Статьи

Главная страница  >>   Новости





Броневик с золотом придет по расписанию? кто будет контролировать экспорт драгметаллов.

Гохран решил взять все в свои руки.

Недавно глава гохрана герман кузнецов обнародовал идею создания федерального агентства по рынку драгоценных металлов и камней. Создаваемая служба должна объединить гохран, российскую государственную пробирную палату (ргпп) и государственное предприятие "алмаз-

ювелирэкспорт". Предполагается, что к новой службе перейдут функции госфинансирования добычи драгоценных металлов и камней, их сертификации, регулирования оборота, а также экспорта.

Вопросы немаловажные и давно назревшие. По оценкам экспертов, спрос на драгметаллы внутри россии сегодня покрывает предложение только на 15 процентов. Очевидно, что в этой ситуации для развития отечественной золотодобычи необходима либерализация рынка, в том числе и с помощью развития экспорта драгметаллов. Летом прошлого года президентом были подписаны два указа "о порядке ввоза на территорию рф и вывоза с территории рф необработанных природных алмазов и бриллиантов..." От 20 июля 1997 г. И "о некоторых мерах по либерализации экспорта из рф аффинированного золота и серебра" от 23 июля 1997 г. В соответствии с ними уже с 1 октября 1997 г. Становится возможным экспорт из страны аффинированного золота и серебра, правда, через специализированные таможенные посты. Вырисовывалась замечательная схема, в соответствии с которой авансирующие добычу золота банки могли бы способствовать экспорту металла на зарубежный рынок, тем самым привлекая инвестиции в "проблемную" отрасль.

Однако прошел уже не один месяц, наступил 1998 год, а воз и ныне там. Проблемой оказалось создание специализированных таможенных постов. Вообще-то подготовка соответствующих документов велась очень интенсивно в виде писем, которые между ведомствами и правительством так и летали. Но как всегда, когда дело касается больших денег, без подковерной борьбы, очевидно, не обошлось. Во всяком случае, когда 8 января вышло постановление "о порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов...", В нем обнаружился неожиданный нюанс.

Во-первых, было решено сосредоточиться пока на создании такого поста лишь в москве, что и понятно, так как именно через столицу идет основной поток подобных операций. Во-вторых, в постановлении отмечалось, что специализированный пост будет непосредственно подчинен московскому таможенному управлению и для его создания и функционирования разрешается использовать возможности государственного предприятия "алмазювелирэкспорт" и акционерной компании "алмазы россии д саха".

Насколько нам стало известно, в настоящее время уже идет работа над созданием при гохране на базе московского отдела таможенного оформления особо ценных грузов специализированного таможенного поста по оформлению ввоза и вывоза с территории рф драгоценных металлов и камней. Привлечение к финансированию его организации коммерческих структур вполне понятно, если учесть, что ни в минфине, ни тем более в самом гохране денег на это нет. Однако вызывает сомнение, что коммерческие структуры станут предоставлять средства без особой для себя выгоды. Но совпадут ли в данном случае их интересы с интересами государства по развитию и контролю над экспортом драгоценностей?

экспортерам снятся кошмары.

Создание нового специализированного таможенного поста, с одной стороны, радует потенциальных экспортеров драгметаллов и камней. Однако с другой д в их рядах возникает вполне закономерный вопрос: а как будет в данном случае строиться схема перевозок?

сегодня транспортировка более 80 процентов драгоценных металлов и камней, перевозимых как по территории рф, так и за ее пределы, осуществляется силами государственного центра специальной связи (гцсс). Это закрытая организация, действовавшая с 1939 года по постановлению снк ссср и осуществлявшая доставку специальных отправлений практически в любую точку ссср. После распада советского союза спецсвязи, как и многим иным государственным структурам, оставшимся без бюджетного финансирования, казалось, тоже грозила гибель. Однако со спецсвязью этого не случилось, и во многом благодаря ее руководству и дальновидности бывшего тогда министром связи в. Булгака, в чье ведение она была передана.

В 1994 году постановлением правительства рф n 1379-68 на гцсс была возложена доставка драгоценных металлов, камней от мест их добычи к местам переработки и до потребителей, изделий из драгоценных металлов и камней, ценных бумаг по территории россии. За годы перестройки и вхождения в рынок эта крайне консервативная служба, с жесточайшим внутренним контролем, очень органично восприняла рыночные отношения.

Более десяти лет служба спецсвязи является хозрасчетным предприятием. Переход на хозрасчет позволил ей не только в долг обслуживать нужды бюджетных организаций (сегодня их задолженность по оплате доставки спецгрузов и корреспонденции уже превышает 50 млрд. Рублей (неденоминированных), но и успешно развиваться. Широкий круг вполне платежеспособных клиентов дает ей возможность исправно платить налоги в бюджет и направлять часть прибыли на расширение услуг. Уже три года спецсвязь реализует план, цель которого звучит так: предлагаемые услуги должны соответствовать мировым требованиям соотношения качества и цены. Только в течение 1996д1997 гг. Финансовые вложения гцсс в создание необходимой транспортной и производственной инфраструктуры составили более 10 млн. Долларов. В результате сегодня гцсс обладает специальным транспортом, в том числе бронированным, профессионально подготовленным персоналом численностью более 6,5 тысячи человек, оснащенным необходимым вооружением, средствами связи, тщательно отработанной технологией, обеспечивающей сохранность грузов. Гцсс имеет около 80 филиалов во всех регионах страны.

