Статьи

Главная страница  >>   Новости





(1). О состоянии и развитии правовой базы экономической реформы

(январь 1999 г.).

В Январе 1999 года продолжалась правотворческая деятельность по созданию целостной нормативной правовой базы российской экономики, ее развитию и совершенствованию. Она была направлена на ликвидацию имеющихся пробелов в нормативном правовом обеспечении экономической реформы.

За указанный период проанализировано 59 принятых правовых актов, в том числе 13 федеральных законов, 10 указов президента российской федерации и 36 постановлений правительства российской федерации.

Представленные аналитические материалы подготовлены по следующим основным направлениям: макроэкономическая политика, институциональные преобразования, структурная и инвестиционная, социальная, региональная политика.

Макроэкономическая политика.

В рамках усиления государственного регулирования развития экономики принято постановление правительства российской федерации от 4 января 1999 г. n 1 "о прогнозе развития государственного сектора экономики российской федерации".

Установлено, что при разработке прогноза социально-экономического развития в раздел "проектировки развития государственного сектора экономики российской федерации" следует включать показатели развития государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также хозяйственных обществ, у которых доля государственной собственности превышает 50 процентов уставного капитала.

Система показателей, характеризующих деятельность государственного сектора экономики, должна быть разработана в первом квартале 1999 года.

В соответствии с постановлением в органы статистики должны представляться сведения о федеральных государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях, а также о хозяйственных обществах с указанием доли акций и вкладов, находящихся в федеральной собственности, что обеспечит создание информационной базы, необходимой для разработки прогнозов развития государственного сектора экономики.

Значительным резервом увеличения доходов бюджета является усиление государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, основы которого были заложены соответствующим федеральным законом, принятым в 1995 году.

За прошедшие годы в этом направлении проведена значительная работа, и на основе накопленного опыта выявлена целесообразность внесения изменений и дополнений в ранее принятый закон.

Федеральным законом от 7 января 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" закреплен ряд правовых норм, ранее принятых указами президента российской федерации и постановлениями правительства российской федерации, а также введены новые положения.

Законом определены предметы ведения российской федерации, совместного ведения российской федерации и субъектов российской федерации, органов местного самоуправления в этой области. Так, к ведению российской федерации отнесено регулирование цен и экспорта; определение квот на закупку спирта; установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов; определение видов деятельности, подлежащих лицензированию; выдача федеральных лицензий на производство и оборот этилового спирта и другие вопросы.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии лицензий.

Технологическое оборудование для ее производства подлежит государственной регистрации, оно должно быть оснащено специальными счетчиками. Не допускается сдача этого оборудования в аренду.

По закону экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51 процента акций.

Законом предусмотрено регулирование импорта. Установлено, что в годовом объеме оборота алкогольной продукции доля импорта не должна превышать 10 процентов. При этом не менее 60 процентов в импорте должна занимать продукция с содержанием этилового спирта не более 15 процентов.

В соответствии с законом поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями.

Индивидуальные предприниматели могут заниматься только розничной продажей.

Введены более жесткие требования к организациям, осуществляющим в городах розничную продажу алкогольных напитков крепостью свыше 13 процентов. Установлено, что они должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

Увеличение площади помещений с 18 до 50 квадратных метров значительно сократит число организаций, продающих алкогольную продукцию. Одновременно уменьшится число небольших продовольственных магазинов, которые "выживают", в основном, благодаря торговле водкой. Как следствие, может активизироваться торговля "с рук".

Установлено, что реклама крепких напитков (свыше 15 процентов) допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, т.Е. Среди специалистов.

Для широкой публики разрешается реклама алкогольной продукции крепостью до 15 процентов, при этом не менее половины рекламного времени (площади) должно использоваться для информации о вреде употребления алкогольных напитков, а также о способах определения их фальсификации.

Законом прописан порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, определен порядок контроля за соблюдением установленных норм.

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличение поступлений доходов в бюджет.

В целях обеспечения экономической безопасности страны постановлением правительства российской федерации от 10 января 1999 г. n 34 перемещение (транзит, доставка от пункта пропуска до таможенного органа назначения) этилового спирта по территории россии должно осуществляться только железнодорожным транспортом.

Ввоз этилового спирта производится железнодорожным или морским транспортом через утвержденные постановлением пункты пропуска.

Маршруты перемещения этилового спирта устанавливаются государственным таможенным комитетом российской федерации совместно с министерством путей сообщения российской федерации и федеральной пограничной службой российской федерации.

Этиловый спирт, обнаруженный вне установленных маршрутов перемещения, считается находящимся в незаконном обороте и изымается.

Постановление направлено на повышение надежности контроля за перемещением этилового спирта.

