоряжения акциями российского акционерного общества энергетики и электрификации "единая энергетическая система россии" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности".

Законом установлено, что 51 процент акций рао "единая энергетическая система россии" находится в федеральной собственности. Продажа и иные способы отчуждения, а также сдача в залог находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ электроэнергетики могут осуществляться только на основании федерального закона.

Установлено, что субъектам российской федерации передается 33 процента голосов по акциям рао "единая энергетическая система россии", находящимися в федеральной собственности, пропорционально объемам потребления субъектами российской федерации электрической энергии. Предусмотренное законом "распыление" голосов, по нашему мнению, существенно осложняет задачу проведения государством единой политики в управлении рао "единая энергетическая система россии".

Законом установлено, что в собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц, а равно их аффилированных российских юридических лиц может находиться до 25 процентов всех видов акций рао "единая энергетическая система россии".

Однако фактически у иностранных инвесторов находится более 25 процентов акций, в связи с чем для соблюдения закона нужно "лишить" часть акционеров принадлежащих им акций. Ограничение на долю акций, которые могут находиться в собственности иностранных инвесторов, негативно повлияло на снижение курса акций рао "единая энергетическая система россии", что нанесло ущерб экономике россии.

Постановлением правительства российской федерации от 20 мая 1998 г. n 472 продлен на 1998 год срок действия основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории российской федерации и порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской федерации.

Постановлением предусмотрено продолжить анализ практики ценообразования в указанной сфере с целью подготовки уточненной редакции основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию.

Принято постановление правительства российской федерации от 15 мая 1998 г. n 450 "о финансировании в 1998 году мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на сооружениях инженерной защиты населенных пунктов и территорий в районах водохранилищ гидроэлектростанций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)".

Постановлением разрешено федеральной энергетической комиссии российской федерации учитывать в 1998 году при установлении тарифов на электрическую энергию гидроэлектростанций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии затраты на финансирование мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на сооружениях инженерной защиты населенных пунктов и территорий в районах водохранилищ.

Постановлением правительства российской федерации от 15 мая 1998 г. n 448 "о концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" определена основная цель структурной реформы железнодорожного транспорта - снижение совокупных затрат на перевозки. Важнейшим фактором в решении этой задачи является развитие конкуренции.

Однако существуют объективные факторы, ограничивающие конкуренцию. Так, размеры территории страны и уровень развития транспортной сети привели к тому, что на дальних грузовых перевозках у железнодорожного транспорта нет конкурентов. Практически невозможна конкуренция при перевозке грузов по параллельным направлениям.

В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.

Концепция исходит из того, что часть видов деятельности на железнодорожном транспорте по производственно-технологическим причинам образуют монопольный сектор, к которому относятся инфраструктура (железнодорожные пути и путевое хозяйство, системы электроснабжения, сигнализации, связи и т.П.), Технические и информационные системы управления движением, система разработки графика движения и расписания и др.

На первом этапе реформы к монопольному сектору могут относиться грузовые терминалы и пассажирские вокзалы.

К конкурентному сектору относятся: доставка грузов и пассажиров, а также услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, включая комплекс транспортно-экспедиционных услуг. В стратегическом плане реформирование структуры железнодорожного транспорта должно происходить на базе организационного разграничения монопольного и конкурентного секторов. Однако в среднесрочной перспективе исходя из практической целесообразности следует допустить возможность сохранения у одних и тех же организаций общих видов деятельности.




















женская и мужская защита головы . Windows Server Standard Купить - . . Телефонный справочник г. Фрязино московской обл. . .