Статьи

Главная страница  >>   Новости





(1). Садовая культура.

Сдать ребенка в детский сад -- всегда нелегкое решение для родителей. Как он будет себя там чувствовать? не придется ли ему голодать? и вообще, чему его там научат? выбрать детское дошкольное учреждение действительно не так-то просто, ведь выбирать приходится не только между государственными и частными садами, но и методиками, которые в них применяются.

Государственные.

Государственные детские садики обходятся родителям совсем недорого -- и в этом главное их преимущество. Плата устанавливается местными органами власти и составляет от 30 до 100 рублей в месяц. Впрочем, ста рублями расходы на детсад не ограничиваются. Садики обычно собирают с родителей деньги на оплату охраны, покупку красок и цветной бумаги, игрушек и телевизоров, мебели, ремонт и проч. Сумма сборов определяется попечительским советом (родительским комитетом) и не превышает 100д150 рублей. Ребенка можно записать на занятия, не входящие в число обязательных (на хореографию, иностранный язык и т. Д.),-- По 100д200 рублей за каждый факультатив. Так что ежемесячная плата может составить порядка 400д600 рублей.

В пользу государственных детских садов можно сказать и о том, что здесь следят за качеством продуктов, попадающих на детсадовский стол, хотя на питание ребенка государство выделяет всего 28 рублей в день. Не секрет, что даже в обеспеченных семьях детей порой кормят "неправильной" пищей.

Минусы государственных садов тоже очевидны. Константин сурнов, старший научный сотрудник нии дошкольного образования и семейного воспитания: обычно в каждой группе по двадцать малышей, в то время как оптимальное количество -- семь-десять человек. Кроме того, на каждую группу приходится по одному воспитателю и няне. Их внимания не хватает каждому воспитаннику. К тому же, чтобы отдать ребенка в ближайший к дому государственный сад, родителям порой приходится ждать несколько месяцев, а то и год.

Методист частной московской дошкольной гимназии "алиса" елена политова много лет проработала в государственных садах и считает, что это не лучшее место для детей: вечный запах тушеной капусты, муштра, казенщина, заорганизованность, ущемление личности ребенка... Разве таким должен быть детсад? "алису" мы пытаемся сделать для детей теплым и уютным домом.

Сегодня в россии насчитывается более 50 тыс. Государственных и ведомственных дошкольных учреждений, но их число с каждым годом сокращается. Вячеслав шолок, заместитель управления дошкольного образования минобразования россии: за последние 10 лет количество государственных детских садов сократилось на 40%, ведомственных -- в 10 раз. В тех, что остались, закрылись загородные дачи, сократились ясельные группы, хотя сейчас в них потребность есть. Сегодня в государственных детсадах нет ставки врача, иногда не хватает игрушек -- проблемы с финансированием. Кроме того, не просто найти государственный сад с "пятидневкой", в котором можно оставлять детей на ночь.

Тем не менее необходимость в государственных дошкольных учреждениях существует. Только в государственных садиках действует система льгот для многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей и родителей-инвалидов. И только государственные сады бывают "компенсирующего вида". В них, в отличие от негосударственных дошкольных учреждений, принимают детей, нуждающихся в помощи специалистов,-- слабослышащих, незрячих, педагогически запущенных, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.

Частные.

Частных садов пока еще немного -- около двух тысяч на всю страну. Но их число постоянно растет. Родителей, которые хотят дать ребенку все самое лучшее, не пугает даже то, что частный садик обходится раз в 20 дороже государственного.

Содержание ребенка в негосударственном дошкольном учреждении обходится в $200д700 в месяц. Эта цена зависит от многих условий -- например, от количества воспитателей на группу или от возраста воспитанника. Кроме того, на цену влияет качество питания, программа обучения и развития и даже наличие евроремонта. Дороже обходится детский сад с дополнительными услугами, в число которых, например, входит доставка ребенка в сад и обратно домой, посещение бассейна или занятия в театральной студии.

Чем старше дошкольник, тем больше с ним занимаются и тем дороже обходится родителям его пребывание в саду. Так, в столичном ноу (негосударственное образовательное учреждение) "светлячок" с углубленным изучением иностранных языков содержание ребенка от года до двух лет стоит $200 в месяц, от двух до трех лет -- $250, старше трех -- $300. Родителям, оставляющим ребенка в "светлячке" на несколько дней подряд, придется доплатить по $10 за каждую ночь или $100 в месяц. Это средний порядок цен по московским частным детским садам. Что входит в эту цену? во-первых, изобилие игрушек, отлично оборудованные душевые и уличные игровые площадки, удобные кроватки и уютные интерьеры. Во-вторых, необходимое внимание воспитателей к своим воспитанникам. Обычно в частных садиках группой из десяти детей занимаются трое воспитателей.

