Статьи

Главная страница  >>   Новости





(1). Магазин на экране.

Это не телепередача, а наше общее недалекое будущее. Когда значительная часть покупок будет осуществляться через интернет - при помощи кредитных карточек. Как при этом не стать добычей компьютерных мошенников? и какую карточку удобнее использовать для интернет-шопинга?

прок изобилия.

Первый интернет-магазин появился в 1995 году. Это был американский amazon.com, Который торговал книгами. Выбрать и оплатить приглянувшуюся новинку стало возможным, не выходя из дома. Понятное дело, наличные в монитор не засунешь. Поэтому самой распространенной формой оплаты интернет-покупок стали пластиковые карты.

Доходы виртуального магазина в несколько раз превысили ожидаемые - дело и впрямь оказалось очень выгодным и для продавцов, и для покупателей. Первым не нужно было создавать "настоящие" магазины - арендовать или покупать землю и оборудование, нанимать продавцов, платить им зарплату.

Клиенты же экономили время, которое прежде тратили на поход по магазинам: куда быстрее оказалось включить компьютер и открыть нужную web-страницу.

На западе сейчас зарегистрированы сотни тысяч интернет-магазинов, совокупный годовой доход которых составляет несколько миллиардов долларов. В россии же первые электронные супермаркеты появились в 1997 году. Сегодня их около 700, наиболее популярные - sendflowers.ru, cdland.ru, bolero.ru, 24х7.ru, ehouse.ru, Вoomerang.ru.

КАК оплатить покупку? в принципе, простейший способ - отдать деньги курьеру, который доставил вам выбранный на экране компьютера товар. Но это не всегда устраивает продавцов. Ведь покупатель может изменить свое решение и отказаться от сделки уже после того, как к нему примчался курьер. А это лишние накладные расходы. Поэтому подавляющее большинство магазинов предпочли принимать к оплате именно пластиковые карты.

Самый ходовой товар в рунете (русском интернете) - это книги. На втором месте стоят комплектующие к компьютерам, далее - видеокассеты, музыкальные диски, услуги провайдеров, доставка цветов, услуги туристических фирм - покупка путевок, авиабилетов.

Электронная коммерция у нас только развивается. На сегодня ежегодный оборот российских виртуальных магазинов составляет около $25 млн.

(Предполагается, впрочем, что эта цифра за ближайшие пять лет может возрасти до $500 млн). "Мизерный", по мировым меркам, оборот российского интернет-шопинга вполне объясним: доступ к глобальной сети есть далеко не у каждого (всего около 3 млн. Россиян постоянно пользуются интернетом), да и пластиковые карты у нас не так распространены, как на западе. Стоит отметить, что и банков, активно работающих с интернет-магазинами, пока немного. Бизнес для россии новый, и техническое обеспечение эквайринга (то есть обслуживания операций с пластиковыми картами в торговых точках) виртуальных магазинов есть далеко не у всех.

На сегодня самыми "продвинутыми" банками с точки зрения интернет-технологий являются альфа-банк, гута-банк, банк "платина", росбанк. Кроме того, есть несколько компаний, которые предлагают услуги эквайринга электронным магазинам - прежде всего это cyberplat и assist. В частности, cyberplat, обязанный своим появлением банку "платина", сегодня обслуживает около 150 российских интернет-магазинов.

Самые популярные карты в интернете - visa и europay. Их принимают к оплате все виртуальные магазины - как российские, так и зарубежные. Менее распространены diners club, amex и jcb. Некоторые отечественные интернет-супермаркеты готовы работать с картами российских платежных систем "золотая корона", stb, unioncard.

О пользе нравственности.

Безопасность покупок через интернет - тема отдельная. Сколько написано о том, что хакеры вскрывают сайты, воруют реквизиты пластиковых карт, не говоря уж об электронных магазинах-однодневках, которые создаются лишь для воровства денег со счетов клиентов.