Чтобы максимально облегчить жизнь клиентов, заинтересованных в деловых отношениях с другими странами, гцсс подготовил на своей территории условия для открытия таможенного поста. Такое решение было очень своевременным. После того как россия стала независимым государством, связи с бывшими республиками ссср усложнились, а потоки грузов и спецотправлений стали увеличиваться. Нужен был механизм, который позволил бы максимально эффективно их обслуживать.

Основываясь на таможенном законодательстве, гцсс решил создать полную "околотаможенную" инфраструктуру. Для этого были получены лицензии общероссийского таможенного перевозчика и таможенного брокера, организованы таможенные склады. По времени это совпало с началом формирования государственным таможенным комитетом специального подразделения, осуществлявшего оформление особо ценных грузов. Поэтому, когда спецсвязь, имея уже всю необходимую инфраструктуру для поста, предложила открыть его на своей охраняемой территории, гтк пошел навстречу. Выгода была налицо: государство получило надежный механизм контроля за экспортно-импортными поставками ценных грузов, а значит, и стабильный источник пополнения бюджета. А гцсс д возможность в полном объеме выполнять возложенные на него государством задачи по доставке этих ценностей. Таким образом, с 1996 года на территории гцсс функционирует единственное в россии специализированное таможенное подразделение по оформлению драгоценных металлов и камней. Аналогичные комплексы создаются сейчас еще в нескольких регионах (санкт-петербург, екатеринбург, самара, новосибирск, ростов-на-дону).

Сегодня гцсс имеет возможность предоставлять своим клиентам полный комплекс таможенного обслуживания и перевозок. Причем владелец груза максимально освобождается от необходимости заниматься несвойственной ему деятельностью. Отправив заявку, он полностью перекладывает решение остальных вопросов на специалистов гцсс и ждет уведомления о факте доставки груза по россии или за ее пределы. Причем возможность оказания воздействия на ход таможенного контроля или доставки со стороны отправителя исключается.

Сегодня гцсс осуществляет полномасштабные перевозки экспортно-импортных ценных грузов практически в любую страну мира. Условия перевозки и хранения ценных грузов при этом отвечают всем современным требованиям. Это, в частности, подтверждает и деловой партнер гцсс д brinks, известная международная компания, занимающаяся аналогичными перевозками.

Деятельность гцсс застрахована в лондоне в lloyd с ответственностью "за все риски" на сумму 100 млн. Долларов. Неудивительно, что при такой мощной базе клиентами гцсс являются сбербанк, альфа-банк, банк "российский кредит", мосбизнесбанк, кредитипэксбанк, токобанк, republic national bank f new york, union bank of switzerland. Обслуживает гцсс и внутрироссийские

и экспортно-импортные операции с драгоценными камнями и металлами таких организаций, как гохран, цб "алмазювелирэкспорт", "алмазэкспорт", предприятий республики саха (якутия). И, по всей видимости, обслуживает неплохо и столь успешно для себя, что решила развивать этот бизнес по всей стране. По некоторым сведениям, идея специализированных таможенных постов была предложена гтк именно руководством гцсс. В вопросе, кому доверять свою мечту, они просчитались. Идея осталась, а вот воплощать ее намерены другие. И, соответственно, пользоваться плодами столь прибыльного бизнеса.

Разумеется, гцсс не единственный перевозчик ценных грузов на территории россии. Этим же занимается и мощное российское объединение инкассации центрального банка рф, служба перевозок гохрана министерства финансов рф и многочисленные более мелкие структуры. Так что клиентам сейчас есть из кого выбрать. И в первую очередь наряду с соображениями безопасности доставляемого груза они руководствуются стоимостью данной услуги. Разумеется, конкуренция среди перевозчиков способствует снижению стоимости доставки. Однако, по некоторым сведениям, руководство гохрана считает, что создаваемый в соответствии с постановлением от 8 января специализированный таможенный пост должен быть монополистом, то есть обслуживать как государственные, так и коммерческие экспортно-импортные поставки.

Хотя специализированный таможенный пост при гохране еще не создан, однако структуры, готовые обслуживать предстоящие его операции, сформированы. В частности, под эгидой гохрана уже организована транспортная компания, работает и страховая компания сао "шереметьево", его акционерами являются "шереметьево-карго", "смоленский кристалл", "алмазювелирэкспорт". Пока все упирается в отсутствие организационного и оборудованного таможенного терминала. Но как только будут подписаны все документы, а государственные и коммерческие структуры, поименованные в постановлении, договорятся между собой, в россии появится монопольный перевозчик ценных грузов и стоимость этой услуги может резко возрасти. Так что экспортеры могут заранее считать убытки от появления таких непредвиденных обстоятельств, а все остальные перевозчики д сокращать свои штаты. Делать им все равно будет нечего. Уж гохран об этом позаботится.

По идее, указы президента направлены на восстановление государственного контроля над вывозом драгоценных металлов и камней. Однако на деле получится, что контроль за вывозом ценностей из страны, разрешение на который дает гохран, будет осуществляться этим же ведомством. Разумеется, желание гохрана совместить регулирующую и распределительную функции выглядит очень соблазнительно, однако сомнительно, что это будет в государственных интересах. И еще возникает вопрос: зачем создавать специализированный таможенный пост на пустом месте, когда уже успешно работает аналогичная структура на базе гцсс? и тратить на создание "дубликата" около 3 млн. Долларов, полученных от налогоплательщиков? понять руководство гохрана можно. Оно стремится обеспечить свое ведомство и дружественные структуры прибыльной работой. И в этом нет ничего плохого, но при условии, что учтены стратегические интересы государства.

Геннадий светлов.




















магазин ковровых дорожек . . Продажа детских площадок. Беседка дача в Москве. . . ATRIUM-DESIGN Landscape: .