В-третьих, разнообразное питание. Почти во всех негосударственных садах на столах свежие фрукты, соки, йогурты и выпечка, и это помимо завтрака, обеда и полдника. Важно и то, что в частных садиках учитываются пищевые предпочтения детей и их родителей: вегетарианцам готовят отдельно, как и тем, кто страдает пищевой аллергией, а тем, кто просто не любит яйца, рыбу или солянку, готовят другие блюда.

Кроме обязательных занятий по программе дошкольных образовательных учреждений (музыка, рисование, лепка, физкультура, подготовка к школе), в частных садах обычно изучают русский (грамота) и иностранный языки, математику. Также распространены занятия по развитию речи, шахматы, ритмика, аэробика, конструирование, хореография, дидактические игры. Можно найти садики, в которых преподают закон божий, оригами, бисероплетение или ушу.

Во многих частных садах есть оборудованные по последнему слову техники компьютерные классы, и почти в каждом постоянно работает психолог и логопед. С медицинским обслуживанием в частных садиках вообще дела обстоят значительно лучше, чем в государственных. Во многих садах, помимо медсестры, постоянно работает педиатр, которого всегда можно вызвать на дом. Плановые прививки и ежегодную диспансеризацию воспитанники ноу проходят, "не выходя из дома",-- специалистов приглашают в сад. В ряде садиков есть даже собственный стоматологический кабинет, а если ребенку нужна консультация другого врача, его возят на прием сами воспитатели. Закаливание, плавание, фитококтейли, массаж и лфк (лечебно-физкультурный комплекс) -- и такие услуги оказывают многие детские сады. И чем шире набор услуг, тем соответственно выше цена.

Однако все эти прелести детсадовской жизни могут привлечь взрослого, выбирающего садик для своего чада, а сам маленький ребенок не сможет оценить их сразу по достоинству. Поэтому важно, чтобы малыш быстро адаптировался к новым для него условиям. Елена политова: в нашем саду мамы могут сами укладывать ребенка спать, кормить его, проводить в саду столько времени, сколько считают нужным. Поэтому если в обычном саду дети адаптируются несколько месяцев, а то и полгода, то у нас -- всего две недели.

Особое внимание в частных садах уделяется подготовке к школе. В московском ноу "надежда" дают знания в зависимости от возможностей и особенностей развития каждого ребенка: со способными и старательными занимаются "на опережение", с теми, кому трудно учиться,-- "на успешность". В итоге дети учатся с интересом и не без удовольствия. Родителям такой индивидуальный подход обходится в $400 в месяц.

В центре образования "эрудит" пошли еще дальше. Здесь, прежде чем начать обучение, детей в течение двух-трех недель изучают 15 педагогов-предметников и в зависимости от выявленных способностей и пожеланий родителей предлагают индивидуальный план развития каждого воспитанника. Стоит обучение в "эрудите" $666 в месяц.

Однако, как и в случае с государственными садиками, не стоит думать, что расходы ограничатся ежемесячными отчислениями. Часто при поступлении ребенка в детсад с родителей взимается и так называемый вступительный взнос -- эти средства идут на ремонт, покупку игрушек, канцтоваров и прочее. Этот своего рода аванс обычно равен ежемесячной плате, но в некоторых садиках превышает ее в несколько раз. Так, в детском саду n97 медицинского центра управления делами президента рф вступительный взнос составляет $1000 плюс каждый месяц за ребенка нужно платить еще $200. Впрочем, в частных учреждениях распространена и дисконтная система: скажем, если водить в садик сразу двоих детей, можно рассчитывать на скидку от 10% до 50% на одного ребенка, а если сразу троих, то скидку получает каждый из детей.

Ребенку, вкусившему все прелести частного садика, трудно адаптироваться в обычной государственной школе, где в классах по тридцать человек и ни о каком индивидуальном подходе не может быть и речи. Продолжить обучение ребенка в "тепличных" условиях предлагают образовательные центры и учебные комплексы, работающие по схеме "детский сад--гимназия" или "детский сад--начальная школа". Директор центра "магнолия" ирина кумина: у нас учатся дети от двух с половиной и до десяти лет, и переход из сада в школу происходит без проблем, ведь в школе их учат те же учителя, что и в саду, и в привычной обстановке. Воспитанникам "магнолии" все же придется поменять обстановку, когда они пойдут в обычную среднюю школу, а в том же "эрудите" дети заканчивают положенные одиннадцать классов и получают аттестат.