Приняты федеральные законы, регулирующие деятельность государственных внебюджетных фондов. 4 января 1999 г. Принят федеральный закон "о бюджете фонда социального страхования российской федерации на 1997 год".

По закону доходы фонда превышают расходы.

Утвержден норматив оборотных денежных средств на начало каждого квартала, при этом установлено, что остаток денежных средств в размере норматива изъятию не подлежит.

Работодатели ежемесячно перечисляют взносы на государственное социальное страхование на единый текущий счет фонда и его исполнительных органов. Суммы страховых взносов, перечисленные организациям, не относящимся к исполнительным органам фонда, не могут быть признаны взносами на государственное социальное страхование. Эти суммы являются задолженностью и взыскиваются с работодателей с применением установленных законодательством российской федерации финансовых санкций.

Законом разрешено использовать векселя кредитных организаций в работе по погашению задолженности плательщиков страховых взносов.

Принят также федеральный закон от 4 января 1999 г. "О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, государственный фонд занятости населения российской федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

Страховые взносы в пенсионный фонд российской федерации на 1999 год установлены для:

- работодателей-организаций - в размере 28 процентов от фонда оплаты труда;

- работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - 20,6 процента;

- индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов (занимающихся частной практикой), родовых семейных общин коренных малочисленных народов севера, крестьянских (фермерских) хозяйств - 20,6 процента;

- адвокатов - 20,6 процента.

Если индивидуальные предприниматели, граждане (физические лица), частные детективы, нотариусы нанимают на работу граждан, то страховые взносы уплачиваются в размере 28 процентов. Для адвокатов, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств, привлекающих граждан по найму, страховые взносы установлены в размере 20,6 процентов.

Граждане, работающие по трудовым договорам, уплачивают 1 процент.

Таким образом, ставки страховых взносов в пенсионный фонд российской федерации остались на уровне 1998 года.

Не изменились по сравнению с 1998 годом и ставки страховых взносов в фонд социального страхования российской федерации (5,4 процента), государственный фонд занятости населения российской федерации (1,5 процента), в фонды обязательного медицинского страхования (3,6 процента).

Законом установлено, что от уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды освобождаются:

- организации любых организационно-правовых форм в части выплат работникам, являющимися инвалидами i, ii, iii групп и получающими пенсии по инвалидности;

- общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

- индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами i, ii, iii групп и получающие пенсии по инвалидности.

Законом определен порядок формирования государственных внебюджетных фондов в 1999 году.

В сфере налогового законодательства принят федеральный закон от 6 января 1999 г. "О внесении дополнений в отдельные законы российской федерации о налогах".

Законом предусмотрены льготы по налогу на добавленную стоимость и на прибыль для организаций кинематографии. Так, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Установлено, что до 31 декабря 2001 года не подлежит налогообложению прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направленная на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Установлено также, что до 31 декабря 2001 года прибыль организаций кинематографии, направленная на финансирование строительства кинозалов (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных на указанные цели, включая проценты по кредитам, исключается из налогооблагаемой прибыли.

Закон направлен на оказание государственной поддержки развитию отечественного кинопроизводства, а также строительству современных кинозалов.

Продолжается правотворческая работа по упорядочению налоговых льгот, предоставляемых юридическим лицам, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях (зато).

Принято постановление правительства российской федерации от 11 января 1999 г. n 41 "о внесении изменений и дополнений в постановление правительства российской федерации от 15 июня 1998 г. n 595", которым расширены направления использования средств, оставляемых в распоряжении юридических лиц в виде дополнительных налоговых льгот, при этом введены соответствующие нормативы.

Так, не менее 40 процентов налоговых льгот должно направляться на инвестиции и создание новых рабочих мест, не менее 10 процентов - на инвестиции в социальную сферу, остальные - на пополнение собственных оборотных средств.

Средства, оставляемые у юридических лиц в виде дополнительных налоговых льгот, за исключением сумм, направляемых на пополнение собственных оборотных средств, не должны превышать объемы инвестиций, предусмотренные в проектах программ развития зато. В противном случае сумма превышения зачисляется в бюджет зато.

Установлено также, что предоставление дополнительных налоговых льгот не должно приводить к увеличению дотаций из федерального бюджета, выделяемых бюджету зато.

При нарушении установленных правил органы местного самоуправления зато принимают решения об отмене дополнительных налоговых льгот.

По постановлению инвестиционные проекты должны быть утверждены в установленном порядке, иметь экспертные заключения и разрешения на их реализацию.

Постановление направлено на обеспечение эффективного использования налоговых льгот, предоставляемых организациям, осуществляющим свою деятельность в зато, путем стимулирования их инвестиционной активности, сокращения безработицы, оздоровления финансов этих организаций.




















. Цены на асфальтировку. . . . . фото.