Статьи

Главная страница  >>   Новости





Ближе к делу. Босиком по аэропорту.

Где, в какой точке необъятных просторов воздушного пространства российской федерации пересекаются интересы авиаперевозчиков, губернаторов, аэропортов и владельцев точек общепита? директор оао "международный аэропорт самара" вячеслав чернавин координаты этой точки, похоже, выяснил. По крайней мере, той, которая относится к воздушному пространству над самарской областью. А после этого он придумал проект, который позволил ему стать идеологом работы всего авиационного комплекса региона.

"Насчет округа - посмотрим".

- Создана ли уже группа компаний "авиация самары"?

- группа уже работает. Я всегда говорил, что сложно определить точный момент начала какого-то бизнеса или его окончания. На сегодняшний день группа организована, и созданы предприятия, которые работают под общей стратегией. Мы выстраиваем партнерские, коммерческие, обоюдовыгодные отношения. Удобно, выгодно - мы работаем. Но, договорившись о правилах игры, выработав стратегию, все предприятия обязаны ей следовать, двигаться в одном векторном направлении. У них будет общий план развития, общие принципы привлечения инвестиций.

- Кто сейчас входит в группу?

- сейчас - около 15 предприятий. Среди них - "авиагород", "авиаотель", "пассажир-сервис", "авиационная безопасность", транспортно-экспедиционная компания, центр продаж перевозок, тзк, "авиаланч", аэропорт "смышляевка", "авиакомпания смышляевка", а еще - специализированная консалтинговая компания.

- Аэропорт "смышляевка" и "авиакомпания смышляевка" сейчас совсем не работают - с ними что-то еще можно сделать?

- этот аэропорт городу нужен - для малой, специальной, спортивной авиации, для любителей. Нецелесообразно обслуживать малую авиацию в международном аэропорте "самара". Сейчас аэропорт "смышляевка" работает, начинает развиваться, строиться, расширяться. С целью укрепления материально-технической базы мы передаем ему некоторое оборудование из международного аэропорта "самара". Наконец, на территории аэропорта "смышляевка" сейчас создается производство по сборке малых самолетов. Конечно, туда нужно вкладывать деньги. Но мы не можем позволить, чтобы аэропорт просто закрылся, а поле перепахали, как это случилось в некоторых городах.

- А юридическая форма группы компаний как выглядит?

- это группа без образования юридического лица, по договору простого товарищества. Есть такой принцип, когда товарищи собираются в группу компаний и одному из предприятий поручается ведение дел. Дел, которые имеют отношение к проведению стратегии, стратегического развития, нормативов, стандартов, учета, описания бизнес-процессов. Входящие в группу компаний "авиация самары" предприятия имеют возможность работать на рынке услуг в самаре и в других регионах, для других авиакомпаний, городов. Они самостоятельны, у них законченные продукты, с которыми они выходят на рынок.

Например, центр продаж перевозок, который будет продавать билеты на все виды транспорта разных компаний, в разных регионах. Но и здесь, в самаре, они, конечно, работают.

- А как с собственностью на эти предприятия? вот центр продаж, например, кому принадлежит?

- его учредителями стали три юридических лица: 40% принадлежит авиакомпании "самара", 30% - международному аэропорту "самара" и 30% - тзк (топливно-заправочной компании). Есть многие дочерние предприятия со 100% капиталом аэропорта, например, "пассажир-сервис", который обслуживает пассажиров на терминале. Есть ряд совместных предприятий с авиакомпанией - в них выделены некоторые службы из авиакомпании, что облегчило ей работу.

- Управляющая компания группы компаний "авиация самары" тоже уже работает?

- да, она специально создана, называется зао "группа расип" ("развитие авиации самары с иностранными партнерами"). Мы ее создавали для привлечения инвестиций, это зао, куда входят различные компании, заинтересованные в привлечении инвестиций в авиационный комплекс региона. Акционерами управляющей компании являются аэропорт и другие участники группы компаний.

Но для того, чтобы вся система окончательно заработала, мы должны в управляющей компании выработать стандарты принятия решений, технологический график, который должны выполнять все предприятия. Бизнес-процессы - сформировать на основе стандартов качества управления и современных информационных технологий, чтобы это была управляемая система.

- Вы стали руководителем группы компаний?

- да, я президент управляющей компании зао "группа расип".

- То есть вы теперь будете руководить региональной авиацией?