По словам банкиров, занимающихся обслуживанием интернет-магазинов, стопроцентной защиты от мошенников в интернете нет. Любое, даже самое совершенное заграждение можно взломать, а внешне солидный электронный магазин может оказаться на деле просто липой.

Опасность быть облапошенными поджидает и любителей "клубнички", то есть посетителей виртуальных секс-шопов. По словам банкиров-карточников, уровень безопасности на таких сайтах значительно ниже, чем в обычных интернет-магазинах. К тому же клиент может всего раз посмотреть эротические картинки, заплатить за них, а потом выяснится, что еженедельно или ежемесячно с его пластиковой карты списывается по $3-5.

Дело в том, что, посетив один раз порномагазин, клиент, сам того не желая, автоматически становится его подписчиком, а за это надо платить.

Короче, чтобы максимально защитить себя и свои деньги от воровства, стоит запомнить несколько простых правил.

По словам банкиров, прежде всего надо узнать, через какой банк работает тот или иной интернет-магазин. Предполагается, что ни один уважающий себя банк не будет сотрудничать с сомнительной конторой. В частности, не мешает выяснить, остаются реквизиты карты на сервере магазина или нет (для этого нужно через "свойства" компьютера посмотреть, с каким именно сервером в момент оплаты происходит соединение). Дело в том, что при наличии соответствующей договоренности между эквайром и магазином данные с карточки могут поступать напрямую на сервер банка, минуя магазин. Это очень удобно для клиентов, ведь уровень безопасности банковских серверов значительно выше, чем в интернет-магазинах.

Есть и еще один простой способ проверки надежности виртуальной "лавки". Если магазин предлагает товары в два-три раза дешевле, чем в целом по рынку, вполне вероятно, что это магазин-однодневка, созданный как раз для того, чтобы обокрасть незадачливых покупателей.

В конце концов, существует такая вещь, как репутация. Можно поспрашивать друзей, коллег, которые пользуются интернет-магазинами. Или посмотреть в самом интернете рейтинги лучших магазинов - например, в том же rambler (www.rambler.ru), В Разделе top 100.

Сами банки помимо обычных мер безопасности предлагают клиентам для покупок в интернете пользоваться специальными пластиковыми картами. Первопроходцем в этой области оказался гута-банк, предлагающий всем желающим международную карту visa [email protected], предназначенную только для покупки товаров через интернет,- снимать наличные или расплачиваться в "реальных" торговых точках по visa [email protected] нельзя. Зато она может использоваться для оплаты через интернет любых товаров и услуг в любых электронных магазинах во всем мире, в том числе услуг сотовой связи, интернет-провайдеров, туристических компаний, предприятий гостиничного бизнеса.

Каждой такой карте платежная система visa international присваивает особый статус, который позволяет технологически обеспечить повышенную безопасность платежей. Кроме того, все операции, совершаемые с использованием visa [email protected], гута-банк детально проверяет на предмет несанкционированного доступа, и на сегодня по ним не зарегистрировано ни одного случая мошенничества. Полугодовое обслуживание карты стоит $2, минимальная сумма - $20, неснижаемый остаток - $10.

Впрочем, есть и другой безопасный способ оплаты покупок через интернет. В частности, на западе приобретают все большую популярность так называемые электронные кошельки (уже сейчас на их долю приходится около 3% всех платежей в интернете). Электронный кошелек - это своего рода хранилище виртуальных денег, в центре которого находится специализированный сервер - виртуальный банк.

В ближайшее время питерский банк "таврический" планирует получить от цб лицензию на использование "электронных кошельков". Есть подобные проекты и у гута-банка, "платины", альфа-банка.

Стать владельцем электронного кошелька просто. Для начала с сервера банка (его адрес www.paycash.ru) ПОльзователь скачивает программное обеспечение "электронного кошелька", устанавливает его на персональный компьютер и открывает свой счет в виртуальном банке. Затем на этот счет нужно внести деньги. Сделать это можно через сбербанк, почтовым или банковским переводом и другими способами.