Альтернативные.

Кроме государственных и негосударственных детских садов, воспитывающих и обучающих детей по стандартным методикам, почти не изменившимся за последние 50 лет, есть дошкольные учреждения, где детей воспитывают совсем по-другому. Это вальдорфские сады и сады монтессори. Их в россии пока немного -- всего около одного процента от общего числа садиков, а, например, в сша или голландии метод монтессори -- самый распространенный в дошкольном воспитании.

Константин сумнительный, директор центра монтессори в москве, считает, что только в вальдорфских и монтессори-садах в детях развивают способности, заложенные природой, а не дрессируют, готовя к школе, выдвигающей непомерные требования к поступающим. Монтессори и штайнер (автор педагогической концепции вальдорфских школ.-- "Деньги") рассматривают ребенка как личность, которая имеет право на любовь и уважение, а учителя -- как адвоката ребенка, который помогает ему совершенствовать свою личность.

Отметим, что вальдорфские или монтессори-группы есть как в государственных садиках, так и в частных. Поэтому платить за саму методику родителям не придется.

В группах монтессори не больше 15 детей от трех до шести лет. Режим -- обычный для детсадовцев: завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной сон, полдник, игры. Для развития детей по методу монтессори есть специально оборудованная учебная комната, или класс, который делится на несколько зон. В зоне сенсорики используется дидактический материал, разработанный марией монтессори, который дает возможность ребенку узнавать свойства предметов: величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. В зоне практической деятельности дети сортируют предметы и учатся с ними обращаться -- пересыпают песок, переливают воду, застегивают пуговицы, зашнуровывают шнурки и т. Д. Еще есть зона математики, космическая зона и зона практической жизни. Каждую зону ребенок посещает, когда сам этого захочет, а воспитатели никого ничем заниматься не заставляют. Но отмечено, что дети помладше, например, с удовольствием занимаются в зоне практической жизни: там есть тазики, мыло, вода, утюг, пылесос, настоящая кухня с плитой, холодильником, посудой, ножом и разделочными досками. Трехлетки сами с удовольствием готовят, стирают, подметают, то есть прекрасно справляются с делами, которые дома делает мама. В возрасте четырех-пяти лет малыши все чаще посещают зону математики. Здесь их не сажают за парту и не дают в руки учебные пособия -- дети свободно выбирают на открытых полках то, что хотят, и сами обустраивают свое рабочее место. Оно может быть за столиком или прямо на полу. В общем, дело воспитателей -- подготовить среду для развития каждого ребенка, а уж ребенок сам выбирает себе занятия и соратников.

Вальдорфская система воспитания родилась в 1919 году, после того как доктор рудольф штайнер, основоположник антропософии, прочел работникам сигаретной фабрики "вальдорф-астория" под штутгартом курс лекций о новой свободной педагогике. Там же открылась и первая вальдорфская школа, позже -- сады. Из германии методика распространилась по европе и в сша, и сегодня в мире количество садиков, работающих по этой системе, перевалило за тысячу.

В конце 80-х вальдорфская педагогика пришла в россию, и сейчас сады или группы при государственных садах открылись в 15 российских городах. В москве работают сады, отдельные группы и студии, куда можно приходить на занятия вместе с родителями. Их деятельность координирует московский центр вальдорфской педагогики, что в стремянном переулке.

Родителей, которые приводят своих детей в вальдорфский сад, объединяет отнюдь не социальный статус или финансовое положение, как это бывает в других частных садах. Это своего рода "протестные родители", не согласные с тем, что предлагают их детям производители синтетических игрушек, создатели "телепузиков" и авторы перегруженных образовательных программ для дошкольников.

Дошкольная педагогика здесь строится на том, что первое семилетие в жизни человека -- это возраст игры, непрерывного движения, творчества. Поэтому здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, ни механических или звучащих игрушек. Пространство группы поделено невысокими ширмами на игровые уголки. В одном есть все для игры в дочки-матери, в другом можно устроить магазин, в третьем -- стройплощадку. Все игрушки ручной работы -- вязаные зверюшки, глиняная посуда, деревянные машинки, трикотажные, набитые овечьей шерстью куклы. При этом много такого, что в обыденном представлении нельзя назвать игрушками,-- корзины с деревяшками, камешками, каштанами, грецкими орехами. Сегодня в игре яблочки-каштаны покупают за денежки-камешки, завтра все может быть наоборот. Главное -- не сковывать фантазию ребенка готовыми наборами, скажем, для игры в магазин. Ребенок мыслит образами, и именно образное мышление развивают в вальдорфском саду. А в машинки, конструкторы и заводные паровозики ребенок наиграется и дома.

