Статьи

Главная страница  >>   Новости





14 июля - день российской почты.

Жизнь диктует перемены.

В сентябре прошлого года министерство российской федерации по связи и информатизации на 5-м международном симпозиуме "почтовая связь - инфраструктура современного общества" впервые озвучило основные направления предстоящего реформирования почты россии. Спустя полгода рабочая межведомственная группа подготовила проект концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, реализация которой, по мысли разработчиков, существенно повысит качество почтовых услуг, обеспечит социальные гарантии сотрудникам отрасли.

Накануне дня работников почты россии мы попросили начальника кемеровского управления федеральной почтовой связи а. М. Смирнова рассказать о грядущих переменах и сегодняшних задачах почтовиков.

- Александр михайлович, наваш взгляд, реформа почтовой отрасли - это дань времени или насущная необходимость? меня лично очень смущает такой посыл концепции: "низкое качество почтовых услуг в россии в значительной степени обусловлено существующей организационно-правовой структурой организаций федеральной почтовой связи". За этим видится желание "разрушить до основания", но вот что будет затем?

- в настоящий момент при имеющейся структуре доходов, существующей технологической организации, техническом оснащении почта исчерпала возможности развития. И отрасль начинает тихо умирать.

Главная посылка реформы состоит в создании федерального государственного унитарного предприятия "почта россии" с последующим его акционированием, то есть существующие сегодня 84 управления связи с правами юридических лиц будут составлять единое целое. Такое предприятие весьма привлекательно для инвесторов. Почта интересна своей сетью, приближенностью к людям, она вездесуща, будь то спальный или промышленный район города, мегаполис или населенный пункт в глухомани. Так что, наверное, очередь из инвесторов есть, только когда она начнет двигаться?

- и куда? почтовая сеть - это доходы в городах и убытки за их пределами, поскольку включает в себя километры и километры, часто бездорожья. Не получится ли так, что финансироваться и процветать будут рентабельные отделения связи, убыточные же - сельские - просто-напросто ликвидируются?

- согласно концепции, дележа на плохих и хороших нет, выделяются такие структурные единицы, как федеральная транспортно-сортировочная сеть, региональная сеть доставки, которая будет обеспечивать сбор и доставку почты от и до пунктов федеральной сети, то есть руководить почтальонами и их средствами передвижения, обеспечивая при минимуме затрат высокое качество услуги. Сеть почтовых отделений будет заниматься продажей широкого спектра почтовых (в том числе финансовых) и сопутствующих услуг.

Как это будет выглядеть конкретно, сказать трудно - детальных проработок пока нет. Заявлено только, что задача каждой структуры работать на уровне мировых стандартов, стать конкурентоспособной.

Посыл хорош, но вот как сохранить лакомые кусочки, которые у почты отнимались и отнимаются? простой пример с доставкой пенсий. Процент един, хоть отнеси деньги через улицу, хоть отвези за 200 км. Потому альтернативные структуры, созданные соцзащитой, появились в городах, где затрат минимум, село же "подарили" почте, которая несет несоизмеримые с доходами расходы. И мы вынуждены согласиться, поскольку являемся государственным учреждением.

- По закону "о федеральной почтовой связи" на территории россии почта обязана обеспечить граждан, предприятия и организации только универсальными почтовыми услугами. Доставка пенсий в их число не входит, услуга эта договорная, равно как и доставка периодики. Так почему вынуждены соглашаться?

- в том-то и парадокс - сохранить сеть можно, имея пакет услуг - от простых писем до комфортных ускоренных почтовых отправлений. Потому мы развиваем как универсальные, так и нетрадиционные виды услуг, занимаемся коммерческой деятельностью. Организовали торговлю товарами повседневного спроса в почтовом отделении не от хорошей жизни, без этого мы не в состоянии выполнять свою основную функцию - доставить в срок письменную корреспонденцию.

- Кстати, о сроках. В европе до 90 процентов корреспонденции попадает к получателю на следующий день после отправления. В мире за эталон берется формула g+4-5, то есть день отправления плюс четыре-пять дней. А у нас какой расчет?

- по контрольным срокам, установленным для каждого направления. По области они составляют g+2-4 дня, за ее пределами - g+от 6 до 20 дней. В кузбассе 97 процентов потока писем проходит в контрольные сроки, по россии - 61 процент.

Разумеется, клиентов такая тихоходность не устраивает, в регионах с развитым бизнесом возникают альтернативные ускоренные доставки. Оказанием комфортных услуг сегодня в россии занято 78 негосударственных операторов. Они "откусывают" лакомые кусочки, и составить им конкуренцию мы не можем, не позволяет техническая оснащенность и твердые тарифы.