- самарской области - да, если иметь в виду группу компаний "авиация самары". А развитие региональной авиации - это вопрос будущего. Мы в составе рабочей группы приволжского межрегионального управления га и полпредства пфо будем разрабатывать программы, обеспечивать взаимодействие между авиакомпаниями. Конечно, это сложно, но надо работать. Дальше надо выработать совместную политику развития аэропортов и так далее.

- "Авиация самары" будет занимать монопольное положение на рынке?

- нет. Она занимает те ниши, которые есть, и совершенно не запрещает никому другому в них работать. Билеты на самолеты продают десятки туристических компаний, и центр продаж будет с ними конкурировать. То же самое касается других видов услуг, например, транспортно-экспедиционного обеспечения, доставки грузов, причем на разных видах транспорта. Сейчас у нас работает доставка, иногда даже без использования самолетов.

Хорошо работает гостиница - после того, как она стала самостоятельным предприятием, за год выручка выросла в три раза. Это рынок, и на нем они пытаются зарабатывать деньги.

- Где же рынок? разве кто-то будет строить еще одну гостиницу на территории аэропорта?

- почему же нет? конечно, мало таких инвесторов, которые смогут заняться развитием всего аэропорта в целом. Каждый занимается свои делом: один строит терминалы, другой - гостиницу, третий - дороги и мосты. И если придет инвестор, предложит построить новую гостиницу, создав, к примеру, совместное предприятие, - почему нет?

"я был обескуражен".

- Кстати, о сервисе. Что делается для его улучшения в аэропорте?

- сейчас у нас новый владелец ресторана - ооо "кондор". Так что, есть уже изменения в лучшую сторону. Были претензии к качеству услуг ресторана, но сейчас мы будем заниматься его развитием, реконструкцией. Ресторан будет примерно такого же уровня, как "авиалюкс" в нашей гостинице. Там хорошая еда, качественное обслуживание. На первом уровне аэропорта, внизу, у нас тоже есть план - сделать кафе с закусками. Думаю, должно быть два направления развития общепита в аэропорту: кафе и какие-то предприятия быстрого питания. Это мы сейчас обдумываем.

- "Кондор" обеспечивает сейчас весь сервис в аэропорту?

- магазины у них совместно с другими компаниями, а общепит - да.

- Какими же предложениями вас так привлек алексей ушамирский?

- в "кондоре" просто более здраво подошли к делу. Пришли молодые люди, с качественным комплексным подходом к проблеме.

Молодежи вообще надо доверять, потому что у них огромный потенциал. Помните, здесь были такие ужасные киоски? я им говорю: давайте показывайте, на что способны. Они и показали - сделали новые, красивые магазины. Так и пошло: у них качественный подход, ответственность, серьезность...

- Да, в интервью ушамирский как-то рассказывал, как он лоточников вышибал из аэропорта...

- Киоски эти тогда наплодились - никакой системы не было. Но вообще-то, здание вокзала у нас не приспособлено для обеспечения пассажиров какими-то дополнительными видами сервиса - мало места. Когда строили, не думали, что надо все приспосабливать для удобства пассажиров.

- А какие сейчас планы по развитию сервиса в аэропорту?

- сложно, конечно, говорить о том, что мы будем строить. Мы только-только выходим на уровень, когда позволительно что-то покупать, развивать, поднимать зарплату. На все остальное денег остается мало. Поэтому мы ищем инвесторов, находим.

Конечно, будем развивать те услуги, которые востребованы.

Например, сейчас нужен бизнес-центр, обеспечивающий проведение деловых встреч, думаем над услугами по хранению грузов.

- Вы, наверное, были во многих аэропортах - в россии и в мире.

Где вам больше всего понравилось?

- когда я первый раз оказался в аэропорту франкфурта, я был обескуражен. Сутки говорить не мог. Это такая разница!

российские аэропорты, к сожалению, развиваются слабо. Раньше мы, правда, и не знали, как нужно работать. Теперь знаем.

Учимся. Я думаю, мы пройдем тот период, когда отсутствие денег не позволяет воплощать задуманное. И наступят времена, когда у нас тоже все будет самого высокого уровня. У меня один бизнесмен спросил: "неужели я смогу босиком ходить по залу ожидания?". Сможет, потому что там будет лежать ковровое покрытие.

"Это все-таки большие деньги".

- Некоторое время назад словосочетания "самарский транспортный узел" и "транспортный коридор" не сходили с уст местных властей, политиков и транспортников. Что вы сейчас делаете для их развития?

- ну, вообще-то, надо точнее определять эти понятия.