Вокруг вальдорфской педагогики родились два мифа. Атеисты считают ее слишком религиозной, а православные христиане, напротив, упрекают в искажении религиозных обрядов. Например, праздник пасхи дети переживают как праздник весны. В принесенные из дома горшочки они сами кладут землю, сажают семена (что-нибудь дающее быстрые всходы, например, кресс-салат), поливают, следят за ростками. В другие предпасхальные дни вырезают птичек из бумаги, расписывают восковыми мелками деревянные яйца. А в ноябре в вальдорфских садиках -- праздник фонариков, которые делают сами дети. Девиз праздника -- "свет любви и доброты пусть осветит ночи мрак", его нравственный смысл -- развитие в детях чувства сострадания и сопереживания, радости от умения поделиться душевным теплом с другими людьми. И это не просто декларация -- на прогулках в течение всего ноября дети будут строить домики для гномиков и норки для мышек и ежей.

Все группы разновозрастные, по принципу "большой семьи". Ребенок сам решает, с кем ему играть. В игры, которые проводит воспитатель, приглашаются все дети независимо от возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, зрительную память, слух, осязание. В сентябре, например, дети учатся угадывать на ощупь всевозможные фрукты и овощи. Вообще в вальдорфских садах неукоснительно соблюдается ритм: дневной, недельный и годовой -- это делается для создания у детей ощущение порядка, постоянства, спокойствия и защищенности.

К школе готовят детей тоже не так, как в других садах,-- никаких тетрадей, уроков, отметок. Вальдорфцы считают, что интеллектуальное развитие ребенка идет по своим законам, и его нельзя форсировать -- это грозит перекосами. И если ребенок правильно развивается, то к шести с половиной годам он сам проявляет большое стремление к обучению. На собеседовании в вальдорфской школе смотрят на то, как хорошо ребенок владеет своим телом и поведением, насколько развита мелкая моторика. Умение читать и считать -- второстепенно, важнее научить ребенка проявлять доброту и заботу, а также выполнять задания, требующие терпения и целеустремленности. Вальдорфские педагоги полагают, что, даже если их выпускник идет в обычную школу, за него можно не волноваться: ребенок наигрался, он может мыслить творчески и готов учиться. Тем более что никто не мешает походить на подготовительные курсы в ту школу, в которой будет учиться.

Однако как бы ни было хорошо ребенку в альтернативном детском саду, его все равно ждет школа. Мария цапенко, главный специалист московского комитета образования: в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования существуют требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. Проблема многих детских альтернативных садов -- недостаточная дидактическая база и квалификация воспитателей: чтобы овладеть, например, методом монтессори, нужно учиться не меньше года. У детей, которых воспитывают по "нестандартным" методикам необученные воспитатели, могут возникнуть проблемы в обычной школе.

В нии дошкольного образования и семейного воспитания тоже считают, что альтернативными методиками увлекаться не стоит, впрочем, как и лишними занятиями. Константин сурнов: дошкольные учреждения должны быть встроены в контекст общего образования, иначе дети выходят из них несоциализированными. В то же время требования к ребенку не должны выходить за рамки зоны его ближайшего развития. Если ребенок приходит из сада раздраженный, плохо ест и спит -- значит, нагрузка слишком велика. И еще: хороший сад -- тот, что ближе к дому. Если ребенок едет в сад больше получаса, даже на "мерседесе", то приезжает туда с транспортной усталостью, и эффективноcть занятий резко снижается.

Домашние.

У детей, которые по каким-либо причинам не ходят в детский сад, есть возможность приобщиться к детскому коллективу в группах краткосрочного пребывания. Такие группы создаются сейчас на базе государственных дошкольных учреждений, а в частных садиках существовали и раньше. В группы краткосрочного пребывания можно приводить ребенка на несколько часов два-три раза в неделю: там с ним погуляют, поиграют и накормят обедом, пока родители занимаются своими делами. Стоимость услуги в группах краткосрочного пребывания на базе государственных садиков -- не более 100 рублей в месяц, в частных -- около $100.

Наталья барановская.




















Такси Гепард . Точность. Комфорт - . . . . . . .