Управлять счетом - например, оплачивать покупки в интернет-магазинах или переводить деньги другим пользователям - можно при помощи того же "кошелька". По словам руководителя проекта рaycash виктора достова, система безопасности "электронного кошелька" на порядок выше, чем при обслуживании через интернет обычных пластиковых карт. Дело в том, что для "электронных кошельков" используются более современные системы защиты от несанкционированного доступа. В частности, для управления таким счетом нужно ввести электронную подпись (так называется сложная система персональных кодов), а ее подделать практически невозможно.

В настоящее время платежи из "электронных кошельков" принимают более ста российских интернет-магазинов, и их число постоянно растет.

Где "брат" твой?

при подготовке статьи я решилась на первую в своей жизни покупку в электронном магазине - лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посоветовавшись с банкирами, я выбрала один очень популярный и заслуживающий доверия интернет-магазин (не будем его называть, дабы нас не заподозрили в скрытой рекламе). На оформление заказа видеокассеты фильма "брат-2" у меня ушло всего несколько минут. При этом, правда, пришлось зарегистрироваться на сайте магазина, оставив там свой e-mail, а также указав имя и фамилию. Мне предложили два способа доставки (курьером или по почте) и три - оплаты (наличными курьеру при доставке кассеты, денежным переводом или при помощи пластиковой карты). Я выбрала последнее. Тут же на экране компьютера высветилось название банка, который обслуживает этот магазин, с вопросом, доверяю ли я этому банку настолько, чтобы оставить реквизиты своей пластиковой карты. Банк оказался знакомым, более того, согласно рейтингу "профиля", он входит в десятку крупнейших российских финансовых институтов. Так что я без колебаний ввела в компьютер данные своей карточки, а также сумму, которую можно списать с моего счета.

Оговорюсь сразу: пин-код вводить не надо, а если вдруг на сайте магазина вас попросят его набрать, то лучше отказаться и вообще не пользоваться услугами таких продавцов. В подобном случае есть большая вероятность нарваться на мошенников.

На авторизацию (выяснение, что на моей карте есть $4, достаточных для оплаты видеокассеты) ушло минут пять. После этого мне сообщили, что кассету доставят через три дня (у каждого интернет-магазина свои сроки доставки товаров: по москве обычно от двух до пяти дней, в регионы и за границу - около двух недель), в обозначенное мной при заказе время. Что, собственно, и произошло. Поэтому я могу констатировать, что мой первый опыт общения с интернет-магазином оказался успешным. Позвонив в банк, я узнала, что с моего счета были списаны именно $4. Кстати, выяснить, сколько именно денег банк забирает с карточки, можно тремя способами:

позвонить в банк по телефону круглосуточной поддержки клиентов, посмотреть на сайте банка (для этого нужно ввести реквизиты карты) или дождаться стандартных ежемесячных выписок со счета.

Что касается безопасности, то, доверяя банку и интернет-магазину, я все же решила подстраховаться, использовав для оплаты карточку, срок действия которой истекал через месяц, а на счете оставалось не более $10. Так что гипотетическим мошенникам поживиться было бы особо нечем. График 1. Распределение эмитированных в россии пластиковых карт по платежным системам на 1 апреля 2001 года (всего эмитировано 5 280 000 карт)

europay international 28,7%

visa international 21,7%

diners club international 0,2%

union card 29,7%

"золотая корона" 13,2%

stb 5,5% график 2. Распределение операций по эмитированным в россии пластиковым картам за i квартал 2001 года (общая сумма операций за i квартал 2001 года 50,7 млрд. Рублей)

europay international 25%

visa international 36,1%

diners club international 0,2%

union card 29,4%

"золотая корона" 7,5%

stb 1,8%




















Обслуживание и на дому. . Авторучка, магазин . . доступный .