Транспортный коридор - это дополнение к усилению позиций транспортного узла, дополнительные возможности. Конечно, весь этот вопрос в некоторой степени политизирован. Понятно, почему - это все-таки большие деньги, ведь создается обслуживающая инфраструктура, рабочие места. Это поднятие экономики региона, в конечном счете. Поэтому очень важно, чтобы в регионе был транспортный коридор, и над этим надо работать. Но авиационный транспортный узел сформировался уже давно, и то, что сейчас образовался федеральный округ, не меняет картины. Никто не собирается авиационный центр, который появился в самаре, перемещать в нижний новгород. Есть госпожа экономика, которая определяет, где он будет. Поэтому на сегодняшний момент он находится здесь. И наша задача - удержать эти позиции и расширить. Для того чтобы в самаре существовал транспортный авиационный узел, мы и делаем все эти стратегические разработки и преобразования. Работаем над программой, которая предполагает интеграцию всех перевозчиков, входящих в округ.

Мы должны усилить позиции округа и самарской области как элементов транспортной системы всей россии.

- Как относятся к этому перевозчики и власти других регионов?

конфликты возникают?

- в общем, нет. Конечно, есть политические моменты, когда руководители регионов тянут одеяло на себя. Я не говорю о нашем губернаторе, он благоприятно относится - летает авиакомпанией "самара"; если нет рейсов, то другой компанией полетит. А все перевозчики в первую очередь думают о том, чтобы полет принес деньги - политика их мало волнует. Их устраивает именно экономика: прилетая в самару, они получат необходимое количество пассажиров и груза, за которое им заплатят деньги. Суть дела в том, что здесь наиболее выгодно работать авиакомпаниям. В чебоксарах на самолет ни один человек не сядет. Наша программа, которую мы сейчас разрабатываем для пфо, предусматривает формирование рынка транспортных услуг. Мы можем изменять в своих интересах транспортные потоки, показывая людям новые возможные варианты их передвижений и обеспечивая все сопутствующие услуги.

Например, сделать такие транспортные связки, чтобы люди не летали из самары в чебоксары через москву, а добирались напрямую, как-то комбинируя виды транспорта. Или мы можем создать туристический холдинг: из чебоксар самолет летает в эмираты, а из самары - в турцию. Тогда туристы из самары летят в эмираты через чебоксары, и, наоборот - из чебоксар в турцию через самару. Такая система позволит увеличить загрузку самолетов. Или, например, можно наладить взаимодействие маленьких авиакомпаний с крупными. Это все элементы формирования рынка. И мы работаем над тем, чтобы насытить его такими элементами. Кроме того, интеграция авиакомпаний позволяет снизить их затраты, например, на техническое обслуживание и многие другие услуги.

- Насколько развитие авиации в области зависит сегодня от позиции власти, от отношений с властью?

- на любом этапе, сколько я работаю, мы всегда получали колоссальную поддержку со стороны областных властей. Я не имею ввиду финансовую, конечно. Существует региональная поддержка, которая является государственной поддержкой развития авиации самарской области. Это создание имиджа области на рынке транспортных услуг, лица аэропорта, представление его на многих мероприятиях, проявление его роли и значимости в экономике области. Мы также всегда находим поддержку в тех решениях, которые нужны для развития оао "международный аэропорт самара". Такая поддержка нам необходима, ведь не можем мы все сделать самостоятельно - и в политическом смысле, и как предприятие. Мы консультируемся с властями, делаем так, чтобы наше развитие было связано с другими проектами самарской области. Транспортный интермодальный комплекс, который мы собираемся сделать, будет в районе аэропорта, потому что понятна важность авиации. Председателями совета директоров и в аэропорту, и в авиакомпании "самара" всегда являлись заместители губернатора. Это очень важно, потому что когда председатель совета директоров обладает такой вот государственной властью, это большая поддержка для предприятия. Особенная помощь нам не нужна, такая, чтобы за руку водить. Главное - чтобы понимали, чтобы поддерживали в начинаниях и подсказывали.

- Начавшиеся выборы в самарскую губернскую думу характерны тем, что представители уже нескольких крупных бизнес-групп заявили о желании провести в думу своих представителей. А вы к какой бизнес-группе себя причисляете?

- я считаю, что я отношусь к транспортникам. Они все пересекаются - и железная дорога, и автомобильный транспорт. А юкос - вообще наш основной партнер. Ведь аэропорт - он для всех, он консолидирует все виды бизнеса.

Юлия торгашева




















оперативная быстро. Недорого . Аутсорсинг расчета и выплаты заработной платы. .