- А как же ваша ускоренная почта, ускоренные переводы?

- эти технологии успешно используются, кемеровская торгово-промышленная палата кузбасскую почту за их внедрение отметила дипломом. Но в общем объеме это "одна ласточка", которая, как известно, погоды не делает. Чтобы деловая переписка шла по стране за g+1-2, как в германии, нужен не почтовый вагон, а быстроходный транспорт, автоматизированная обработка.

- Германия маленькая...

- Не такая уж и маленькая, хотя, конечно, россия по просторам больше соизмерима с канадой. Там почтовая реформа началась в 1981 году, сегодня система отработана, доставка в самые удаленные районы составляет g+4-5. Интересен канадский опыт еще и тем, что снабжение северных малонаселенных районов идет по почтовым каналам, то есть почта выполняет определенную социальную функцию.

- Ну у нашей почты социальных функций не перечесть - от "замороженных" тарифов до бесплатного почтового обслуживания военнослужащих. Из каких средств покрываются эти расходы?

- есть строка в госбюджете, но фактически из собственных ресурсов, которые тают с каждым часом. Поясню на конкретном примере. До недавнего времени весьма благополучным считался таштагольский почтамт, после реформирования металлургической отрасли доходы его резко упали - местные предприятия утратили право юридических лиц, а значит, нет деловой корреспонденции, нет переводов по алиментам.

- В таштаголе убавилось, в новокузнецке прибавилось...

- Да, убыточные почтамты существуют за счет прибыльных, в нашей отрасли действует система перекрестного субсидирования.

- Минутку, для многих сельских районов почта - бюджетообразующая отрасль. Сегодня областное управление связи за каждый из своих филиалов вносит 5 процентов от прибыли в местные бюджеты, сумма рассчитывается по удельному весу основных фондов и фондов оплаты труда. Единая "почта россии" вряд ли будет безубыточна, потому что за счет богатых территорий будут подпитываться бедные, а нет прибыли - нет и поступлений на места. Кто от этого выиграет?

- система налогообложения вряд ли изменится, возможно это и будет тот резерв, который необходим для развития почты. Наша задача предложить качественную услугу. Но вот тут образовывается порочный круг: качественная услуга требует высоких технологий, скоростных доставок, на которые нет средств, добыть которые можно, применяя высокие технологии и скоростные доставки.

- Вы забыли добавить: и специалистов, могущих эти самые технологии применить.

- Специалистов мы как раз имеем, более того, учим молодежь, оплачивая 50 процентов стоимости обучения. Уже третья группа из 30 человек проходит курс в новосибирском колледже сибирского госуниверситета телекоммуникаций и информатики. Если оставшаяся сумма - 2500 рублей в год - для работника неподъемна, выделяем беспроцентную ссуду.

Вопрос в другом - останутся ли специалисты в отрасли? еще года три назад был конкурс на рабочие места на почте. Зарплата была невелика, но выплачивалась стабильно. Сегодня она выросла - в 2001 году в сравнении с предыдущим на 52 процента, в первом квартале года нынешнего еще на 40 процентов. Правда, эти цифры хороши лишь для отчетности: зарплата почтовиков составляет 61 процент от средней по россии, в два раза меньше, чем средняя по кузбассу. В других регионах коллеги получают и того меньше, поскольку мы сумели развернуться на рынке нетрадиционных услуг так, что вошли в десятку лучших уфпс россии. А определенная часть каждого заработанного рубля пополняет доходы работников.

- Почтамты, районные узлы связи сегодня хоть и филиалы уфпс, но имеют простор для приложения сил, поощряются смекалка, творческая мысль. Не превратит ли реформа коллективы-единомышленники в толпу наемных рабочих?

- какой бы ни была структура почты, обязательно будут востребованы опыт и знания. Специалистов своего дела среди почтовиков кузбасса немало. В этом году почетным званием "мастер связи" награждены тамара николаевна кононова, начальник междуреченского почтамта, людмила михайловна черных, экономист гурьевского почтамта, наталья ивановна томилина, почтальон белова, тамара яковлевна емельяненко, начальник киселевского почтамта. Администрация области почетной грамотой отметила шесть человек, благодарственным письмом - десять. Сегодня в управлении связи работают 5500 человек, и задача каждого - обеспечить качественные почтовые услуги жителям кузбасса. Решать ее оперативно, с минимумом затрат поможет развитие отрасли.

Тамара малышкина.




















. Скидки на диагностику автомобиля - .